Примерный перечень основных занятий на месяц
Учебно-методический комплекс
Развернутоеперспективное планирование по программе воспитания и обучения в детском саду
Подготовительная к школе группа
Авторы-составители Н. А. Атарщикова,
И. А. Осина, Е. В. Горюнова
Волгоград : Учитель, 2010
УДК 372.21 ББК 74.100 Р17
Авторы-составители
И. А. Осина, Е. В. Горюнова,М. Н. Павлова,
Т. И. Кандала
Развернутоеперспективное планирование по программе под редакции» Р17 М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа / ав-сост. И. А. Осина, Е. В. Горюнова, М. Н. Павлова, Т. И. Кандала. - Волгоград : Уч тель, 2010.-119 с.
ISBN 978-5-7057-2234-1
В пособии предлагается развернутое перспективное планирование, составленное по «Пр грамме воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильеве В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, для подготовительной группы по разделам: ребенок и окр жающий мир (предметное и природное окружение, явления общественной жизни, экологич ское воспитание), развитие речи и подготовка к обучению грамоте, знакомство с художестве ной литературой, формирование элементарных математических представлений, изобразител ная деятельность, конструирование и ручной труд. Применение удобной табличной формы, с держащей четкое определение целей и задач работы с детьми, позволит педагогическому коллективу обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание малышей в условии ДОУ.
Предназначено методистам и воспитателям всех видов дошкольных учреждений; мож быть полезно специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заЕ дений.
УДК 372.2 ББК 74.1С
ISBN 978-5-7057-2234-1
О Коллектив авторов-составителей, 2009 О Издательство «Учитель», 2009 © Оформление. Издательство «Учитель», 2009 Последнее издание, 2010
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ведущими целями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче- -ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи, обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Цель пособия- помочь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми 6-7 лет (подготовительная группа), способствовать целенаправленному системному доступному планированию по Программе, полагаясь на методические рекомендации к ней.
Распределение тематики занятий по неделям достаточно условно, не требуется соблюдать его буквально. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут планировать по своему усмотрению.
Перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми (на учебный год) представлен по следующим разделам:
• Развитие речи. Художественная литература. '
• Формирование элементарных математических представлений.
• Ребенок и окружающий мир: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное окружение. Экологическое воспитание.
• Организация проведения прогулок.
• Обучение правилам дорожного движения.
• Физическое воспитание.
• Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация.
• Конструирование и ручной труд.
• Музыкальное воспитание.
Примерный перечень основных занятий на месяц
(при работе по пятидневной неделе)
Виды занятий | Количество занятий |
Ознакомление с окружающим миром: | |
Предметное окружение. Явления общественной жизни | |
Природное окружение. Экологическое воспитание | |
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | |
Художественная литература | |
Формирование элементарных математических представлений | |
Рисование | |
Лепка | |
Аппликация | |
Конструирование, ручной труд | |
Физкультурное воспитание | |
Музыкальное воспитание |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку - одна из главных. Эта общая задача включает такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи.
В содержание блока «Подготовка и обучение грамоте» входит совершенствование фонематического слуха, формирование представления о предложении, обучение делению предложения на слова, слова - на слоги и звуки, составление предложений из 2-4 слов и слов из 2-3 слогов.
К концу года дети могут:
• Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
• Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
• В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
• Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
• Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
• Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Соответственно программе на раздел «Развитие речи» отводится 34 занятия.
Е. В. Валъчук
Месяц | № п/п | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Лето | Учить: - подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов; - отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов | |
Лето | Учить: - составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложе ния, используя вводные слова и слова в переносном значении; - согласовывать существительные с прилагательными в роде, чис ле и падеже | ||
Лето | Репродукция картины русского художника (пейзаж). Учить описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки | ||
Осень | Учить: - сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; - подбирать синонимы и антонимы; - отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов | ||
Октябрь | Осень | Учить: - узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении; - понимать и использовать слова в переносном значении | |
Осень | Учить: - подбирать слова, используя рифму; * - различать простейшие случаи многозначности слов |
Продолжение табл.
Осень | Учить: - подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов; - воспринимать смысл пословиц, выраженный образно | ||
Осень | Репродукция картины русского художника (пейзаж). Учить описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки | ||
Ноябрь | Моя Родина | Познакомить с историческим событием, вошедшим в основу провозглашения 4 ноября праздничным днем. Учить составлять короткие рассказы о знаменательных датах в истории своей Родины. | |
Моя семья | Учить составлять рассказ о своей семье по опорным вопросам | ||
Моя семья | Развивать умение: - составлять рассказ из личного опыта: - формулировать личную оценку поступков героев; - воспринимать смысл пословиц, выраженный образно | ||
Моя семья | Учить восстанавливать деформированный текст повествовательного характера | ||
Декабрь | Моё здоровье | Развивать умение: - составлять рассказ из личного опыта; - подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов; - воспринимать смысл пословиц, выраженный образно | |
Зима | Учить: - сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; - подбирать синонимы и антонимы; - отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов | ||
Зима | Учить: - узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении; - понимать и использовать слова в переносном значении | ||
Зима | Репродукция картины русского художника (пейзаж). Учить составлять описательный рассказ по картине | ||
Январь | Зима | Учить: - подбирать слова, используя рифму; - различать простейшие случаи многозначности слов | |
Зима | Учить: - составлять рассказ о зимних забавах по картинкам и опорным вопросам; - подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов | ||
Дикие животные | Учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами | ||
Домашние животные | Учить участвовать в коллективном составлении рассказа по серии картинок и опорным вопросам. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами | ||
Февраль | Домашние животные | Учить: - составлять загадки о предметах, выделяя их существенные при знаки; ! - подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами ; |
Окончание табл.
Друзья-животные | Учить: - участвовать в коллективном составлении рассказа по серии кар тинок и опорным вопросам; - формулировать личную оценку поступков героев | ||
Друзья-животные | Развивать умение: - придумывать концовки к рассказам; - воспринимать смысл пословиц, выраженный образно | ||
Наша армия | Учить: - коллективно составлять рассказ по серии картинок; - формулировать личную оценку поступков героев; - воспринимать смысл пословиц, выраженный образно | ||
Март | Друзья-животные | Учить восстанавливать деформированный текст повествовательного характера | |
Весна | Репродукция картины русского художника (пейзаж). Учить составлять описательный рассказ по картине | ||
Весна | Учить: - сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; - подбирать синонимы и антонимы; - отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов | ||
Весна | Учить: - узнавать реальные признаки весны в их поэтическом выражении; - понимать и использовать слова в переносном значении | ||
Апрель | Весна | Учить: - подбирать слова, используя рифму; - различать простейшие случаи многозначности слов | |
Весна | Репродукция картины русского художника (бытовой жанр). Учить: - составлять описательный рассказ по картине; - формулировать личную оценку поступков героев | ||
Транспорт | Учить: - участвовать в коллективном составлении рассказа по серии кар тинок и опорным вопросам; - подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов | ||
Мой друг | Формировать умение: - составлять небольшой рассказ творческого характера; - формулировать личную оценку поступков героев; - воспринимать смысл пословиц, выраженный образно | ||
Май | Мой друг | Развивать умение: - придумывать концовки к рассказам; - формулировать личную оценку поступков героев; - воспринимать смысл пословиц, выраженный образно | |
День рождения | Учить использовать правила речевого общения с окружающими | ||
Профессии | Учить: - подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов; - составлять загадки о предметах, выделяя их существенные при знаки | ||
Моя Родина | Формировать умение: - составлять небольшой рассказ; - воспринимать смысл пословиц, выраженный образно |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Тема, цели занятия 1-й недели | Тема, цели занятия 2-й недели | Тема, цели занятия 3-й недели | Тема, цели занятия 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | Занятие 1 Скоро в школу | Занятие 2 Дети идут в школу (сюжетный рассказ) | Занятие 3 К. Ушинский. «Четыре желания» | Занятие 4 Явления природы (рассказ по предметным картинам) |
