Проблемы международного дистанционного образования
Развитие технологии электронной коммуникации и появление национальных сетей и интернета постепенно создают возможность использовать методы дистанционного образования для обучения очень большого числа людей не только внутри страны, но и пересекая национальные границы, однако интернационализация ДО в результате использования компьютерной связи и мультимедийного ПО курса обучения представляет реальный вызов делу сохранения местной культурной самобытности.
Международное ДО, особенно на базе компьютерной коммуникации и мультимедийного ПО курса обучения сталкивается с целым рядом проблем. К таким проблемам относятся:
1) язык;
2) содержание изучаемых дисциплин;
3) стиль преподавания;
4) стиль изучения;
5) национальная политика в области образования;
6) региональное сотрудничество;
7) выбор и эффективность моделей дистанционного обучения.
Основной язык интернета мультимедийных продуктов и ПО – это английский. Поэтому студентам дистанционного образования в виртуальных учебных системах вероятно необходимо разбираться в сложных командах на англ. языке для академических целей независимо от того, на каком языке ведётся сам курс. Там, где студенты во время обучения не выходят за пределы собственных языковых групп, несомненно возникает необходимость в программах языковой подготовки в виртуальных учебных системах.
Однако может быть и так, что электронные средства. Однако, может быть и так, что электронные средства могут помочь студентам обойти появившиеся выше трудности и улучшить их знания второго языка. Асинхронные связи позволяют студентам анализировать и составлять послания в свободное время с помощью словарей или других вспомогательных учебных пособий. Хорошо составленные мультимедийные материалы, сочетающие устное и письменное слово могут так же дать и возможность развивать свои языковые навыки в ходе изучения дисциплины.
….
В области дистанционного и других форм образования государственная политика и приоритеты в отношении использования мультимедиа значительно варьируются в зависимости от национального, технического и политического потенциала и существующей образовательной структуры.
Модели международного дистанционного обучения. Существует несколько моделей международного дистанционного обучения, все они предполагают партнерство и мероприятия по местной поддержке студентов. Одной из этих моделей является модель непосредственного обучения. Она основана на создании сети зарубежных филиалов и представительств конкретного образовательного учреждения. Обучение осуществляется по методикам и технологиям, разработанным в головном учебном заведении. На практике данная модель широко используется, например, открытым университетом Великобритании, который осуществляет дистанционное обучение через сеть своих филиалов и представительств во многих странах мира.
Примером модели образовательного учреждения – пользователя курса дистанционного обучения служит открытый учебный институт (ОУИ) Гонконга. который приобретает у других стран пакеты курсов дистанционного обучения и далее адаптирует их применительно к культурной среде своей страны и профессиональным потребностям, а также оценивает успеваемость и выдаёт собственные удостоверения о прохождении курса.
Партнерская модель предполагает заключение контракта, согласно которому один партнер подготавливает и производит материалы, далее, он же экзаменует студентов и выдаёт свидетельство об окончании курса, а другой партнер организует преподавание, систему поддержки и местное управление. Примером такой модели является партнерство университета Южной Австралии с бабтийским колледже в Гонконге. Студенты могут проходить все курсы на месте или провести последние годы в учебном заведении за границей. Эта система опирается в основном на печатные материалы и материалы на базе автономного компьютера.
Модель - «виртуальные учебные системы». Модель широко и активно развивается в настоящее время на основе телевидения и/или компьютерной связи. Этой модели присущи многие черты партнерской модели (студенты по-прежнему будут нуждаться в местной поддержке и использование ИТ, позволяющих преодолевать геополитические границы). Однако данная виртуальная модель предполагает создание региональных и глобальных компаний и консорциумов, где местные организации выступают в качестве посредников и поставщиком вспомогательных услуг и средств электронного доступа. Примером реализации такой модели является Национальный Технологический Университет, который стремится продвинуть свои телевизионные и компьютерные программы высшего технического образования из США в азиатско-тихоокеанский регион. Операторы кабельного телевидения в ряде азиатских центров рассматривают вопрос о создании «учебных каналов» в сотрудничестве не только с отечественными организациями ДО, но и с международными и коммерческими партнерами в области ДО. По-началу они могут действовать как обычное кабельное телевидение и/или телевидение по запросу, но затем быстро перейдут к видеоконференцсвязи компьютерной коммуникации и передачи в режиме on-line. Темпы эволюции этих систем непосредственно связаны с состоянием национальной технической инфраструктуры. Непременным условием существования таких систем является надежная, быстродействующая и высококачественная связь.
