VII. Установление контакта со взрослыми и отношение к обследованию.

Выделяют следующие виды эмоциональных отношений со взрослыми:

1. Интимно-личные - стремление к физическому контакту, такое стремление, как правило, является признаком острого дефицита такого общения.

2. Активно-положительное ребенок радуется.

3. Спокойно-положительное.

4. Пассивно-положительное.

5. Конфликтное, амбивалентное: двойственность, противоречивость отношения.

6. Индифферентное:

При наблюдении за ребенком, его отношения со взрослыми определяют сформированность чувства дистанции. Оно может быть от фамильярного "ты", что говорит о заниженном чувстве дистанции и может свидетельствовать о задержке психического развития или низком культурном уровне социальной среды; до повышенного чувства дистанции: беспрекословное послушание (как правило, это воспитывается в семье с авторитарным стилем отношений, говорит о выраженной ориентации на взрослого).

Часть детей во время эксперимента действуют автономно от взрослого, как по своей программе.

VIII. Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения. Эти показатели в процессе эксперимента определяются по мере того, как использует, принимает помощь испытуемый.

Существуют разные квалификации видов помощи.

Например, по содержанию:

1. Стимуляция - тип помощи, когда говорят: "Подумай!", "Проверь еще раз", "Ты хорошо подумал?" и т.п. Это дополнение недостаточно сформированного контроля. Такой вид помощи бывает достаточен тем детям, которые обладают слабыми волевыми усилиями, у них недостаточно выражена мотивация.

2. Эмоционально регулирующая помощь. Она, как правило, выражается в словах: "Ты же умный мальчик, у тебя все получается" и т.п. Такой вид помощи необходим неуверенным, тревожным детям.

3. Направляющая - заключается в активизации произвольного внимания ребенка. Для этого используют следующие высказывания: "Не спеши", "Как ты говоришь", "Посмотри внимательно на образец", "С чего ты начнешь?", "Дальше?.."

Можно использовать другие приемы. При этом необходимо придерживаться следующих ограничений: не следует давать никаких конкретных указаний относительно того, какие действия надо делать; не следует оценивать ни избран­ные ребенком способы работы, ни полученный результат.

4. Организующая - это такой вид помощи, при которой ребенок выполняет исполнительские действия, а контроль и оценку производит взрослый. Происходит как бы разделение функций между ребенком и взрослым. Примером наиболее выраженной формы организующей помощи является так называемый "пошаговый контроль" за работой ребенка. Здесь дается полная программа действий.

5. Обучающая - взрослый непосредственно сам предлагает ребенку способ действия, и объем оказанной помощи имеет существенное диагностическое значение, поэтому она оказывается в минимальном объеме. Например, взрослый указывает ребенку возможность применения иного способа действия, но не объясняет, как надо действовать. Больший объем помощи предполагает задавание вопросов - "подсказок", наталкивающих ребенка на нужный способ работы. Только после того взрослый переходит к специальным приемам, как ограничение объема, предъявленного материала, обсуждение отдельных операций, совместное выполнение некоторых из них. Показ способа работы с его одновременным объяснением является самой большой по объему обучающей помощью. Вне зависимости от объема обучающей помощи, оказанной ребенку, необходимо предложить ему сходное задание для того, чтобы проконтролировать усвоение способа решения.

Наши рекомендации