Профессиональное общение и установление педагогически целесообразных взаимоотношений педагога высшей школы и студентов

Семинар № 8(2 часа)

Возможные задачи занятия:

· углубление представлений будущих магистров об установлении деловых взаимоотношений с коллегами и студентами, о способах разрешения конфликтов;

· развитие умения планировать и организовывать учебное и научно-исследовательское общение студентов;

· освоение методов изучения обучающимися индивидуальных особенностей общения педагогов высшей школы.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Общие понятия о педагогическом общении и педагогически целесообразных взаимоотношениях.

2. Особенности педагогического общения в условиях высшей школы. Стили общения.

3. Групповое и индивидуальное научно-исследовательское и учебное взаимодействие преподавателя и студентов в вузе.

4. Конфликты, их виды. Проблема урегулирования конфликтных ситуаций во взаимоотношениях вузовского преподавателя и студентов.

Рекомендуемая литература:

1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. – Ярославль, 1989.

2. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов н/Д, 1993.

3. Вердербер Р. Психология общения. – СПб., 2005.

4. Гликман Н. Качество образования и этика преподавателя (текст). // Высшее образование в России. – 2006. - № 5. – С. 117-121.

5. Гольцов Г.г. О профессиональной этике преподавателя. // Образование и общество. – 2002. - № 3. – С. 43-44.

6. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Юнити, 2003.

7. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2006.

8. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. – Новосибирск: САФБР, 2008.

9. Захарова Д.К., Кибаенов А.Я. Этика делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.

10. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

11. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – Нальчик, 1996.

12. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов н/Д, 1993.

13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2005.

14. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

15. Тюников Ю., Мазниченко М. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия. // Высшее образование в России. – 2004. - № 12.

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Семинар № 9 (2 часа)

Возможные задачи занятия:

· освоение норм и правил речевой культуры;

· овладение навыками речевого взаимодействия и публичного выступления;

· развитие приёмов невербального общения как вспомогательных средств речевой выразительности.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Речь как деятельность общения, её функциональные особенности. Виды речевой деятельности. Современные факторы формирования речи.

2. Речевой этикет и культура речи педагога высшей школы.

3. Ораторское искусство преподавателя: психолого-педагогические и риторические условия действенности речи педагога (психологические особенности собеседников, заинтересованность слушателей, эмоциональность, правильность, убедительность, логичность речи, лексические и стилистические приёмы и пр.)

4. Жест, мимика, пантомимика как формы неречевого общения, их взаимосвязь с речью. Невербальное поведение собеседника как информационный источник управления речевым взаимодействием.

Рекомендуемая литература:

1. Ахьямова И.А. Барьеры невербального общения в подготовке будущих социальных педагогов и специалистов по социальной работе. // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 6. – С. 43-48.

2. Бадмаев Б.Ц. Выступление, беседа – всегда общение. – М., 1983.

3. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, 1996.

5. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 1993.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. – М.: Лабиринт, 1996.

7. Исаева Т.Е. О коммуникативной культуре преподавателя вышей школы. // Известия вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. – 2003. - № 1. – С. 83-88.

8. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. Полное руководство. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

9. Поваляева М.М. Психология и этика делового общения/Серия «Высшее образование»/. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

10. Скок Г.Б., Салкова О.В. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя. // Советская педагогика. – 1990. - № 5. – С.101-103.

11. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.

12. Ширяев Е.н. Культура русской речи и эффективность общения. // Культура русской речи: Учебник для вузов. – М., 2000.

Наши рекомендации