Психический материал развития
Психическим материалом знаний являются образы объектов или действий. Психическим материалом развития являются психические операции. Эти операции осуществляются в психических процессах. Поэтому психическое развитие учащихся предполагает формирование новых психических операций в психических процессах.
Процессы ощущений. Можно выделить 13 видов ощущений в зависимости от видов образов: 1) зрительные; 2) слуховые; 3) обонятельные; 4) вкусовые; 5) тактильные; 6) температурные; 7) болевые; 8) кинестетические; 9) равновесий; 10) вибрационные; 11) органические; 12) сексуальные; 13) эмоциональные (ощущения отношения своего Я к воспринимаемому, представляемому образу).
Первые четыре вида ощущений известны. В тактильном ощущении отражаются характеристики объекта при прикосновении, трении, давлении. В кинестетических отражаются положения различных органов в пространстве относительно тела. Эти ощущения координируют работу костно-мышечного аппарата и служат предметом развития на уроках физкультуры и на уроках труда. Ощущения отвечают за положение всего тела в пространстве. Органические ощущения фиксируют изменения в работе внутренних органов. Высокоразвитые органические ощущения способствуют созданию оптимальных условий для жизнедеятельности человека. Отличительной чертой долгожителей является тонкое ощущение полезных и вредных воздействий на организм и благодаря этому быстрое устранение отрицательных воздействий. Эти ощущения необходимо развивать и формировать через них биологически и психически целесообразные привычки, способствующие оптимальному функционированию организма.
Менее известны в литературе ощущения эмоций. Эмоция радости, любви, злости и т. п. формируются в организме человека. Это целостная реакция всего организма, где участвуют как психика, так и сома. Люди отличаются по своим ощущениям эмоций. Чем тоньше человек ощущает свои эмоции, тем более точно он может прогнозировать свои поступки, тем богаче его внутренняя жизнь. Значимые эмоции хранятся в памяти людей и являются знаниями в этой области.
Восприятия. Восприятия отличаются от ощущений тем, что здесь, в отличие от парциальных характеристик, формируются целостные образы предметов и явлений. Обычно в литературе выделяют пять видов восприятий: зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное.
Представления. Это процесс воспроизведения вторичных образов. Если при ощущениях и восприятиях есть в наличии стимул, то в представлении его нет. Образ воспроизводится из хранилищ психики.
В литературе не всегда четко отмечается количество представлений, существующих у человека. Можно утверждать, что существует представлений столько, сколько ощущений — тринадцать.
Развитие представлений имеет большое значение для понимания учебного материала, так как дети с недостаточно развитыми представлениями с трудом его понимают и плохо запоминают.
Воображение. Воображение — это психический процесс построения новых образов. В процессе воображения изменяется последовательность образов по отношению к последовательности, представленной в восприятии. У писателей обычно хорошо развит процесс воображения.
В. Я. Ляудис отмечает, что во время пребывания А. С. Пушкина в лицее существовал кружок, в котором лицеисты упражнялись в развитии воображения. Это, возможно, послужило тому, что из этих стен в то время вышло много выдающихся людей. В настоящее время нельзя считать, что у учащихся эффективно развивается этот психический процесс [12].
Память. Существует тринадцать видов памяти, столько, сколько ощущений первичных образов. Выделяется четыре функции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. В литературе имеется много технологий по развитию памяти. Однако в школе доминирует метод заучивания через повторение. Дети мало обучаются приемам запоминания. Необходимо увеличивать не только объемы памяти, но также скорость и арсенал приемов запоминания.
Мышление. Можно выделить четыре типа мышления в зависимости от материала, который подвергается аналитико-синтетической обработке: предметное, образное, знаковое, символическое. В предметном мышлении операции проводятся с предметами: ребенок из песка делает различные предметы, рабочий обрабатывает деталь, женщина делает себе прическу и т. п. В образном мышлении материалом являются образы (наиболее распространенными являются зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические). В знаковом мышлении материалом являются знаки, которые обозначают предметы или явления. Слова являются одним из материалов знакового мышления. В символическом мышлении операции проводятся с символами. Это символы в алгебре и т. п. Они отличаются от знаков тем, что в разных ситуациях им придается различное значения либо они вообще не имеют значения. Слова без понимания смысла превращаются из знаков в символы.