ны с состоянием национальной технической инфраструктурыидение по запросу, но затем быстро перейдут к видео
Лекция 6
Эксперимент и проблемы в области ДО в России. С учетом интенсивности развития ИТ в мире меняется и сам образовательный рынок и образовательная среда в рамках которого реализуется процесс обучения. Мировая тенденция всё ярче показывает, что будущее за гибкими электронными моделями образовательного процесса в котором активно используются различные средства и методы и технологии, в т.ч. и дистанционные. Необходимость проведения широкомасштабного эксперимента по внедрению ДО возникла после проведения в 1996 году в Москве конгресса ЮНЕСКО, где было заявлено, что многие страны видят дальнейшее развитие национальных образовательных систем с нарастающим использованием ДО. Россия сразу заявила о себе как об одном из лидеров данного прогрессивного направления, представив конгрессу ЮНЕСКО развернутую программу развития ДО. С целью апробации первого этапа реализации этой программы в июле 1997 года был начат эксперимент в области ДО. В эксперименте участвовали ВУЗы с различной формой собственности: государственный (Московский Государственный Университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)) и негосударственный – Современный гуманитарный университет (институт) (и ещё несколько ВУЗов). В ходе эксперимента предлагалось решить следующие задачи: 1) апробировать и развить разнообразные дистанционные технологии обучения, в т.ч. информационные технологии, опирающиеся на быстро прогрессирующие средства вычислительной техники и телекоммуникации; 2) создать и апробировать специфические учебные материалы, продукты, методику и дидактику их применения в дистанционном учебном процессе; 3) показать, что при доступности образования, получаемого с использованием дистанционных технологий обучения, достигается достаточно высокое качества образования; 4) показать, что высокое качество образования складывается из предметно-ориентированного материала и прогрессивных образовательных технологий, опирающихся на мировые достижения в области ИТ и ДО; 5) убеждение социума…
При подведении итогов эксперимента на коллегии министерства РФ от 25.06.2002 года было отмечено, что в годы проведения эксперимента основная часть была решена ВУЗом, участником эксперимента, было развернуто создание учебно-методического обеспечения обучения электронных и мультимедийных учебников, обучающих компьютерных программ, электронных тестов, учебных видео фильмов, видео лекций, модульных рабочих учебников, построенных на интеграции нескольких учебных курсов, а также новых педагогических приёмов и методик их использования. В ходе эксперимента ВУЗы участники освоили и активно применяют следующие основные типы ДТ:
1) кейсовая (портфельная) технология – это технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) мультимедийных учебно-методических материалов (к ним относятся бумажные, электронные и другие носители) и далее рассылка их для самостоятельного обучения (от англю Case, Suitcase - портфель);
2) телевизионная технология – это технология обучения с использованием телевизионных средств;
3) интернет технология – технология, базирующаяся на использовании современных образовательных оболочек, которые включают инструментарий, группового и тренингового обучения, форм интерактивного взаимодействия студента с преподавателем и друг с другом;
4) информационно-спутниковая сетевая технология – это вариант телевизионной технологии, использующее спутниковое телевидение – это технология реализующая телевизионное обучение, а также обновление и пополнение информацией в локальных сетях через спутниковые каналы связи;
5) учебно-вахтовая технология – это технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения очных форм занятий, в т.ч. нетрадиционных.
Участники эксперимента и масштабы применения дистанционных образовательных технологий (по состоянию по 2002 год)
Наименование ВУЗа | Масштаб применения ДОТ (количество) | ||
Центры, филиалы | Обучаемые | Выпускники | |
Владимирский государственный университет | нет | ||
Московский Государственный Университет Экономики, Статистики, Информатики | |||
Московский Универститет дружбы народов (РУДН) |
Эксперимент позволил выявить целый ряд проблем от решения которых будет зависеть дальнейшее развитие ДО в России. В первую очередь это вопросы, связанные с правовым обеспечением организации ДО. И хотя в последнее время стали появляться необходимые нормативные документы, остаётся целый ряд нерешенных юридических проблем.
Нормативно-правовые аспекты применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
Среди прочих, предусмотренных действующим законодательством форм обучения, в заочной форме наиболее оптимальным образом сочетаются такие характеристики как методическая оправданность, стоимость организации и обеспечение, а также мобильность и доступность для широких слоев населения. По мере развития материально-технической и информационных баз ВУЗов и региональных инфраструктур в практику заочного обучения входят дистанционные технологии, основанные на качественно новых принципах и методического и организационного построения учебного процесса для применения компьютерных средств и использования глобальных средств телекоммуникаций. Было принято несколько законов по министерству образования из которых следует: 1) ДОТ являются законодательно признанными; 2) принятие решения об использовании ДОТ находятся в компетенции образовательных учреждений; 3) возможны различные формы реализации ДОТ, но в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий; 4) ДОТ могут реализовывать опосредственно (т.е. на расстоянии), здесь не подразумевается непосредственный контакт обучающегося и педагогического работника; 5) ДОТ могут реализовываться и не полностью опосредовано (т.е. возможен периодический непосредственный контакт обучающегося и педагогического работника); 6) ДОТ возможно использовать при всех формах получения образовании (очная, очно-заочная и экстернат).
