Преподаватель: Винокурова Н.В.
ПДН 109-209
1. ФГОС НОО. Новые требования и новые возможности
2. Примерная программа по русскому языку для начальной школы.
3. Методика преподавания русского языка как педагогическая наука.
4. Научные основы обучения грамматике и правописанию.
5. Задачи обучения грамматике
6. Содержание и система обучения грамматике.
7. Методы обучения русскому языку. Классификация методов.
8. Теория и технология проблемно-диалогического обучения русскому языку в начальной школе.
9. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку на современном этапе.
10. Русский язык как учебный предмет в начальных классах. Задачи и содержание начального обучения русскому языку. Принципы построения программы по русскому языку.
11. Планирование обучения и работы учителя.
12. Повторение по грамматике и правописанию.
13. Контроль и учет знаний, умений и навыков по грамматике и правописанию.
14. Работа по совершенствованию каллиграфического навыка.
15. Урок русского языка, типы уроков, структура, требования к уроку.
16. Принципы, содержание и построение программы по грамматике, словообразованию в начальных классах.
17. Характеристика учебников и учебно-методических пособий по русскому языку для начальных классов. Краткий анализ вариативных и альтернативных программ по русскому языку в современной начальной школе.
18. Методика ознакомления со звуками и буквами, гласными и согласными.
19. Ознакомление с твердыми и мягкими согласными звуками.
20. Ознакомление с глухими и звонкими согласными звуками и обозначением их на письме.
21. Методика работы над слогом, ударением, ударными и безударными гласными.
22. Методические основы формирования языковых понятий. Сущность грамматических понятий и трудности их усвоения младшими школьниками.
23. Процесс работы над языковым понятием
24. Условия, обеспечивающие усвоение понятий.
25. Грамматические и словообразовательные упражнения, их типы и назначения. Методика применения грамматических упражнений.
26. Грамматический разбор в начальных классах, его значение, место и виды.
27. Методика изучения основ фонетики и графики в начальной школе.
28. Методика изучения морфемного состава слова в начальных классах.
29. Пропедевтика изучения словообразования.
30. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи.
31. Обоснование системы изучения имен существительных в начальных классах.
32. Обоснование системы изучения имен прилагательных в начальных классах. Лексико-стилистическая работа в процессе изучения имен прилагательных.
33. Методика изучения глагола в начальных классах.
34. Методика изучения наречия в начальных классах.
35. Методика изучения служебных частей речи в начальной школе.
36. Специфика урока русского языка по системе Л.В.Занкова; в образовательной модели «Школа-2100».
37. Особенности ознакомления младших школьников с предлогами и союзами.
38. Особенности ознакомления младших школьников с местоимениями.
39. Словообразовательная работа и лексические упражнения
40. Методика работы над элементами синтаксиса и пунктуации в начальных классах. Система расположения материала по годам обучения и ее обоснование.
41. Методика работы над предложением в начальной школе.
42. Методика работы над словосочетанием в начальной школе.
43. Система обучения русскому языку по образовательной модели «Перспективная начальная школа»
44. Система обучения русскому языку по образовательной модели «Планета знаний».
Практические задания.
1. Подберите в учебниках русского языка для начальной школы упражнения:
1) подтверждающие реализацию принципа взаимосвязи изучения всех сторон языка;
2) используемые для подготовки к изучению одного из грамматических понятий;
2. Выполните анализ конспекта урока с точки зрения:
1) использования различных методов обучения;
2) соблюдения требований к уроку грамматики;
3) организации повторения;
4) организации контроля;
5) типов проводимых на этом уроке упражнений;
6) последовательности этапов изучения грамматического понятия.
3. Выполните анализ материала учебника с точки зрения:
1) рассмотрения признаков грамматического понятия;
2) использования различных методов обучения при изучении конкретного грамматического понятия;
3) этапов формирования конкретного грамматического понятия.