Раннее развитие символического мышления вызывает различные мнения о целесообразности такого подхода. Символическое мышление можно отождествить с отвлеченным. М. Доналдсон утверждает, что «... не приходится сомневаться, что, придавая столь большое значение отвлеченным способам мышления, мы превращаем получение образования в нашем обществе в трудное для человеческого интеллекта предприятие, предприятие, от которого многие отказываются уже на начальных этапах ([6], С. 97).
А. Н. Уайхед, один из крупнейших современных мыслителей в области педагогики, утверждал: «Можно спорить, человеческая рука создала человеческий мозг или мозг создал руку, одно несомненно: связь между ними глубокая и взаимопроникающая» (Цит. по [6]). Знаковое и символическое мышление требует оторваться от образов, но оно оказывается наиболее продуктивным в плане понимания, когда базируется на образах и практических действиях.
Как отмечалось выше, в своем труде «Стратегия гения» Роберт Б. Дилтс описывает феномен А. Эйнштейна: «Вместо слов или метематических формул Эйнштейн мыслил преимущественно с помощью визуальных образов и ощущений... Вербальные и математические плоды этих раздумий появились лишь после самого главного — творческого осмысления проблем» (Цит. по [2], С. 22). Таким образом, опора в процессе обучения в школе на символический (отвлеченный, абстрактный) психический материал может привести к тупику для некоторых детей.
Это происходит прежде всего с теми, кто не может мыслить вне конкретных образов либо вне конкретных операций. Эти дети показывают низкие результаты по вербальным тестам, отстают в обучении. Как итог всего этого может наблюдаться их уход из школы.
К тупику может привести обучение детей, которые легко усваивают символический (отвлеченный, абстрактный) материал. Легко осваивая символический учебный материал, они в дальнейшем могут испытывать огромные трудности при решении конкретных жизненных задач.
Поскольку в настоящее время вводятся в школе различные учебники, основанные на разных подходах, то требуются очень глубокие научные обоснования того или иного подхода. Без всестороннего психологического обеспечения таких подходов в развитии детей могут быть непоправимые последствия.
Можно выделить понятийное и допонятийное мышление. В понятийном присутствует понимание, в допонятийном происходит манипулирование материалом без понимания. Описанные выше различные подходы должны базироваться прежде всего на понятийной составляющей мышления.
Мышление бывает логическое, критическое, креативное, интуитивное. В школе обычно занимаются развитием логического мышления. Критическое мышление в школе не приветствуется. Редко предоставляется ученикам возможность высказывать сомнения, возражать. Креативное (творческое) мышление — это набор таких операций, которые приводят к выходу за установленные рамки. Креативное мышление определяется оригинальностью, гибкостью, беглостью. Ниже будут даны тесты определения этих характеристик.
Для развития мышления детей необходимо предоставить им возможность комбинировать с различным психическим конкретным материалом. А. Эйнштейн относил свои выдающиеся способности к комбинаторной игре со «знаками», «образами» и прочими элементами, как «визуальными», так и «мышечными». Эйнштейн писал: «Такая комбинаторная игра, по-видимому, является существенной составляющей продуктивного мышления» (Цит. по [2], С. 22).
В школе можно развивать продуктивное (креативное) мышление учащимся, используя мозговой штурм в разных его вариантах. Есть множество других педагогических технологий развития мышления учащихся.
Речь. Речь — психический процесс, служащий средством передачи образов. Речь бывает устная и письменная, внутренняя и внешняя. В школе необходимо развивать грамотность, творческость, точность выражения мыслей, краткость, понятность выражения мыслей.
Воля — это психический процесс, который направлен на преодоление препятствий, возникающих в деятельности человека. Для тренировки воли необходимы препятствия. Малые препятствия слабо развивают волю. Большие препятствия могут привести к отказу от деятельности, может произойти сшибка. Оптимальные препятствия тренируют волю в оптимальной степени, при этом для каждого человека оптимальный уровень свой.
Развитие воли имеет огромное, основополагающее значение в развитии интеллектуальной сферы. Воля развивает интеллект, контролирует эмоциональную сферу. Об этом будет изложено подробнее в психологическом обеспечении процесса развития.
Эмоции. Выделяют четыре базовые эмоции: любовь, страх, злость, агрессия.
Мотивация. Развитие у учащихся желания заниматься, учиться и т. п.
Психомоторика. Развитие у детей психомоторики необходимо для успешного усвоения умений писать и т. п.
При описании педагогических технологий можно использовать обозначения действий, выполняемых педагогом и учащимися. Действия учащихся можно разбить на психические (внутренние) и физические (внешние) (рис. 6).