Под ДОТ понимают образовательные технологии реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредовании или при неполностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Лекция 7
…
В СДО размещаются учебные материалы: интерактивные модули, текстовая информация, задачи, тесты. СДО составляет учащемуся оптимальный план занятий и прикрепляет личного куратора обучения. Куратор консультирует студента по сложным темам и вопросам, проверяет выполнение контрольных заданий и помогает готовиться к тестам и экзаменам в режиме On-line.
Наиболее известное в России система дистанционного обучения «Прометей». Её интерфейс переведен на несколько языков, в т.ч. украинский, казахский и английский. Система позволяет полностью автоматизировать все этапы ДО – от приёма заявок на обучения до выдачи сертификата.
Другая известная разработка – платформа компании «Гипер-метод» (WWW.hypermethod.ru) снабжена развитыми средствами синхронного обучения. Она позволяет использовать различные виды трансляций в интернете, текстовые и графические чаты, форумы для общения преподавателей и студентов. В режиме графического «Графического чата» окно браузера используется подобно классной доске в кабинете учебного заведения. Если в чате проходит важная консультация, в протокол сообщений сохраняется. Специальная программа позволяет передавать изображение рабочего стола преподавателя и студента в режиме on-line. Перечисленные системы давно используются многими учебными заведениями и крупными корпорациями.
Информационно-образовательная среда учебного заведения, использующего ДОТ.
С помощью компьютерных и информационных технологий реально возможен переход к формированию информационно-образовательной среды ВУЗа, использующего дистанционные технологии.
Информационно-образовательная среда – системно организованная совокупность средств передачи данных и информационных ресурсов, это аппарат программного и организационно-методического обеспечения, ориентированный на удовлетворение образовательных потребностей. В качестве примера такой и.-о. среды ниже на рисунке представлена система, реализованная в рамках проекта «Института Информационных Технологий». Представленная система предполагает, что информационно-образовательная среда обеспечивает возможность как индивидуального подхода к каждому обучаемому, так и организацию группового обучения. Разработанный комплекс программных средств, объединенный в информационно-образовательную среду, имеет модульную структуру. Он включает: модуль регистрации различных типов пользователей, модуль администрирования учебного процесса, модуль структуризации учебного материала, модуль контроля знаний, систему обмена потоками информации между модулями и элементами системы, систему организации сбора и обработки статистической информации, систему организации многонаправленных потоков информации
…..
|
|
|
|
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|
|
|
|
|
Каждый из элементов информационной среды имеет свою функциональную направленность, например, основные возможности разработанного модуля администрирования учебного процесса следующие: 1) учет личных данных студента; 2) ведение стандартных и индивидуальных; 3) учет успеваемости студентов; 4) автоматический перевод студентов с семестра на семестр; 5) учет учебно-методического обеспечения; 6) финансовая отчетность.
Некоторые формы модуля администрирования учебного процесса: 1) личное дело студента; 2) анализатор учебных планов; 3) контроль успеваемости студентов.
Технология создания компьютерных обучающих программ
КОПР – как программное средство учебного назначения можно представить в качестве системы, состоящей из двух подсистем.
| |||||
|
|
Существует два мнения по методике создания КОПР.
1-ое мнение: преподавателю (он же автор учебных материалов по курсу) достаточно правильно подготовить материалы, а перевести их в компьютерную форму не составляет большого труда.
2-ое мнение: квалифицированный программист может взять любой традиционный печатный учебник и далее без помощи автора может сделать из него эффективное учебное средство.
Решение находится в середине. Создание КОПР это итерационный процесс взаимодействия авторов учебных материалов и разработчиков компьютерных средств. А связующим звеном и организатором этого процесса должны быть специалисты по методике подготовки средств образования.
В технологии создания КОПР можно выделить след стадии: 1) подготовка исходных материалов; 2) разработка программной структуры КОПР; 3) компьютерная подготовка содержательной части КОПР; 4) компоновка КОПР; 5) апробация КОПР с доработкой по её результатам; 6) подготовка и запись дистрибутива КОПР, разработка документации.
В общем виде в обучающую программу входят: 1) четко структурированные, конспективно изложенные учебные материалы; 2) необходимый дополнительный и поясняющий материалы; 3) нормативно-справочные материалы; 4) иллюстрации, представленные всем спектром мультимедиа (графика, анимация, звук, видео); 5) средства тренажа и контроля (диалоговые примеры, деловые игры, тестовые задания, модуль просмотра результатов тестирования).
Характеристика каждого этапа. Подготовка исходных материалов – это первая стадия технологии создания КОПР. На этой стадии важнейшей задачей методиста является доведение до преподавателя специалиста предметной области, те специфические требования, которые предъявляют к учебному материалу данную технологию обучения.
Состав и структура исходных материалов. Основной точкой в подготовке исходных материалов является регламентация их объёма. Если КОПР создаётся как самостоятельное комплексное учебное средство, то должны быть выдержаны определенные структуры КОПР. Главное свойство структуры – это модульность. Необходимость четкого структурирования материала, т.е. более жесткого чем в традиционном учебнике диктуется двумя причинами: 1) организационная
Что облегчает студенту его обучение в отсутствии преподавателя; 2) функциональная – представляет реализацию гипертекстовых переходов при разработке КОПР, эти переходы должны предполагать обособленность смысловых фрагментов тем.
Представление материала может быть выполнено с помощью сценариев, т.е. материал представлен с использованием гипертекстовых переходов от основных схем к поясняющим. В грамотно построенном сценарии студент как бы ведёт диалог с преподавателем, который заранее предусмотрел какие вопросы при обучении материала могут возникнуть у студента, какие типовые ошибки при разборе поясняющих примеров он может допустить, какие подсказки при этом могут понадобиться, к каким фрагментам ему нужно будет вернуться и т.д.
Справочная информация и дополнительный материал должны быть представлены в объёме, необходимом для обеспечения работы студента с основным учебным материалом. В качестве дополнительного, т.е. справочного материала могут выступать терминологический словарь. Он охватывает все термины, которые м.б. непонятны наиболее слабым студентам и не допускать разночтения этих терминов в учебном материале и внутри словаря.
Поясняющие расшифровки по тексту, нормативная база и ссылки на рекомендуемую дополнительную литературу, справочные данные, иные текстовые и графические материалы, не включенные авторами в состав основного материала.
Обзор средств разработки КОПР
Стандартные универсальные оболочки Adobe Acrobat позволяет создавать электронные учебники в виде взаимосвязанных гипертекстовых PDF-файлов. Формат PDF разработан для создания кроссплатформенных электронных гипертекстовых документов.
Справочная система Microsoft Windows представляет собой готовую оболочку для структурированного представления материалов со встроенной организацией гипертекстовых переходов. Недостатки: бедность базового интерфейса.
Microsoft Access – на базе этой программы можно создавать полнофункциональный электронный учебник. Программа позволяет реализовать интерактивные функции для процесса обучения, а также использование средств программирования, настроенных на работу с базами данных.
Модели дистанционного образования
Существует несколько моделей организации дистанционного образования. Первая модель ДО типична для ДО в Азии – Открытый Университет, зачисляющий очень большое число студентов, где преподавание ведётся исключительно методами ДО. Эти открытые сверхуниверситеты часто создаются как национальные учебные заведения, финансируемые из общественных фондов, например, национальный открытый университет Индиры Ганди в Индии.
Вторая модель, примером которой может служить ДО в Австралии, Новой Зеландии и Малайзии. Обучение в университете или колледже происходит и внутри, и за их стенами. В этой модели не проводятся различия между ДО и очным обучением. В плане оценки знаний или выдаче дипломов. А студенты могут переходить от одной стадии к другой.
Третья модель: различные объединения, консорциум, союзы, ассоциации.
Такое сотрудничество подготовки и использования средств ДО повышает их качество и делает эти средства менее дорогостоящими, кроме того без гос. поддержки одному образовательному учреждению практически невозможно обеспечить необх материалами и совр ИТ, ведение образовательного процесса с использованием ДОТ.
Модель учебного центра обладает большим потенциалом по четырем критериям, относящимся к преподаванию в мультимедийной среде:
1. Экономический и организационно обоснованный способ, позволяющий обучающимся получить электронную информацию в удобной форме и при доступной цене. Поскольку учебные центры в настоящее время располагают печатными и аудиовизуальными материалами, они могут дополнить его компакт дисками CD или другими программами на базе ЭВМ, которые студенты будут осваивать коллективно или индивидуально. Учебные центры становятся ядром в сети коммуникации, основанной на аудио или видеоконференцсвязи. Их также можно использовать в качестве опорных пунктов при связи через компьютерные системы.
