Основные характеристики развития познавательных процессов. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
Глоссарий
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированная основная образовательная программа -образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28)
Амблиопия- формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы; наиболее частая причина – косоглазие
Атаксия - расстройство согласованности в сокращении различных групп мышц при произвольных движениях; причина нарушения равновесия и координации движений
Высшие психические функции (ВПФ) - сложные прижизненно формирующиеся системные процессы, социальные по происхождению; особый вид психических функций, которые полностью отсутствуют у животных
Глухота- полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой восприятие речи невозможно; глубокое, стойкое двустороннее нарушение, приобретенное в раннем детстве или врожденное.
Гиперкинезы- Непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц. Могут наблюдаться в покое и усиливать при попытках произвести движение, во время волнения.
Дактильная речь - общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака – дактилемы, которые складываются в целостные речевые единицы.
Детский церебральный паралич (ДЦП)- поражает большие полушария, регулирующие произвольность движения, речь и другие корковые функции; основной клинический симптом ДЦП – нарушение двигательной функции, связанное с задержкой становления и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами.
Дефицитарное развитие - нарушения отдельных систем: слуха. Зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Инклюзивное образование -обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Компенсация – сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций; важнейшая разновидность адаптационных реакций организма на повреждение, заключающаяся в том, что непострадавшие органы и системы берут на себя функцию поврежденных структур путем усиления или качественной перестройки функции.
Локальный нормативный акт - это фактически "закон", действующий в рамках конкретной организации. Такой документ обязателен для всех работников организации, если в самом локальном акте не установлено иное.
Образовательная организация -некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
Ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры, или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
Онтогенез- процесс развития индивидуального организма, в психологии – формирование основных структур индивида в течении его детства.
Особые образовательные потребности (нужды) - это потребности детей, которые по той или иной причине затрудняются получить образование, включая детей с физическими и умственными недостатками, детей, испытывающих постоянные или временные трудности для получения образования, связанные с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими факторами.
Парез - неполный паралич, ослабление функций какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы.
Положение - нормативный правовой локальный акт, который устанавливает правовое положение (права, обязанности, ответственность) органа управления образовательной организации, структурного подразделения или основные правила (порядок, процедуру) реализации полномочий образовательной организации.
Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Специальные образовательные условия обучения (воспитания) - специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено).
Специальные образовательные условия - условия обучения и воспитания, включая, в том числе, специальные учебные программы и методики обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебники и учебные пособия, адаптированная среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ лицами с особенностями психофизического развития».
Специальные условия для получения образования - программы, методы обучения и воспитания, специальные учебники и пособия, технические средства, услуги ассистента (помощника), обеспечение доступа в здания и другие, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной.
Технология- совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Тремор- Дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка). Тремор может проявляться при целенаправленных движениях (например, письме).
Тугоухость- Стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи; степень выраженности – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Учащийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Хондродистрофия- врожденное заболевание костно-хрящевой системы, характеризующееся неправильным, непропорциональным ростом частей тела и нарушением окостенения, вследствие чего может наблюдаться карликовый рост, укороченные конечности при нормальной длине позвоночника.
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Роль зрения в отражении человеком окружающей действительности огромна. Психическая деятельность человека – это деятельность сложной системы анализаторов, которые обеспечивают поступление нормальной информации об окружающем мире. Зрительные ощущения и восприятие дают человеку наибольшее количество данных широчайшего диапазона. И.М. Сеченов отмечал, что глаз различает восемь категорий: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение, что позволяет адекватно отражать пространственные отношения.
Зрение играет важную роль во всех видах деятельности, с помощью зрения человек осуществляет контроль за правильностью выполняемых действий.
Частичная или полная потеря зрения влечет за собой тяжелые потери, иногда не восполнимые в области чувственного познания.
Невозможность или ограничения в получении зрительных стимулов влечет за собой отклонения в психическом развитии, которые в современной психологической литературе обозначаются как деривационные поражения.
Качественные особенности психики лиц с нарушенным зрением проявляются, хотя и в разной степени, почти во всех областях психической деятельности: изменяется система взаимодействия анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования понятий, речи, нарушается соотношение образного и понятийного мышления, наблюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере и некоторых чертах личности, специфический характер приобретает ориентировочная деятельность.
Слепота – наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения, или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций.
По степени сохранности остаточного зрения различают:
- абсолютную (тотальную) слепоту, при которой полностью на оба глаза выключены зрительные ощущения;
- практическую слепоту, когда наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущениеили форменное видение;
Остаточное зрение характеризуется:
- неравнозначностью взаимодействия различных зрительных функций и несоответствием их параметров;
- неустойчивостью зрительных возможностей и снижением скорости и качества переработки информации;
- наступлением быстрого утомления из-за снижения функциональных возможностей зрения;
Слепота бывает врожденной и приобретенной.
Нарушения зрительного анализатора делятся:
- прогрессирующие (постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса)
- непрогрессирующие (врожденные пороки зрительного анализатора: астигматизм – недостаток преломляющей способности глаза; катаракта – помутнение хрусталика).
Категории детей с нарушением зрения:
- слепорожденные
- рано ослепшие;
-лишившиеся зрения после 3-х лет жизни
У слабовидящих может наблюдаться соматическая ослабленность (недостаточность сердечнососудистой системы, соматовегетативные отклонения), нарушается осанка и походка, наблюдаются изменения в моторике, могут быть навязчивые движения (давление на глазные яблоки, покачивания головой, туловищем). Широко распространена гипокинезия, снижение двигательной активности. Часто отмечаются нарушения нервной системы, особенно вегетативной. В ряде случаев из-за сокращения сенсорной афферентации возможны психические изменения личности.
Слабовидение – это значительное снижение остроты зрения.
Причины слабовидения:
1) глазные болезни на фоне общего заболевания организма
2) миопия (близорукость)
3) гиперметропия (дальнозоркость)
4) астигматизм и др
Дефекты зрения при слабовидении:
1. Прогрессирующие
2. Стационарные (непрогрессирующие)
Для того, чтобы более точно представить основные психолого-педагогические особенности обучающийся с нарушением зрения нами приводиться следующая таблица с познавательными процессами и их характеристиками.
Таблица 1
Основные характеристики развития познавательных процессов