Самоуверенность малыша — очко в вашу пользу
— Меня в садике все будут любить.
— Почему?
— Потому что у меня и глазки, и носик, и скоро хвостик вырастет.
Ребёнок очень самоуверен, иногда до такой степени, что это раздражает родителей. Так и хочется сказать: „Ну хватит целовать зеркало!“ — а дочь, конечно, целовала саму себя. Но — сдержитесь. Сейчас это полезно для малыша. Именно такая САМОуверенность делает его отважным исследователем и оптимистом.
Посмотрите, как карапуз раз за разом повторяет свои попытки, когда у него что-то не получается. Он не сдаётся, он учится, он отважно идёт вперёд. Если родители признают это поступательное (наступательное!) движение, никаких особых проблем в семье не возникает.
Буйствует, много капризничает и бунтует тот малыш, чьи родители не видят (или не признают) происходящих в нём изменений.
Протест против семейного тоталитаризма — вот что такое детский бунт.
Держи дистанцию
Задача этого кризиса — поднимаясь на новую ступеньку, оторваться от родителей. Пока ещё не совсем, нет, но всё-таки сделать так, чтобы появилась какая-то дистанция.
Знаменитый эдипов комплекс как раз в это время поднимает голову. Так что первое (и главное), что надо сейчас малышу от нас: понимание и терпение, терпение и снова понимание.
Давайте посмотрим, что появляется в малыше сейчас, на границе между ранним и дошкольным детством, из-за чего поднимает иголки наш маленький ёжик. Только не пугайтесь. Все, что дальше перечислено, не обязано проявляться в вашем ребёнке на все сто. К счастью, эти явления могут проявляться с разной интенсивностью. Просто — знайте и будьте готовы к „неправильному“ поведению. (Знаете, почему мы взяли „неправильное“ в кавычки? Потому что в переходный период оно как раз правильное, то есть в пределах нормы. Неправильно будет, если из всех семи пунктов у вашего юного человека не проявится ни один.)
И ещё. Не искоренять „неправильное“ поведение, а направить его в нужное русло — вот то главное, что требуется от родителей сейчас, да и потом тоже. Так что кое-что зависит и от вас, и от ваших отношений с малышом, и от того, насколько он вам доверяет.
Что нас ожидает
Арина тянет кота с кресла…
На вопрос „Зачем?“ отвечает честно:
— Должна же я кого-то прогнать…
· Негативизм. Малыш отказывается что-то выполнять только по одной причине: потому что сделать это предложили ему вы, взрослый человек.
· Упрямство. Настаивает на чём-то не потому, что ему действительно этого очень хочется, а потому, что сам об этом сказал.
· Обесценивание того, что было привычно, дорого и интересно раньше (так, может сломать игрушку, которую ему не вовремя предложили).
· Строптивость малыша направлена не против конкретного человека (мамы, папы), а против принятых в семье норм поведения.
· Своеволие. Ребёнок хочет делать всё сам. Но если во время кризиса первого года жизни он стремился к физической самостоятельности, то теперь своеволие идет от того, что он желает осуществить свои самостоятельные (личные, персональные) намерения.
· Протест, бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребёнок „находится в состоянии войны вообще — с окружающими; в постоянном конфликте с ними“.
· Деспотизм. Малыш стремится властвовать надо всеми окружающими. Особенно проявляется деспотизм тогда, когда в семье один ребёнок и ему слишком потакают и опекают его.
Кризис и негативное поведение доводят нас больше всего тем, что, как нам кажется, малыш неуважительно к нам относится. И наш родительский авторитет (в случае бездействия) пострадает. На самом деле ребёнок борется со всеми подряд, кто подвернётся ему под руку, — просто для того, чтобы побороться.
