Константин Дмитриевич Ушинский
Наш глубочайший поклон и признательность классику педагогики.
– Великий Учитель Учителей, поясни нам смысл гуманного образования!
Константин Дмитриевич Ушинский:
Под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого и не одно формальное образование.
В гуманно-образовательном влиянии учения надо отличить собственно два влияния: влияние науки и влияние самого учителя.
Человека же можно развивать гуманно не только изучением классических языков, но ещё гораздо более и прямее: религией, языком народным, географией, историей, изучением природы и новыми литературами.
Реализм и гуманизм можно найти в каждой науке, и различие это заключается не в различии наук, но в различии способа их изучения.
Воистину, не только наука определяет гуманное направление образования, но сам учитель со своими способами и подходами.
Философ Иван Ильин.
Как долго скрывали его от нас.
– Назови, философ, свои главные идеи!
Иван Ильин:
– В одном человеку отказано: жить без веры.
– Источник веры – в горении сердца.
– Путь к вере и Богу именуется духовной любовью.
– Религиозность есть живая первопричина истинной культуры.
– Истинная учёность не уводит от Бога, а ведёт к нему.
– Жить – значит выбирать и стремиться.
– Только духовный опыт может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни.
– Самым глубоким и могучим источником духовного опыта и веры является духовная любовь.
– Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка и указать ему источник силы и утешения в его собственной душе.
Спасибо философу.
Василий Александрович Сухомлинский.
Вот какими страстными словами обращается он к каждому из нас:
Возлюби Ребёнка.
Возлюби его сильнее, чем самого себя!
Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя!
Всего себя отдавай детям!
И только тогда ты сможешь именоваться Учителем!
Вот придёт некий профессор от науки, примет позу всезнающего и иронически улыбнётся этим словам. «Ребёнка надо любить в меру… – скажет он. – Отдавать ему всего себя не надо».
Кого мы послушаемся, дорогие коллеги? Послушаемся профессора или Василия Александровича?
Конфуций.
Прислушаемся, что говорит своим ученикам Почтенный Учитель Кун.
Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведёт, но не тянет за собой; побуждает, но не заставляет; указывает путь, но позволяет ученику идти самому.
Поскольку он побуждает, а не заставляет, учёба даётся ученику легко.
Поскольку он лишь открывает путь, он предоставляет ученику возможность размышлять.
Согласие между Учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому, – и составляет то, что называется умелым наставничеством.
Самое трудное в учении – научиться чтить Учителя.
Но лишь чтя Наставника, сможет перенять его правду.
Знаете, дорогие коллеги, что со мной сейчас происходит?
Левое ухо моё слышит из глубин 2500-летнего прошлого голос, а правое ухо улавливает эхо из будущего, отдалённого от меня тем же расстоянием. С обеих сторон узнаю голос Почтенного Учителя Куна. Вечная Истина озаряет мою душу, и я спешу влиться в толпу учеников, следующих за учителем и впитывающих Мудрость.
Леонардо да Винчи.
Наш поклон гению – художнику, мыслителю, учёному.
Он – фейерверк мудрости.
Чтобы...
– Чтобы творить жизнь, нужна сердечная теплота.
– Чтобы беречь красоту, не надо пасть в грязь.
– Чтобы завоевать почёт и уважение, нужна не сила, а великодушие.
– Чтобы побудить львят к жизни, надо встряхнуть царственную гриву и издать мощный раскатистый рёв.
– Чтобы заново родиться, нужно летать навстречу Солнцу.
Добавим от Сухомлинского:
Чтобы дать Ребёнку искорку знаний,
Учителю надо впитать в себя море Света.
Прекрасно!
Януш Корчак.
Сейчас мы услышим от него, как надо каждому находить свой источник Света. Он размышляет вслух.
Благодаря теории я знаю, а благодаря практике я чувствую.
Теория обогащает интеллект, практика расцвечивает чувства, тренирует волю.
«Я знаю» не значит: «действую сообразно тому, что знаю».
Чужие взгляды незнакомых мне людей должны преломиться в моём живом «я».
Из теоретических посылок я исхожу не без разбора.
Отклоняю – забываю – обхожу – увиливаю – пренебрегаю.
В результате я, сознательно или бессознательно, получаю собственную теорию, которая управляет поступками.
И это много, если что-нибудь, частица теории во мне приживётся, сохранит право на существование; в какой-то мере повлияет, отчасти воздействует.
Отрекаюсь помногу раз от теории, а от себя – редко.
Ну, что скажете, дорогие коллеги, не правда ли, отличная позиция для поиска в себе учительского Света?
Павел Петрович Блонский.
Вы не смущайтесь, пожалуйста, он сейчас задаст вам прямые вопросы, а вы подумайте, какими были бы ваши ответы.
– Учитель, смотри же, не являешься ли часто именно ты сам главным препятствием для обновления школы?
– Наша школа – школа жизни, но в этой школе жизни будет ли место для тебя, живой ли ты человек?
– Не отбываешь ли ты в классе опостылевшую тебе повинность за гроши ежемесячного жалования, и не проходит ли твоя личная жизнь где-то в стороне, то в томлении и тоске «культурной одиночки», то в моральном падении и опустошении души?
– Любить надо не школу, а детей, приходящих в школу; любить надо не книги о действительности, а саму действительность; не жизнь надо суживать до учения, но надо расширять учение до жизни!
– А самое главное: любите жизнь и как больше живите живой жизнью!
– Учитель, стань человеком!