2. Учебные центры пригодны для организации элементов очного обучения, консультации и других средств в системе образования, где студенты потенциально изолированы от родного «образовательного учреждения». Такой вид поддержки имеет важное значение в плане разъяснений или сглаживания культурных особенностей неизбежно присущих электронному процессу обучения материала и стилю обучения.
3. Учебные центры служат структурной основой для межинститутского сотрудничества, которая расширяет возможности выбора образовательных программ и форм их предоставления доступных для студентов.
4. Наиболее важно, что учебные центры предоставляют место для реального и виртуального взаимодействия между преподавателями и студентами.
Лекция 8
Телеконференция (teleconference) – совещания, участники которого территориально удалены друг от друга и которая проводится с использованием телекоммуникационных средств. Существует 2 вида телеконференций: глобальный – для группового доступа к информации и локальный (типа news groups). К основным функциям телеконференций относится: 1) включение материалов в news groups; 2) рассылка извещений о новых поступивших материалов; 3) выполнение заказов.
С помощью телеконференций возможно организация публичных обсуждений различных вопросов, а также организация обмена мнениями среди слушателей. Основной целью телеконференций является представление оперативной информации для коллективной дискуссии, в которых могут принимать участие тысячи пользователей глобальных компьютерных сетей.
Классы телеконференций
Аудиоконференции – с использованием
Видеоконференции – с использованием средств видеосвязи.
Чаще всего телеконференции используются органами правительства. В классическом понимании телеконференции можно представить как большую доску объявлений
Технические средства для проведения телеконференций
К техническим средствам относится:
1) web-камера – цифровая видео или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать
изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети интернет;
2) экран;
3) устройство ввода голоса;
4) соединение интернет.
Примером самой крупной системы является usenet.
Система usenet – является глобальной системой дискуссий, которая организована в форме рекламных объявлений. Эти объявления обычно пишутся на последних страницах газет.
USENET (or UserNetwork) - Компьютерная сеть, используемая для общении и публикации файлов. Сообщения хранятся на серверах, которые обменивается ими друг с другом. Система в настоящее время работает с протоколом NNTP (Net News Transfer Protocol), который является частью интернет.
Пример, Группа новостей Comp.OS.linus.setup.
Определяет, что эта группа относится к иерахии comp (компьютеры), OS (речь идёт об операционной системе), linus (ОС), setup (решает проблему установки этой ОС).
Структура группы приведена на рисунке:
Comp
InfoSystem databases OS
Boadies wais www
Users providers mise annonce
Примерами телеконференция является работа коллектива авторов над книгой по спискам рассылки, обсуждение проектов и других документов, представление и обсуждение научных докладов и другие.
Видеоконференции – это дву- или многосторонняя связь для передачи звука и данных приложений, которая может использоваться для всех типов совещаний, когда в дополнение к передаче звука необходима визуализация. В этой связи, даже географические разделенные участники конференции могут видеть друг друга.
Важнейшим условием, необходимым для реализации видеосвязи, является наличие канала доступа в интернет, имеющего достаточную пропускную способность. Это связана с тем, что во время проведения сеанса видеосвязи передаются не только голосовые данные, но и видеопоток.
Разумеется, перед отправкой в Сеть передаваемая информация сжимается при помощи специальных алгоритмов, обеспечивающих многократную компрессию, однако, несмотря на это, требования к пропускной способности все равно остаются довольно высокими. Обычно считается, что для обеспечения качественной голосовой связи посредством интернета «ширина» канала доступа в Сеть должна составлять не меньше 64 Кбит/с; для обеспечения качественной видеосвязи эта цифра будет по меньшей мере в два раза больше.
Аппаратные комплексы видеосвязи
Аппаратные комплексы видеосвязи ориентированы на передачу видео HD качества, и соответственно, требуют приобретения дорогостоящего оборудования: терминальных устройств видеосвязи, специальных MCU серверов, средств вывода аудио и видеоинформации (плазменных или жидкокристаллических панелей, мониторов, проекторов, акустических систем).
Класс высокой четкости (англ. High Definition или англ. HD) появился в связи с выпуском на рынок систем ВКС с более высоким разрешением, чем 4CIF, то есть разрешение HD (1280х720), которое требует в несколько раз больше пикселей для построения изображения по сравнению со стандартной видеоконференцсвязью, и, соответственно, для её передачи необходима более высокая скорость.