Иногда кажется, что он просто физически не способен сказать „да“. Не способен — ну и не надо. Если он постоянно делает всё наоборот, попробуйте и вы давать „обратные команды“. Вам надо, чтобы он подошёл поближе? Скажите: „Отойди во-он туда“. Вам надо, чтобы надел синий костюмчик? Скажите: „Синий костюм мы сегодня надевать не будем“. И не спорьте, пока проходит „кризисный вариант“. Сейчас малышу важно „оторваться“ от вас, чтоб получше почувствовать себя самого, свою независимость, умелость и „самость“. Позвольте ему чуть-чуть отойти — и тогда он скорее вернётся к вам. Милым, добрым и ласковым. А пока — любите его таким, каков он есть.
Обойдёмся без истерик
После года любой ребёнок морально дорастает до истерик. В принципе, поэкспериментировать он может в любое время от года до двух с половиной, но обычно не по своей вине. В этом возрасте он ничего не пытается добиться истерикой, он просто не в силах с собой совладать. В это время истеричное поведение чаще всего случается из-за эмоциональных перегрузок или от усталости. (Пока малыш не может контролировать свои эмоции и не может вовремя остановиться, если его „понесло“.) Когда вы чувствуете, что ребёнок вот-вот сорвётся, сразу же принимайте меры. Предвестники истерики: малыш возбуждён, хнычет, раздражается, капризничает, устал и еле-еле „ползёт“ за вами и другие признаки перегрузок.
Что делать? Помогите ему расслабиться. Подержите на руках, тихо поговорите, погладьте, дайте попить (или из бутылочки с соской, или из кружечки — но через соломинку). Скажите малышу, что понимаете, как он устал, посочувствуйте ему, обнимите (но не спорьте, если он кричит „нет!“). Просто отвлеките его и переключите внимание. („Смотри-смотри, какая машина красная поехала!“, „Кис-кис, иди к нам, у нашего Ванечки тоже есть хвостик“ — и заглядываете ему за спину.) Расскажите незатейливую знакомую сказку или спойте медленную песенку. Если вы всё сделаете правильно, малыш расслабится и истерика не состоится.
Истерика после 2,5–3 лет — совсем другое дело. Это уже не признак крайней усталости, а признак вредности. Теперь, закатывая истерику, он скорее всего проверяет вас на прочность и добивается своего. И от того, как вы будете на эти истерики реагировать, зависит, продолжит он свои эксперименты или прекратит.
Дети подчиняются нам, родителям, в двух случаях:
1) когда им это выгодно;
2) когда знают, что за „преступлением“ непременно последует наказание.
Так что тактика ваша может быть очень простой:
1) показать, что истерикой они ничего не добьются (нет выгоды);
2) доказать, что они будут лишены чего-то приятного (лишить удовольствия — хорошее наказание).
Если ребёнок привык с помощью истерик регулярно добиваться своего, то, конечно, будет продолжать в том же духе много лет. До тех пор, пока хорошенько не усвоит: этот номер не пройдёт.
Так что вся трудность не в его поведении, а в вашем отношении.
Практикум
Ваш малыш закатил истерику Что делать?
Главное — спокойствие, только спокойствие… Выучите правило трёх „НЕ“:
· не паниковать;
· не реагировать;
· не уступать.
Ребёнок постарается втянуть вас в диалог, словесный или действенный, то есть постарается, чтобы вы начали что-то делать.
· Очень твёрдо скажите „нет“ и ни в какие споры, уговоры и переговоры не вступайте.
· Никаких шлепков и подзатыльников. Иначе у ребёнка появится „официальный“ повод рыдать дальше, а вы, почувствовав свою вину, уступите.
· Истерика любит зрителей. Если она проводится дома, оставьте ребёнка одного (проверьте, чтоб „зона“, где находится ваш ребёнок, была безопасной).
· Если уйти невозможно (например, истерика настигла ваше дитя на улице) — оставайтесь рядом, но сделайте вид, что эти вопли вам не мешают. (Да, понимаем, что трудно, зато действенно.) Не реагируйте на реплики прохожих! (Не поддавайтесь, даже если окружающие взывают к совести — ребёнка или вашей.) В конце концов прохожие пройдут, а ребёнок (и его фокусы) останутся при вас.
· Не уступать ни за что. Ребёнок должен понять, что манипулировать собой вы не позволите.
· Ждите. Время работает на вас. Ребёнок должен понять (и поймёт), что таким способом вас из равновесия не выведет и своего не добьётся.
· В переговоры можно вступать только тогда, когда ребёнок утихнет.
· О чём говорить? Обнимите и посочувствуйте: „Мне очень жаль, что ты не сдержался…“, „Я знаю, тебе было плохо“.
· Спросите, что он чувствует. Учите ребёнка выражать своё недовольство словами: как ни странно, но дети этого делать не умеют. Пусть ребёнок скажет, что он чувствует: „я злюсь“, „мне обидно“, „я расстроена“. Такое словесное выражение своих чувств научит его снимать напряжение заранее, не доводя себя (и вас) до истеричного состояния.
Глава шестая
Ребенок-дошколёнок
Буйная фантазия, богатое воображение и неуёмное любопытство превращают ребёнка-дошколёнка в крайне инициативное существо, которому до всего есть дело.
Мама и тётя Лариса весело обсуждают, что делать с крысой, прописавшейся в подполье у тёти. Заряна что-то строит из кубиков, вдруг она поднимает голову и говорит:
— Тётя Ларисочка, я знаю, что делать: вам надо выпить крысиного яда.
Мама и тётя — хором:
— Зачем?
— Чтобы от вас все крыски разбежались.
Если в родительской жизни бывает золотая пора, то она наступает сейчас, когда поутихли баталии кризиса трёх лет. Кстати, именно от вас зависит — когда они утихли. Через полгода или через два. Но в любом случае кризис пройдет. Ребёнок уже многое может сам, но ещё находится в зоне вашего непосредственного влияния (что, согласитесь, и удобно, иприятно). Это к школе у него в голове все поменяется, и он начнёт равняться на учителей и друзей, а пока для него главный авторитет — это вы, родители.
Если ваше мелкое чудо (вище) отстояло-таки право на самостоятельность (точнее, вы в разумных пределах позволили его отстоять), то домашняя междоусобица взрослый—ребёнок
Время почемучек
К нам подбежала собачонка и залаяла.
— А она на всех лает?
— На всех.
— И на хозяйку лает?
— Лает.
— А почему наш Том на хозяйку не мяукает? (А действительно почему? А?)
Два забавных вопроса „Засем?“ и „Посему?“ дошколята могут задавать бесконечно.
Собственно, вы слышали их и раньше, и отвечали на них. Но (обращали внимание?) сами-то ответы малыша интересовали не очень. Был скорее вопрос ради вопроса: словно ваш карапузик вслух фиксировал какой-то конкретный новый факт. Они часто повторяют одно и то же „почему“ по поводу одного и того же стишка — и так столько раз, сколько вы будете его читать.
Ну а теперь пришло время разложить факты (и старые, и новые) по полочкам. Проникнуть в суть, понять не только внешнюю, но и внутреннюю связь явлений, вещей и событий. Настырные „Почему?“, требующие нашего ответа, — верный знак, что представление ребёнка о мире и о себе наконец-то из разрозненных кусочков складываются в целостную картину. Она ещё не полная и по-детски наивная, но она уже есть!
Идём с Ариной по тротуару, с двух сторон — деревья. „Это лес! Мы пошли в лес!“—говорит вдруг она. „Какой же лес? Лес— это когда много деревьев и домов нет, — уточняю я, — посмотри, там, за забором—дома“. „Да, — говорит Арина, — дома стоят за лесом“.
Дети не очень разбираются в причинно-следственных отношениях. „Идём мы по пустыне… вдруг банка сметаны лежит… жарко“, „Солнце на небе, потому что день пришёл..“ Поначалу малыш замечает самый важный для него факт: день — и делает свои выводы, пусть нелепые, но не высмеивайте его. Да, детки ещё во многом не разбираются, но наблюдают, замечают — учатся.
Сейчас ваша задача очень проста: не препятствовать любопытному носику соваться везде и всюду и отвечать на все вопросы, которые так и сыплются из вашего карапуза.
