Представления о считалках в языковом сознании
Современных уральских школьников
(экспериментальные данные)
Все отмеченные нами тенденции функционирования игровых текстов детского фольклора находят подтверждение в современной школьной среде. Мы провели эксперимент на выявление актуальности в языковом сознании современных школьников представлений об анализируемых текстах (считалке).
В исследовании была применена методика свободного ассоциативного эксперимента (по И.А. Стернину). Испытуемым (25 учащимся 3-4 классов школы №8 г. Асбеста) предлагалось дать реакции на слово-стимул (Приложение 3, 4 ). Эксперимент показал, что опрашиваемые испытывают затруднения в определении концепта «считалка». Было выдвинуто следующее предположение: если в моделируемом ассоциативном поле будут преобладать эмоционально-оценочные, чувственные, иррациональные компоненты, то можно говорить о закрепленности кода восприятия текстов в сознании носителей языка.
Ассоциативное поле детских текстов отличается как устойчивостью, так и вариативностью. Устойчивы оценочные ассоциаты: интересная (14), веселая (11),злая (9), возможно это связано с фабулой некоторых считалок: убил, зарезал…), добрая (8); эмоциональные ассоциаты: задорная (4), смешная (5). Интересны индивидуальные тематические ассоциации, отмеченные в собранном материале. Именно они ярко демонстрируют специфичность ментального пространства фольклорного текста, в котором переплетаются сказочные (король, Мишки Гамми, Том и Джерри,Скрудж Макдак ), реально-бытовые элементы ( имена мальчиков и девочек, певцов; люди разных профессий - охотник, портной, сапожник, машинист, ), а также элементы концепта «Еда» (помидор, апельсин, яблоко, лимон) и концепта «Животные» ( еж, петух, козел, мышки, змея, конь, крыса, заяц и другие, вероятно, они переплетаются со сказочными элементами). Доброе и злое, как в сказках, переплелось и в считалках.
Редко присутствуют цветовые и чувственные ассоциаты. Главное в считалке – ритм, краткость, легкое запоминание текста, так как с нее начинается игра.
Эксперимент по достраиванию текста считалки позволил выявить кодовый знак вариативность. Предполагалось, если финал неоконченного текста будет по своему содержанию совпадать с текстом считалки, то в сознании носителя языка считалка закреплена.
Испытуемым, учащимся 4 класса школы №8 г. Асбеста (20 человек), были предложены 2 считалки с разными сюжетными ходами ( Приложение 5).
В считалках о том, как катилась мандаринка, во-первых, происходит процесс варьирования на уровне отдельных слов, во-вторых, наблюдается процесс варьирования концовок, в-третьих, в одном тексте объединяются две разные концовки.
«Катилась мандаринка»
Катилась апельсинка
По имени Маринка.
Уроки не учила,
И двойку получила.
А когда пошла гулять,
Получила цифру пять.
Катилась апельсинка
По городу Малинка
Уроки не учила,
Двойку получила.
А потом пошла гулять,
Получила цифру пять.
Катилась апельсинка
По имени Маринка.
Уроки не учила,
Двойку получила.
А когда пришла домой,
Получила цифру ноль.
Катилась апельсинка
По имени Маринка.
В школу не ходила,
Двойку получила.
А когда пошла гулять,
Получила цифру пять.
Катилась мандаринка
По имени Иринка.
Уроки не учила,
Двойку получила.
А когда пошла гулять,
Получила цифру пять.
А когда пошла домой,
Получила цифру ноль.
Катилась мандаринка
По имени Иринка.
Уроки не учила
И двойку получила.
А потом пошла гулять,
Получила цифру пять.
А пятерка не моя,
А чужого короля.
А потом пошла домой,
Получила цифру ноль.
В считалках о золотом крыльце также происходит процесс варьирования на уровне отдельных слов, наблюдается варьирование концовок и в одном тексте объединяются две разные концовки.
На золотом крыльце сидели
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
На золотом крыльце сидели: