Тема: ЕДА — НЕ БЕДА, ВЕЗ ЕДЫ — БЕДА
Задачи:
■ учить приготовлению простейших салатов из овощей;
■ закрепить понятие «овощи», названия овощей;
■ развивать внимание и мыслительную деятельность в процессе разгадывания загадок.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Кинезиологическое упражнение «Ленивая восьмерка» [3].
II. Отгадывание загадок.
(У каждого на столе — карточка с загадкой, а на доске вывешены картинки-отгадки, пользуясь которыми дети быстрее справятся с заданием).
1. Сидит дед в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук.)
2. Круглое, румяное, с дерева упало,
Мне в рот попало.
(Яблоко.)
3. Лоскуток на лоскутке — зеленые заплатки.
Целый день на животе нежится на грядке.
(Капуста.)
4. Как на нашей грядке выросли загадки —
Сочные да круглые, вот такие крупные.
Летом зеленеют, а осенью краснеют.
(Помидоры.)
— Как одним словом можно назвать слова-отгадки? (Овощи.)
— Что в этих овощах можно есть: вершки или корешки?
— Кто помнит сказку, которая так и называется: «Вершки и корешки»? (Краткий пересказ.)
III. Работа по книге: «Что мы едим?» (с. 18), «Как приготовить завтрак?» (с. 28).
IV. Заучивание наизусть считалки:
Раз картошка, два картошка, Три, четыре, пять. Шесть картошка, семь картошка, Посчитай опять.
— Какие блюда вам готовит мама из картошки?
V. Чтение стихотворения (в процессе чтения на стол выкладываются овощи):
Огород На морковке и на свекле гнется зелень от росы, Огурцы совсем промокли, промочили все усы. И в горох, в зеленый ворох, влезли капельки воды. На дремучих помидорах, как на яблонях, плоды. Завилась капуста густо. Хороша у нас капуста!
Е. Трутнева
— Какие блюда можно приготовить из этих овощей? (С. 19.)
— Какие правила мы должны соблюдать, работая с овощами?
— Что значит «правила санитарии»?
— Какие правила санитарии мы должны соблюдать?
VI. Приготовление салатов детьми под руководством учи
теля; сервировка стола.
VII. Обобщение.
VIII. Рефлексия.
— Что бы вы приятного могли сделать для родителей? Чем
их удивить и угостить?
Тема: ВСЕ ВМЕСТЕ
Задачи:
■показать необходимость взаимопомощи друг другу детей с разными особенностями развития;
■ развивать коммуникативные навыки;
■ воспитывать доброту.
Ход занятия
I. Организационный момент.
«Скажем друг другу доброе слово».
II.Беседа «Все ли люди одинаковы?».
III.«У товарища нарушены движения» (с. 10—12).
— Как вы думаете, легко ли ходит» и бегать человеку со
сломанной ногой, с нарушенными двигательными функция
ми? Давайте проверим:
1. Ходьба со связанными ногами.
2. Бег с привязанной и ноге дощечкой.
I 3. Пробовать писать в варежке.
4. Пробовать застегнуть пуговицу в варежке.
5. Передвижение по комнате с завязанными глазами. Игра «Прятки».
— Чем можно помочь товарищу?
IV. «Плохой слух» (с. 13).
Язык жестов. Игра «Иностранец» (объяснить что-либо при помощи жестов).
Игра «Объясни без слов» (изображение своей любимой игрушки).
V. «Все вместе — это здорово!» (с. 14).
VI.Игра «Паровозик».
Ребята выбирают себе место в комнате. Это их «станция». Один ребенок — «паровозик». Он собирает все «вагончики», дети двигаются по комнате с песней «Мы едем, едем, едем».
VII.Обобщение.
VIII.Рефлексия.
— Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее по
мочь... (кому?).
Тема: МЫ УЧИМСЯ СЕБЯ ОБСЛУЖИВАТЬ
Задачи:
■ продолжать работу по обучению детей навыкам самообслуживания;
■ прививать стремление содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
■ формировать навык выразительного чтения стихотворений;
■ развивать память, мышление в процессе отгадывания загадок и отвечая на вопросы по содержанию стихотворения.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Кинезиологическое упражнение «Строим дом» [3].
II. Чтение отрывка из стихотворения:
Мойдодыр Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакала от меня, Я за свечку, свечка — в печку, Я за книжку, та — бежать И вприпрыжку под кровать!..
