Тема 3.4. Координационная деятельность центральной нервной системы

v Повторить:

· из темы 3.1. «Рефлекс - как основная форма и функциональная единица нервной деятельности» - структуру рефлекторного кольца

· тему 3.3. «Торможение в центральной нервной системе».

Тема 3.5. Частная физиология центральной нервной системы

v Повторить (из курса «Анатомия человека»):

· топографию, строение и проводящие пути спинного мозга.

· топографию и строение различных отделов головного мозга

· черепно-мозговые нервы

· проводящие пути центральной нервной системы.

Тема 3.6. Физиология вегетативной нервной системы

v Повторить (из курса «Анатомия человека»):

· морфологические особенности вегетативной нервной системы в сравнении с соматической

· морфофункциональные особенности симпатической и парасимпатической нервной системы.

Раздел IV. Физиология мышц

Тема 4.1. Механизм и энергетика мышечного сокращения

v Повторить:

· морфофункциональные особенности мышечной ткани (из курса «Гистология»)

Тема 4.2. Сократительная функция мышц

v Повторить:

· классификацию мышц (из курса «Анатомия человека»).

· тему 2.1. «Биоэлектрические явления, механизм их возникновения».

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет и задачи курса «Физиология человека и животных». История развития физиологии. Методы физиологического исследования.

2. История изучения и способы регистрации биоэлектрических явлений.

3. Раздражение и раздражители. Классификация раздражителей.

4. Мембранный потенциал покоя, механизм его возникновения.

5. Потенциал действия, механизм его возникновения.

6. Волна возбуждения как совокупность изменений электрического состояния мембраны.

7. Изменения возбудимости в разные фазы волны возбуждения. Факторы, обусловливающие изменения возбудимости.

8. Местное возбуждение, его отличие от распространяющегося возбуждения.

9. Закон длительности раздражения. Кривая силы-длительности.

10. Закон градиента раздражения. Аккомодация, её механизм и значение.

11. Полярный закон раздражения. Физиологический электротон, его виды и механизмы.

12. Учение Н.Е. Введенского о ритмическом возбуждении. Максимальный, оптимальный и пессимальный ритмы возбуждения. Усвоение ритма.

13. Парабиоз, его стадии и механизмы.

14. Рефлекс как основная форма деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга, ее звенья. Рефлекторное кольцо. Классификация рефлексов.

15. Рецепторные образования, их классификация. Закономерности деятельности рецепторных образований.

16. Общие свойства рецепторных образований.

17. Нервные волокна, особенности проведения возбуждения в миелиновых и безмиелиновых волокнах. Классификация волокон.

18. Свойства нервных волокон.

19. Синапсы, их функциональное значение. Проведение возбуждения в синапсах.

20. Нервные центры, их свойства: одностороннее и замедленное проведение возбуждения, последействие, облегчение.

21. Свойства нервных центров: суммация возбуждения, трансформация ритма.

22. Свойства нервных центров: пластичность, утомляемость, избирательная чувствительность к различным химическим веществам. Тонус нервных центров.

23. Торможение в центральной нервной системе. Роль И.М. Сеченова в исследовании центрального торможения. Пресинаптическое торможение, его механизм.

24. Постсинаптическое торможение, его разновидности и механизмы.

25. Пессимальное торможение, его механизм. Значение различных видов торможения в деятельности организма.

26. Координационная деятельность центральной нервной системы. Взаимодействие и движение процессов возбуждения и торможения как основа координации.

27. Проводниковая функция спинного мозга.

28. Рефлекторная функция спинного мозга.

29. Рефлекторная функция продолговатого мозга.

30. Функциональное значение моста.

31. Функциональное значение среднего мозга.

32. Функции мозжечка. Эффекты повреждения мозжечка.

33. Проводниковая функция ствола головного мозга.

34. Стволовые рефлексы регуляции тонуса мышц, позы и равновесия.

35. Физиология таламуса.

36. Физиология гипоталамуса.

37. Ретикулярная формация, её структурная организация и функциональное значение.

38. Лимбическая система, её структурная организация и функциональное значение. Функции гиппокампа и миндалины.

39. Функции базальных ганглиев.

40. Электрические явления в коре больших полушарий.

41. Ассоциативные зоны коры больших полушарий. Функции таламотеменной и таламолобной систем.

42. Нервная регуляция вегетативных функций.

43. Морфофункциональная характеристика мышечных волокон. Двигательные единицы, их классификация.

44. Механизм, химизм и энергетика мышечного сокращения.

45. Типы мышечного сокращения. Работа и сила мышц.

46. Утомление, его значение и виды. Особенности утомления при динамической и статической нагрузке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учеб. пособие / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачёв. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 687 с. Рекомендовано УМО.

2. Физиология человека: учебник / под ред. Г.И. Косицкого. М.: ООО «Издательский дом Альянс», 2009. 544 с. Допущено управлением. учеб. заведений Минздрава СССР.

3. Новикова Е.И. Методическое руководство к лабораторным занятиям по анатомии и физиологии центральной нервной системы / Е.И. Новикова. Волгоград: Изд-во ВГПУ "Перемена", 2006. 76 с.

Дополнительная

1. Начала физиологии: учебник / под ред. А.Д. Ноздрачёва. СПб: Лань, 2002, 1087 с. Рекомендовано МО РФ.

2. Основы физиологии человека: в 2 т.: учебник / под ред. Б.И. Ткаченко. СПб.: Междунар. фонд истории науки, 1994. Т.1. 567 с.; Т.2. 413 с.

3. Регуляторные системы организма человека: Учеб. пособие / В.А. Дубынин. М.: Дрофа, 2003. 367с. Рекомендовано МО РФ.

4. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие / В.М. Смирнов, Д.С. Свешников, В.Н. Яковлев, В.А. Правдивцев. М.: Академия, 2007. 368 с. Рекомендовано УМО.

5. Физиология человека: В 3 т.: пер. с англ. / под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. М.: Мир, 1996. Т.1. 323 с.; Т.2. 313 с. Т.3. 198 с.

6. Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем: хрестоматия / гл. ред. Д.И. Фельдштейн. М.; Воронеж: МОДЭК, 1999. 568с.

7. Хомутов А.Е. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие / А. Е. Хомутов. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 378 с.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

по «Физиологии человека и животных»

1. Возрастные особенности показателей внешнего дыхания учащихся

2. Влияние дозированных физических нагрузок на функциональное состояние дыхательной системы школьников

3. Исследование функционального состояния дыхательной системы школьников с разным уровнем двигательной активности

4. Изменение гемодинамических показателей в процессе онтогенеза

5. Адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся к физическим нагрузкам

6. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

7. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников в динамике учебного процесса

8. Исследование гендерных особенностей тонуса вегетативной нервной системы студентов

9. Исследование динамики умственной работоспособности учащихся в процессе учебной деятельности

10. Возрастно-половые особенности внимания школьников

11. Исследование влияния учебной деятельности на мнемические функции организма учащихся

12. Возрастно-половые особенности функциональной асимметрии головного мозга

13. Функциональное состояние зрительного анализатора студентов различных факультетов.

Наши рекомендации