А если не сыплются? Тогда что-то тут не то и есть серьёзный повод задуматься, а не в вас ли причина. Может быть, вы так старательно воспитывали своего ребёнка, что теперь он просто опасается лишний раз обратиться к вам? (Например, зачитывали Большую Советскую Энциклопедию.)
Если он не спрашивает — начинайте спрашивать его сами: „Что выше, этот дом или голубятня?“, „Почему нам жарко?“, „Как ты думаешь, куда ползёт эта улитка?“, „Знаешь, в кого превратится головастик?“, „А что мы увидим за тем поворотом?“ Позвольте ему активно наблюдать и сочинять, проявлять инициативу и не бояться независимо (то есть без испуга, весело и самостоятельно) исследовать мир.
Он предложил вам поиграть в прятки? Кричите „ура“ и играйте. Он рвётся сам „поколдовать“ и превратить снег в воду, а потом его раскрасить? Ну что ж, сегодня вам ещё раз придется мыть полы. Только не забудьте и его пристроить к уборке.
Если он (наконец-то!) обрушил на вас град вопросов — значит, вы всё сделали правильно.
Практикум для почемучек
· Между прочим, дети и сами могут добывать знания (с вашей помощью, конечно). Есть книги, диафильмы, кассеты, где написано и сказано „почему“. А пока малыш будет просвещаться, вы успеете отдохнуть и… продолжить. Пусть теперь он ответит вам на ваши „почему“. Он будет так горд, что вы обращаетесь к нему за помощью, что может просветить вас! Дети гордятся, когда сами могут чему-то научить взрослых.
· Не отвечайте на все вопросы. Предложите ему подумать и слушайте.
· Пользуйтесь методом Сократа и задавайте наводящие вопросы, чтоб, отвечая на них, ребёнок сам нашёл ответ. (Например, почему вокруг так много растёт одуванчиков, хотя никто их не сажает.) Иногда бывает так: задан вопрос, а ответа на него вы не знаете. Например, четырехлетний Лёня спросил меня: „Если Бог хороший, то почему бывает зло?“
Что делать? Если вы скажете честно: „пока я не знаю точно“, „мне надо подумать“, „давай поговорим об этом сегодня вечером…“—ваш авторитет из-за этого не пострадает. Расскажите о чём-то другом, тоже интересном. А на досуге найдите ответ на тот „коварный“ вопрос. Думать полезно не только маленьким. Кстати, детям полезно знать, что есть вопросы, на которые нет ответов. („И может быть, ты, мой малыш, когда вырастешь, сможешь найти на него ответ“.)
Всё успеть во что бы то ни стало
— Мам, включи в ванной свет!
— Зачем?
— Язык помою. На языке у меня паутина, а пауки ещё не завелись.
Внутри каждого ребёнка сидит пружинка под названием „инициатива“ и раскручивает его с утра до вечера. Попробуйте посчитать, что успевает ребёнок придумать и реализовать за каких-нибудь несколько часов. (Порисовала, поела и покормила кукол, поиграла с собакой в мячик, упала-поплакала, сделала зарядку, помыла с мамой пол, половила рыбок в тазике с водой и там же растворила пачку мела, снова помыла всем этим пол и удивилась, какой он разноцветный… Сколько времени прошло? Правильно, всего два часа.)
И в каждое дело ребёнок погружается с головой. Раньше его легко можно было отвлечь, „переключить“ на новое дело.
Теперь же он жаждет осуществить то, что сам замыслил, причём действует упорно и целенаправленно.
Родители, конечно, могут притормозить своё чадо, но, если его действительно что-то интересует и ему хочется это сделать, он будет повторять попытки снова и снова.
Если детка задумала научиться зашнуровывать свои ботинки или укладывать баночки „по росту“, постарайтесь ему не мешать. Дети прекрасно чувствуют, какие новые действия надо им освоить и какие новые способности приобрести. Повторяя одно и то же снова и снова, они оттачивают своё умение, а заодно учатся намеренно и целенаправленно добиваться результата.
Отнеситесь с уважением к его занятиям.
Практикум