К. Чуковский
— Почему так случилось?
— Когда ребенок должен умываться?
— Как вы понимаете выражение «обслуживать себя»?
III. Упражнение «Практикуемся» (с. 30). Рассматривание рисунков. Практическая работа.
IV. Конкурс чтецов. Выразительное чтение стихотворения:
Про Мимозу Это кто накрыт в кровати Одеялами на вате? Кто лежит на трех подушках Перед столиком с едой? И одевшись еле-еле, Не убрав своей постели, Осторожно моет щеки Кипяченою водой?
Это, видно, дряхлый дед 114 лет? Нет.
Кто, набив пирожным рот,
Говорит: — А где компот?
Дайте то! Подайте это!
Сделайте наоборот.
Это, видно, инвалид говорит?
Нет!
Хорошенько посмотрите: Это просто мальчик Витя, Мамин Витя, папин Витя Из квартиры № 6.
Он растет, боясь мороза, У прохожих на виду, Как растение мимоза В ботаническом саду.
С. Михалков
V. Отгадывание загадок:
1. Намой меня водой 2. Горяча и холодна —
Да потри рукой. Я всегда тебе нужна.
Как начну гулять по шее, Позовешь меня — бегу:
Сразу ты похорошеешь. От болезней берегу.
(Мыло.) (Вода.)
3. Жесткая щетка, маленькая спинка.
Кто со мной не знается — тот от боли мается.
(Зубная щетка.)
4. Я — острая, зубастая,
По голове хожу.
Волосы вихрастые мигом причешу.
(Расческа.)
Беседа о том, как правильно пользоваться этими предметами.
VI. Работа в парах «Мы — писатели».
Выбрать любое слово-отгадку и написать небольшой рассказ о приключении этого предмета (3—4 предложения).
VII. Обобщение.
VIII. Рефлексия «Нотный стан».
— Поместите свою нотку на той линеечке, которая соответствует вашему настроению.
Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЕБЕ
Задачи:
■ уточнить знания детей о себе, о своем ближайшем окружении;
■ развивать эмоциональную сферу учащихся;
■ развивать память учащихся посредством заучивания стихотворений.
Ход занятия
I. Организационный момент.
«Поприветствуем друг друга».
II. Работа в парах «Будем знакомы».
Рассказать о себе соседу.
III. «Проверь себя».
— Расскажите (или напишите) нам то, что вы запомнили
про своего соседа.
IV. Работа по книге (с. 6).
— Выберите два вопроса, которые вы хотели бы задать однокласснику.
— Выберите вопрос, на который вы можете интересно ответить.
V. Игра «Узнай по голосу».
«Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай».
VI. Пальчиковая гимнастика [1, с. 14]:
Семья
Это — папа в шляпе. Это — мама в шубе ламы. Это — дети: раз, два, три, Вместе все гулять пошли.
VII. «Заполни лист».
— Напишите (или выразите посредством рисунка) слова, Которые вызывают у вас радость.
— Обведите два слова, которые вызывают особенную радость.
— Почему вы выбрали их?
VIII. Игра «Кто старше» (5 рисунков с изображением чле
нов семьи).
— Кто же самый старший?
Работа по книге (с. 9).
IX. Заучивание стихотворения:
Внучка Утром дед спросил у внучки:
— Почему не моешь ручки? Отвечает внучка:
— Я не белоручка!
Е. Авдиенко
— Права ли была девочка? Почему вы так думаете?
Драматизация стихотворения.
X. Рефлексия «Кто веселее?».
— Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.
(Рисунки: солнышко; солнышко выглядывает из-за тучки;
тучка; из тучки идет дождь; тучку пронизывает молния.)
Тема: ЗДЕСЬ МЫ ЖИВЕМ
Задачи:
■ уточнить знания детей о родном городе (деревне);
■ упражнять в согласовании слов при построении ответов на вопросы;
■ развивать воображение.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Кинезиологические упражнения «Слон», «Домик» [3].
II. Чтение рассказа:
Летом в деревне
Хорошо летом в деревне! Встанешь утром пораньше, выпьешь чаю и бегом на улицу. Бродишь по тропинкам. Дышишь свежим воздухом. А устанешь — присядешь на берегу речки или ляжешь на траву.
В лесу ищешь грибы. В поле рвешь цветы, плетешь венки, делаешь букеты, играешь с друзьями. Устанешь за день...
— О чем рассказ?
III. Работа по книге (с. 7).
— Прочитайте вопросы. Ответьте на те, которые для вас интересны.
— Помогите построить дом (с. 44).
— Нарисуйте магазин, который находится недалеко от вашего дома.
— Выложите из спичек дом, в котором вы живете.
IV. Работа по группам.
— Запишите названия домашних животных.
— Вспомните или составьте загадки о них.
1. В воде купался, а сух остался. (Гусь.)
2. Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки. (Мот.)
3. Хвост крючком, нос пятачком.
Лежит в грязной луже и совсем не тужит. (Свинья.)
V. Пальчиковая гимнастика [1, с. 25]:
Строительство дома
Пять мальчишек строят дом, Чтобы жить в нем впятером. Один фундамент заливал, Чтобы прочно дом стоял. Другой стеночки сложил, Третий крышей дом покрыл, Четвертый трубы проложил, Пятый воду подключил. Вот такие, брат, делишки — Семь дней празднуют мальчишки: Понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу, воскресенье.
VI. Работа в парах. Игра «Волшебный парк».
— Дорисуйте «Волшебный парк» и расскажите про него интересную историю:
VII. Обобщение.
VIII. Рефлексия.
— Какой дом вы хотели бы себе построить, когда станете взрослыми? Расскажите о нём. Какой это будет дом: веселый, грустный, нарядный..? Какого цвета?
Тема: ВОТ И ОСЕНЬ!
Задачи:
■ расширять знания детей о порах года;
■ развивать эмоциональную сферу: умение восторгаться, удивляться, радоваться;
■ воспитывать любовь к природе.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Чтение стихотворения:
Осень
Кричит ворона в небе: В лесу пожар-р-р! А было просто очень: В нем поселилась осень!
Е. Интулов
— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
II. Работа по группам «Разгадай кроссворд».
У каждой группы набор осенних листьев с
ным к ним номером.
— Осень! Падают с деревьев разно
цветные листья. Кто правильно на
зовет все деревья, тот и разгадает наш
кроссворд:
/ — рябина,
2 — береза,
3 - дуб,
4 — орешник,
5 — осина, 6* — клен.
III. «Дары осени». «Магазин овощей» (описать овощ, определить на вкус).
IV. «Осенняя прогулка» (с. 29).
Выбрать одежду, подходящую для прогулки в осенний день.
V. Игра «Кто быстрее оденет куклу на прогулку в осенний
лес».
Выбрать изображение необходимой одежды. (Рисунки.)
VI. Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Времена
года. Осень».
Рассмотреть изображение осеннего леса на картине.
Чтение стихотворения:
Листопад
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой. Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца...
И. Бунин
VII.Игра «Какая сегодня погода?».
Предложить детям самостоятельно обозначить: ясный солнечный день; пасмурный день; дождливый день и т. д. На основе рисунков детей составить прогноз погоды.
VIII.Обобщение.
IX. Рефлексия.
— Какие чувства вызвала у вас музыка? Какие чувства вызывает осень?
Тема: ЗАБАВНЫЕ ФИГУРКИ
Задачи:
■ систематизировать знания о геометрических фигурах;
■ развивать умение проводить самоконтроль, находить ошибки и исправлять их у себя и у других;
■ развивать абстрактное мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Ты в класс вошел, Ты сел за стол. Я очень рад, Что ты пришел.
II.Игра «Кто больше».
На листе бумаги изображены геометрические фигуры с наложенными друг на друга контурами. Нужно как можно быстрее найти все геометрические фигуры.
III.Игра «Буквы "разбежались"».
— Составьте из букв названия геометрических фигур, за
пишите:
убк (куб), дра кавт (квадрат), угрк (круг), уго ль тре ник (треугольник), ник мо пря ль уго (прямоугольник).
IV. «Запомни и повтори». Игра «Забавные фигурки» (с. 74).
V. Работа в парах (с. 139).
— Найдите рисунки Юры и Юли.
— Помогите исправить ошибки Арсению и Лене.
VI. Игра-аукцион «Кто назовет больше предметов, похожих на треугольник, квадрат, прямоугольник?».
VII.Работа по группам.
Составить из имеющихся геометрических фигур забавную фигурку и рассказать необычную историю, которая с ней приключилась.
VIII.Обобщение.
IX. Рефлексия «Я сегодня — вот такой».
Соотнесение своего имени с рисунком, выражающим опре
деленное настроение.