Дифференциация становления личности в онтогенезе
Период | Стадии | Основные потребности | Ведущая деятельность | Кризисы становления |
Дошкольное детство | Младенчество (0–1 год) | Физиологические потребности, потребность в эмоционально-телес ном контакте | Общение со взрослыми | Кризис новорожденности |
Раннее детство (1–3 года) | Потребность в овладении предметным миром и ориентировке в нем | Предметно-манипулятивная деятельность | Кризис первого года жизни | |
Дошкольный возраст (3–6 лет) | Потребность в ролевом общении | Игра | Кризис трех лет | |
Школьный возраст | Младший школьный возраст (7–10 лет) | Познавательная потребность, потребность в поощрении со стороны учителя | Учение | Кризис семи лет |
Подростничество (11–14 лет) | Потребность стать взрослым, потребность в нравственном самоопределении | Дифференцированная учеба | Подростковый кризис | |
Ранняя юность (15–18 лет) | Потребность в самоутверждении, профессиональном самоопределении, в общении с лицами противоположного пола | Учебно-профессиональная деятельность | Кризис юношеских ожиданий, кризис идентичности | |
Ранняя взрослость | Юность (18–23 года) | Потребность в социальном и профессиональном самоопределении, в самостоятельности | Профессионально-трудовая деятельность | Кризис профессиональных экспектаций |
Взрослость | Молодость (24–27 лет) | Потребность в социальной и профессиональной активности | Нормативно одобряемая профессиональная деятельность | Кризис юношеских надежд |
Зрелость (28–60 лет) | Потребность в самореализации | Индивидуальная и творческая профессиональная деятельность | Кризис нереализованных возможностей | |
Старость | Пожилой возраст (60–75 лет) | Потребности в признании, в бессмертии, психофизиологические потребности | Социально одобряемая деятельность | Кризис осознания смысла жизни |
Старчество (76–90 лет) | Потребность в общении, заботе, психофизиологические потребности | Домоводство, личная гигиена | Кризис ухода из жизни | |
Долгожительство (более 90 лет) | Психофизиологические потребности | Домоводство, личная гигиена | – |
[1] Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психол. журн. 1981. Т. 2, № 5. С.11.
[2] Ломов Б. Ф. Указ. соч. С. 9.
[3] См.: Зборовский Г.Е., Карпова Г.А. Инженер-педагог: образ жизни и профессиональная деятельность. Свердловск, 1983. С.34.
[4] См.: Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. С. 23.
[5] Состав этих умений по каждой рабочей профессии и специальности определен в квалификационных характеристиках.
[6] См.: Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.
[7] См.: Будилова Е. А. Вопросы мышления в ассоциативной психологии// Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах/ Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966. Гл. 2. С. 41.
[8] См.: Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990. С. 241.
[9] См.: Оконь В. Указ. соч. С. 244.
[10] См.: Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. М., 1966.
[11] Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969. С. 63.
[12] Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. С. 36.
[13] Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. С. 38.
[14] Там же.
[15] См.: Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопр. психологии. 1971. № 4.
[16] Отсутствие объективных критериев зрелости в индивидуальном развитии человека привело к тому, что в современной психологии понятие "зрелость" заменяется понятием "взрослость".
[17] См.: Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981. С. 39.
[18] См.: Хьелл Л., Зиглер Д. Указ. соч. С. 219–220.
[19] См.: Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1996. С. 93–94.
[20] См.: Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1980. № 2. С. 3–12.
[21] См.: Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996. С. 418–425.
[22] См.: Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 56–57.
[23] См.: Михайлов И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах
Д. Е. Сьюпера// Вопр. психологии. 1975. № 5.
[24] См.: Поваренков Ю. П. Диалектика становления профессионала: Психологические основы периодизации профессионализации //Ярославский психологический вестник. Вып. 1 / Под ред. Ю. К. Корнилова. М.; Ярославль, 1999.