Упражнения для постановки голоса в головном регистре.
«Мычание»—утрированное произнесение согласного звука «м» на основном тоне голоса больного, «в маску»; голосом средней громкости, с фиксацией внимания на резонансе полостей и костей носа и черепа. Губы сомкнуты, зубы приоткрыты, глотка расширена.
2. Короткое произнесение гласных звуков «а», «э», «о», «у», «и», «ы» на мягкой атаке. Рот открыт, язык придвинут к нижним резцам, корень его опущен, глотка широкая, лабиализация обычная, свойственная данному звуку. Внимание больного фиксируется на резонансе головы.
3. Произнесение прямых слогов со звуком «м»: «ма», «мэ», «мо», «му», «мы». Сочетание упражнений 1 и 2. Звук «м» произносят несколько утрированно. Гласные редуцированы.
4. Произнесение слогов со звуком «л» в той же манере. Упражнение рекомендуется для перехода от носового сонора «м» к ротовым согласным.
5. Произнесение парных слогов со звуками «м» и «л»: «мала», «мэлэ», «моло», «мулу», «мылы». Применяют для закрепления дифференциации кинестезий при произнесении ротовых и носовых фонем.
6. Произнесение парных слогов со звонкими согласными сонорными и фрикативными звуками «р, «р», «в», «з», «ж». Выполняют так же, как упражнение 5.
7. Произнесение изолированных слов, составленных из согласных звуков «м», «н», «л», «р и гласных, например: «мама», «мыла», «малина», «лимон», «луна», «яма».
8. Произнесение сочетаний из двух слов и спряжение глаголов со звуками «м», «н», «л», «р, «р», «в», «з», «ж» на голосоведении в головном регистре. Возможны сочетания типа «вон яма», «моя мама», глаголы «мыл», «ел», «нарезал» и т. п.
Все упражнения повторяют отраженно за логопедом по 3—5 раз подряд и затем многократно самостоятельно в течение дня. «Опорой» в произнесении упражнений служат сонорные согласные. Гласные звуки произносят редуцированно.
В случае отсутствия изменений в голосовом аппарате достаточно нескольких занятий по обучению правильному голосоведению. Как только больные ощутят кинестетически и смогут на слух дифференцировать свойственную им нормальную фонацию, они будут в состоянии выполнять, опираясь на новое умение, все последующие речевые и вокальные упражнения.
При выявлении у подростков и взрослых с врожденными незаращениями неба фонастении или пареза внутренних мышц гортани применяют приемы, описанные в главе 15. После стабилизации правильного голосоведения в упражнениях приступают к пению.
Вокальные упражнения при ринолалии у подростков и взрослых позволяют не только увеличить подвижность небной занавески, но и развить слух и расширить диапазон голоса. Упражнения охватывают средний диапазон голоса больного. Пение крайних нот диапазона недопустимо. Начальные упражнения строятся на терциях, затем переходят к пению трезвучия по звукоряду и к доступным музыкальным фразам из популярных песен. Для тренировки голоса нет необходимости петь, называя ноты. Больные поют гласные звуки, выполняя упражнения, как вокализы, 3—5 раз подряд в 2—3 приема в течение одного занятия.
Исправление речи у подростков и взрослых с врожденными незаращениями неба представляет собой сложный комплексный процесс перестройки условно-рефлекторных связей в центральной нервной системе, поскольку у них уже сформирован прочный патологический навык, закрепленный многолетним неправильным речевым стажем.
У взрослого, сознательно относящегося к занятиям, легко добиться правильного выполнения отдельных элементов движений, но очень трудно скоординировать навыки правильного физиологического и фонационного дыхания, артикуляции и голосоведения в единый стереотип спонтанной речи.
Психика взрослых больных, которым в течение многих лет проводят неэффективное лечение и производят неудачные операции, часто оказывается травмированной, у них отмечаются определенные личностные изменения. Исправление речи у таких больных должно опираться на постоянную рациональную психотерапию, при проведении которой необходимо учитывать характерные черты личности пациента и его патофизиологические особенности, строение артикуляционного аппарата и состояние слуха. Психотерапия способствует тому, что больные включаются в активную деятельность, требующую мобилизации их духовных и физических возможностей. Она подкрепляет стремление больных к самосовершенствованию и воспитывает социальную доминанту, которая помогает отодвинуть на второй план индивидуальные реакции.