Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе
1. Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.)
2. Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.
3. Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка.
4. Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» — или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.
5. Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.
6. Если ребенка в классе не любят и отвергают, его родителям необходимо:
· способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.
· самое главное — оказать поддержку своему ребенку. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы.
· приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.
· проявлять по отношению к обидчикам терпимость и сдержанность; Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога, для этого необходимо быть готовыми к сотрудничеству с учителем и психологом.
· Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают — немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками — не отправляйте его в школу.
· Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому, скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.
Памятка для учителей
Ребенок – жертва
- его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;
- на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
- во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
- его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
- хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
- во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
- опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
Содержание профилактических индивидуальных бесед
Для проведения индивидуальных бесед с учениками, их родителями можно использовать схему, в основе которой пятишаговая модель интервью. Модель представлена пятью шагами или стадиями, каждая стадия отличается содержательно.
Первая стадия – структурирование, достижение взаимопонимания. Ее маркируют как «Привет!».
На первой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут, учитель структурирует ситуацию. Он дает ребенку (подростку, родителю) информацию о своих желаниях и возможностях. Учитель устанавливает контакт с ребенком (родителем), учитывая его индивидуальные и культурные особенности.
Собеседнику учителя на этой стадии необходим психологический комфорт, он решает задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации в целом и личности учителя.
Эта стадия заканчивается, когда достигнуто понимание и доверие между собеседниками, что может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю» (учитель), «Меня слушают внимательно, я доверяю этому человеку» (ребенок или родитель).
Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации. Учитель ищет ответы на вопросы: Какова цель нашей встречи? Как он сам видит, в чем проблема? Каковы его возможности в решении этой проблемы? Основной целью этой стадии является выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей собеседника. Эту стадию интервью маркируют как «В чем проблема?»
Сбор информации – процесс структурированный. Во всем многообразии представленной информации необходимо выделить: 1) общую картину, внутри которой определяются темы. В центре общей картины – сам собеседник. Его отношение к кому бы или чему бы то ни было есть отдельная самостоятельная тема; 2) в рамках каждой отдельной темы важны не столько интерпретации собеседника (его «правда»), сколько факты; 3) следует обратить внимание на эмоциональное отношение собеседника к перечисленным фактам; 4) не менее значимыми являются особенности суждений собеседника относительно причин, породивших его проблему; 5) необходимо определить, что собеседник предпринимал в качестве действий, поведения для решения своей проблемы. Такого рода сведений обычно бывает достаточно для точного выделения проблемы клиента. На материале представленной информации учитель уясняет потенциальные возможности клиента в решении проблемы.
После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить как желаемый результат. «Чего вы хотите добиться?» - маркировка этой стадии интервью.
Учитель помогает собеседнику определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть, чего он хочет достичь. Обсуждаются также вопросы о том, как собеседник узнает, что результат достигнут, зачем ему нужен этот результат, что произойдет после того, как желаемый результат будет достигнут.
Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений.Маркировка этой стадии – «Что можно сделать по этому поводу?»
Учитель и его собеседник работают с различными вариантами решения проблемы. На этой стадии уместно задавать вопросы типа: «Что вы уже предпринимали для решения проблемы?», «Что еще можно сделать по этому поводу?» «Как вы собираетесь это делать (достигать поставленной цели)?», «Что будет если вы это сделаете?». Поиск альтернатив необходим с целью избегания ригидности поведения, появляется возможность выбора среди альтернатив, уточняются средства и способы достижения намеченных целей, осуществляется выбор наиболее оптимальных путей и способов решения задач. Эта стадия предполагает творческий процесс. Учитель исследуют личностную динамику собеседника. Этот этап может быть продолжительным по времени.
Учитель должен учитывать индивидуальные, семейные, культурные отличия собеседника. То, что является верным решением с точки зрения учителя может быть неверным для собеседника. Следует учесть и тот факт, что для некоторых людей нужны четкие директивные рекомендации.
Пятая стадия интервью предполагает обобщение предыдущих этапов и переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа – «Вы будете делать это?». Результатом беседы может стать изменение мыслей, действий и чувств собеседника в его повседневной жизни. Из практики собеседований известно, что некоторые люди ничего не делают для изменения. Активную жизненную позицию человека определяет договор о совместной деятельности, в котором учитель обязуется что-то выполнить со своей стороны, и договаривается о выполнении рекомендаций со стороны собеседника. Разговор может закончиться фразой «А когда мы снова с вами встретимся через неделю, мы обязательно поговорим, что у каждого из нас получилось, и что не удалось. Уверена, вместе у нас все получится так, как задумали».