Основы формирования графо-моторного навыка.
Методические основы формирования графо-моторного навыка включают в себя следующие способы:
·Копировальный (стигмографический) - обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях, через кальку, точками, или написанных от руки учителем карандашом.
·Линейный метод- в основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению - точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и её частей, т.е. букву, а следовательно и слова писать пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и её половины, наклон, расстояния между элементами.
·Генетический метод - буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.
·Тактический метод- (или ритмический) способ - письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Обучение письму путём прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.
·Звуковой метод (фонематический). Громадное положительные значение звуко-буквенного письма состоит в том, что при обозначении слога оно фиксирует составляющие его отдельные звуковые элементы, в то время как при слоговой системе такой фиксации нет.
В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:
I этап - аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. Большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличие определенных знаний и умений, но и способ объяснения, степень осознания выполненного действия.
На этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требо- ваниями. Т.П. Сальникова утверждает, что на начальном этапе необходимо сосредоточить внимание на графике (постоянный контроль, сличение, корригирование по ходу действия). Особенность организации письма данного этапа в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные циклы: время движения и паузу перед движением, необходимую для осознания последующего движения. Важным условием успешного формирования графо-моторного навыка на данном этапе является развитие умения согласовывать действия глаза и руки. Пальцы должны уметь «слышать» информацию, которую им дают глаза. Использование шариковой ручки в качестве графического инструмента требует сложно координированных движений ведущей руки.
Внимание обращается на важность формирования осознанного «образа действия» – зрительно-двигательного образа буквы. Зрительно-двигательный образ буквы – это представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее элементов. Двигательные элементы представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма соответствующих зрительных элементов, а с другой – закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге. Внимание следует обратить на то, что первый этап обучения может значительно удлиняться, затягиваться, если методика обучения не соответствует закономерностям формирования навыка и возрастным особенностям ученика.
II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие. Большая роль на этом этапе отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ведущим при этом является зрительный контроль. Ученик учится постоянно следить за тем, как он ведет руку при письме, как отставляет друг от друга буквы, пишет ли их на строке. Пишущий зрительно воспринимает написанное и таким образом контролирует правильность изображения слов. При несоответствии зрительным образам слов полученных на письме результатов пишущий вносит поправки.
III этап–автоматизация– фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка.
Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная действительность (а не механические упражнения).