Цели | Закреплять умение составлять рассказ по памяти по теме «Что я видел в школе». Учить подбирать обобщающие слова для группы предметов «школьные принадлежности». Дать представление о понятиях «речь», «слово», «предложение». Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к слову | Обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу». Закреплять понятия «речь», «слово», «предложение». Учить: - составлять предложения, ис пользуя вводные слова и слова в переносном значении; - членить слова на слоги. Познакомить со слоговым составом слова | Продолжать учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно (рассказ К. Ушинского «Четыре желания»). Развивать связную речь детей. Дать понятия «буква», «звук», «гласный», «согласный». Учить: - производить звуковой анализ слова, дифференцировать глас ные и согласные звуки; - придумывать предложение | Формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным картинам. Учить: - сравнивать явления природы по признакам различия и сход ства; - подбирать синонимы и анто нимы, выделяя существенные признаки предмета. Дать понятие об ударном слоге. Закреплять умение определять место ударения в словах | |
в О | Тема | Занятие 5Осень, осень, в гости просим | Занятие 6 В.Бианки. «Купание медвежат» | Занятие 7 Золотая осень (рассказ по картине-пейзажу) | Занятие 8 Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» |
Цели | Учить: - составлять рассказ на осен нюю тематику, описывать ок ружающую природу; - узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выра жении; - понимать и использовать слова в переносном значении. Продолжать учить разли чать и называть гласные звуки, ппиттумьгаатг. слова с заланным | Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст (пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»). Учить: ' - объяснять непонятные слова, встречающиеся в тексте; - подбирать слова, используя рифму, различать простейшие случаи многозначности слова. | Познакомить с репродукцией картины И. И. Левитана «Золотая осень». Учить описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки. Формировать умение проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях. | Закреплять: - умение участвовать в драма тизации сказки (русская народ ная сказка «Крылатый, мохна тый да масляный»); - знание детей о сложных сло вах; - умение составлять сложные слова; - знание о гласных звуках. Продолжать знакомить с понятием «предложение». |
Продолжение табл.
звуком, делить слова на слоги, определять род предмета. Развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом | Активизировать словарь: визг, треск, скрип, шорох, жужжание, хруст, звон. Продолжать учить дифференцировать понятия «буква», «звук», «гласные и согласные звуки», придумывать предложение из 2 слов | Продолжать учить называть и различать гласные звуки в словах, придумывать слова с заданным звуком. Развивать умение дифференцировать гласные звуки на слух | Учить: - определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове, называть ударный звук; - составлять предложение, опи раясь на слово, предложенное воспитателем | ||
л * Ноябрь | Тема | Занятие 9 Моя семья | Занятие 10 Мой первый день в детском саду | Занятие 11 Лиса с лисятами (сюжетный рассказ по картине) | Занятие 12 Сказка «Как ежик выручил зайца» |
Цели | Учить: - составлять рассказ по опор ным вопросам на тему «Моя семья», восстанавливать де формированный текст повест вовательного характера; - придумывать предложения по схеме, типу высказывания, с определенным словом. Расширять и систематизи ровать знания о предложениях. Развивать навыки правиль ного грамматического строя речи | Развивать умение составлять рассказ из личного опыта на тему «Мой первый день в детском саду». Учить формулировать личную оценку героев, воспринимать смысл пословиц, выраженных образно. Закреплять знание о месте звука в слове. Упражнять в придумывании слов на заданный звук, назывании слов с противоположным значением (антонимы). Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками. Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять род предмета | Учить: - составлять сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами»; - отвечать на поисковые вопро сы воспитателя; - выделять согласные звуки и определять глухость или звонкость этих звуков. Развивать умение самостоятельно придумывать событие, предшествующее изображенному, а также последующее. Закреплять умения выделять ударный звук, выполнять звуковой анализ слов, определять твердость и мягкость согласного звука | Учить придумывать сказку на тему «Как ежик выручил зайца», давать описание внешнего вида персонажей, их действий, переживаний. Развивать речевые умения по подбору однокоренных слов, синонимов и антонимов. Упражнять: - в понимании многозначных слов; - в проведении звукового ана лиза, подборе слов с разной длительностью звучания. Закреплять умение опреде лять род существительных, твердость (мягкость), звонкость (глухость) первого звука в слове | |
Декабрь | Тема | Занятие 13 Какие бывают предметы | Занятие 14 Е. Пермяк. «Первая рыбка» | Занятие 15 Зимний вечер (описательный рассказ) | Занятие 16 Зимний вечер (сравнительно-описательный рассказ) |
Продолжение табл.
^ • | Цели | Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать предметы (например, стеклянные и пластмассовые). Учить: - сравнивать предметы, выде ляя существенные признаки; - подбирать существительные и прилагательные, синонимы, однокоренные слова. Развивать творческую дея тельность способом морфоло гического анализа. Дать понятие о предлогах. Упражнять в умении выделять предлоги в речи, придумывать предложения с заданными предлогами | Учить: - пересказывать текст, исполь зуя авторские выразительные средства; - составлять сложные предло жения, производить звуковой анализ слов, выделять ударный звук, определять род предмета, развивать звуковую культуру речи и грамматическую пра вильность. Обратить внимание, как меняется смысл слова в зависимости от употребления разных суффиксов. Упражнять в подборе синонимов (рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка»). Расширять знание о предложениях | Продолжить работу над составлением описательного рассказа по картине «Зимний вечер» (любого автора). Учить: - придумывать самостоятельно сюжет, использовать вырази тельные средства при описании зимы; - разделять предметы на оду шевленные и неодушевленные, задавая вопросы «кто?», «что?». Познакомить с многознач ностью слов {идет - падает снег, идет - человек). Расширить знание о словах, обозначающих предмет. Упражнять в придумыва нии предложений с заданным словом | Активизировать словарь, использованный при описании картины на прошлом занятии. Учить: - сравнивать явления природы по признакам различия и сход ства; - подбирать синонимы и анто нимы; - отгадывать загадки, выделяя существенные признаки пред метов; - правильно задавать вопрос к словам, обозначающим предмет. Совершенствовать умение называть предметы женского рода. Дифференцировать собственные и нарицательные существительные. Упражнять в звуковом анализе слов |
Январь | Тема | Занятие 17 Зимушка-зима, зима снежная была | Занятие 18 Зимние забавы | Занятие 19 Сказка про храброго зайца | Занятие 20 Л. Воронкова. «Елка» |
Цели | Учить сравнивать картины «Зима» И. Шишкина и «Сказка инея» И. Грабаря. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации, связанные с собственным опытом воспоиятия зим- | Учить: - составлять рассказ о зимних забавах по сюжетным картинам; - подбирать обобщающие слова для групп однородных предме тов; - использовать языковые выра зительные спелггая ппи пттипя- | Закреплять умение участвовать в драматизации сказки «Сказка про храброго зайца». Учить: - отгадывать загадки, выделяя существенные признаки пред метов; — ттптт^ипатт. ттгмлттат^51'г*»тт1_ш_т*=> | Учить: - понимать идею произведения (Л. Воронкова, «Елка»). - отвечать на вопросы воспита теля, самостоятельно ставить вопросы по содержанию текста; - выделять и называть слова, |
о,
Е
Тема
Цели
Формировать эстетический вкус, умение соотносить образы с настроением в пространстве картины. Продолжать учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы. Совершенствовать умение производить звуковой анализ слова, называть слова с заданным ударным звуком. Развивать умение называть предметы мужского и женско-го рода
Занятие 21
Сказка «У страха глаза вели-
ки» (пересказ)__________
Закреплять умение выразительно пересказывать сказку «У страха глаза велики». Развивать речевые умения в образовании однокоренных слов. Учить:
- составлять загадки о предметах, выделяя их существенные признаки;
- подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов.
Совершенствовать умение образовывать однокорен-ные слова, существительные
с суффиксами. Активизировать упот-
Закрепить знание о словах, обозначающих одушевленный и неодушевленный предмет. Упражнять в умении задавать вопросы, называть предметы мужского и женского рода. Познакомить с предметами среднего рода
Занятие 22
Моя любимая игрушка
Обучать навыкам составления рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», отбирая наиболее важные факты.
Учить рассказывать последовательно, выразительно. Расширять представление о словах.
Познакомить с многозначными словами, омонимами и словами, употребляемыми только во множественном числе.
Закреплять умение произ
водить звуковой анализ слова,
делить слово на слоги, опреде-
лять род предметов._______
правильные вопросы; - выделять в тексте слова-признаки предмета Совершенствовать умение образовывать однокорен-ные слова, существительные с суффиксом.
Расширять знание о словах, отвечающих на разные вопросы
Занятие 23
Литературный калейдоскоп
Учить:
- воспринимать короткие литературные произведения;
- объяснять непонятные слова;
- ставить вопросы к тексту, отвечать на поставленные вопросы;
- подбирать слова, используя рифму;
- различать простейшие случаи многозначности слов. Продолжать учить составлять разные виды предложений и предложения с заданными словами.
Закреплять умение приду
мывать слова с заданным зву
ком и слогом _____
Продолжение табя.
5
Совершенствовать умение детей пересказывать литературные произведения, передавать диалоги действующих лиц.
Развивать слуховую память и внимание.
Упражнять в придумывании предложений с заданным словом
Занятие 24
Сюжетный (свободный) рассказ
по серии картинок_________
Учить:
- участвовать в коллективном составлении рассказа по серии картинок и опорным вопросам;
- формулировать личную оценку поступков героев;
- развивать речевые умения
в подборе определений, синонимов и антонимов. Закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный звук, производить звуковой анализ слов, называть имена собственные. Развивать фонематический слух
Продолжение табл.
ребление прилагательных. Упражнять в подборе слов, близких и противоположных | Развивать фонематический слух | ||||
по смыслу к заданному слову | |||||
Занятие 25 | Занятие 26 | Занятие 27 | Занятие 28 | ||
Тема | Моя мама (рассказ из личного опыта) | Веточка в вазе (творческое рассказывание) | Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» | М. Пришвин. «Золотой луг» (пересказ) | |
Обучать составлению рас- | Учить составлять коллектив- | Закреплять: | Учить: | ||
сказа из личного опыта на тему «Моя мама». | ный творческий рассказ, придумывать ему точное название | - умение рассматривать картину В. М. Васнецова «Богатыри»; | - пересказывать литературный текст М. Пришвина «Золотой | ||
Учить: | на основе наблюдений за ве- | - умение делить слова на слоги, | луг»; | ||
- придумывать сюжет рассказа | точкой в вазе. | определять ударный звук, род | - подбирать определение | ||
без опоры на наглядный мате- | Совершенствовать уме- | предмета, производить звуко- | и сравнение. | ||
риал; | ния: | вой анализ слов. | Закреплять: | ||
- рассказывать последователь- | - различать слова, обозначаю- | Учить: | - понимание специфики жанра | ||
но, интересно, грамматически | щие предметы, признаки, дей- | - составлять сюжетный рассказ | рассказа; | ||
правильно по плану; | ствия; | по картине, используя приобре- | - умение ставить ударение | ||
S | - подбирать прилагательные | - задавать вопросы к таким | тенные ранее навыки построе- | в словах, определяя ударный | |
Цели | к существительному; | словами и самостоятельно их | ния сюжета; | и безударный слоги, делить | |
- на слух определять количе- | придумывать. | - самостоятельно придумывать | слова на слоги. | ||
*- * | ство слов в предложении, при- | Упражнять в выполнении | события, предшествующие | Дать представление о поня- | |
думывать предложения с за- | звукового анализа слова | (последующие) изображенным, | тии «приставка». | ||
данным словом или опреде- | соблюдая точность и вырази- | Упражнять: | |||
ленным количеством слов. | тельность. | - в отгадывании загадок о цве- | |||
Воспитывать доброе, ува- | Формировать элементар- | тах; | |||
жительное отношение к маме. | ные представления о твердом | - в изменении слов с помощью | |||
Закреплять знание о по- | и мягком знаках | приставки | |||
следовательности слов в пред- | |||||
ложении. | |||||
Развивать связную речь | |||||
J | Занятие 29 | Занятие 30 | Занятие 31 | Занятие 32 | |
Апрел | Тема | Весна в изображении художников (описательный рассказ | Л. Толстой. «Белка прыгала с ветки на ввертку» (пересказ) | Мой друг (рассказ из личного опыта) | Мы сочиняем сказки (моя сказка) |
по пейзажной картине) |
Окончание табл.
I | |||||
Цели | Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода». Учить: - составлять описательный рассказ по картине; - видеть художественный об раз, единство содержания и языка пейзажной живописи; - правильно употреблять ме стоимения и предлоги в речи. Обогащать речь эмоцио нально окрашенной лексикой. Развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее про буждение природы. Упражнять в согласовании местоимения с глаголами, при думывании предложений с оп ределенным количеством слов и типом высказывания | Закреплять умение пересказывать литературный текст (сказка Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»). Активизировать в речи употребление сложных предложений. Обратить внимание на краткую форму прилагательных, ввести их в активный словарь. Формировать представление о букве ь, ее месте в словах. Учить: - анализировать слова с ь; - составлять изложение из оп ределенных слов | Закреплять умение составлять рассказ на тему «Мой друг» из личного опыта. Развивать умение: - придумывать концовку к рас сказам; - формулировать личную оцен ку поступков героев; - воспринимать смысл посло виц, выраженных образно. Формировать представле ние о букве ь. Познакомить с ее особенностями и ее месте в словах. Учить анализировать слова с буквой ъ | Закреплять: - навыки составления сказки на предложенную тему; - умение проводить звуковой анализ слов, содержащих букву ь и мягкие согласные. Активизировать употреб ление в речи существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода. Развивать интонационную сторону речи | |
Май | Тема | Занятие 33 Весна в городе Скороговора | Занятие 34 Кому сказки Пушкина не любы? | Занятие 35 Проведение итоговой диагностики | Занятие 36 Проведение итоговой диагностики |
Цели | Закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора. Воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам | Закреплять умение: - рассказывать о своих люби мых книгах; - инсценировать любимые фрагменты произведений. Воспитывать интерес к ху дожественной литературе | Провести обследование речевого развития детей на конец года и проанализировать результаты |
F
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВПрограмме художественная литература рассматривается как самостоятельный вид исю ва. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя зывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к м Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, закладывает е жительное отношение к миру.
Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором ярко про? ется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художестве произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако кость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как ч и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенн определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются i ресы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература спс ствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.
В круг детского чтения входят:
• произведения устного творчества русского народа и народов мира;
• классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
• современная литература (русская и зарубежная).
Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной лиг туры включает:
• ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание де' книг;
• специальные занятия;
• свободное общение воспитателя с детьми на основе прочитанной художественной лиг туры.
Перечень произведений для чтения детям 6-7 лет внушителен, поэтому целесообразно единять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение ра< зов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.
1-я неделя:чтение народных и авторских сказок, драматизация небольших произвел или отрывков из сказок, рассматривание иллюстрированных изданий сказок (моноиздг сборников);
2-я неделя:чтение стихотворений (лирических, игровых, юмористических), рассматрив сборников стихов, чтение стихов в лицах;
3-я неделя:чтение рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным п] ведениям, сборникам рассказов;
4-я неделя:путешествие по страницам «толстой» книги.
К концу года дети могут:
• Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это о (рассказ, стихотворение), потому что ...»).
• Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 счит! вспомнить 2-3 загадки.
• Называть двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
• Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение; пересказать отрывок из ки, рассказа.
Приложение РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ*