Открытое письмо Л.В.Шапошниковой
Уважаемая Людмила Васильевна!
Я была очень обеспокоена, узнав, что Ваше издательство собирается выпустить «ментограммы» («Жемчуг исканий») Николая Уранова (Зубчинского) по рекомендации Л.М.Гиндилиса. Этот труд относится, к сожалению, к той категории, о которой писала Елена Ивановна Рерих: «Удивительно сознание людское! Оно готово поверить любому самоутверждённому и ничем не подтверждённому земному авторитету, передавшему весть, полученную якобы из Высшего Источника» (Письма Елены Рерих, 31.07.1937).
Дело в том, что Уранова я знаю очень давно. Он мой земляк по Харбину (Китай), и, кроме того, он, так же как и я, был учеником Бориса Николаевича Абрамова, но потом, вскоре по приезде на родину, отказался от Абрамова под тем предлогом, что он якобы «перерос своего учителя». Но в Харбине Уранов изучал под его руководством Живую Этику и Тайную Доктрину и потом, в своих писаниях, интерпретировал полученное по-своему, что отнюдь не является «дальнейшим развитием Живой Этики», как это утверждает Гиндилис. Я говорю это на основании многолетнего изучения книг Живой Этики (с 1941 года) и знакомства с трудами Уранова.
Также мне достоверно известно, что Уранов не был учеником Н.К.Рериха, как об этом пишет Гиндилис, и не переписывался ни с ним, ни с Е.И.Рерих, так же как и его жена Лидия Ивановна. Эту переписку вёл только Б.Н.Абрамов и знакомил нас с получаемыми им письмами Рерихов.
В период, когда Уранов был в концлагере вместе с хорошо известным мне нашим земляком и своим духовным учеником, он (Уранов) проявил к своему товарищу по несчастью большое бессердечие, которое никак не согласуется с Учением Живой Этики.
Гиндилис не был знаком с Урановым в период его пребывания в Харбине и написал его биографию со слов последнего. На самом же деле далеко не всё обстояло так идеально, как он это описывает.
Сейчас немало людей, у которых открываются медиумистические способности, и они начинают воспринимать сообщения из тех слоёв Тонкого Мира, которым они соответствуют по своему духовному и нравственному уровню и не более того. Но, как правило, эти люди приписывают себе контакт не менее как с Учителем Учителей, Высшим Разумом или самим Господом Богом. То же можно сказать и об Уранове, который, порвав со своим земным Гуру, оторвавшись от своего иерархического звена, стал записывать сообщения на темы Живой Этики с добавлением домыслов и своих, и приходящих к нему из Тонкого Мира, где, как известно, немало персонификаторов, выдающих себя за Великих Учителей и диктующих свои измышления тем, кто им доверился.
Нужно ли изданием материалов из такого сомнительного источника отвлекать людей от изучения первоисточников, данных через Елену Ивановну Рерих, знание которых необходимо сейчас как никогда?
С уважением Н.Д.Спирина
14 ноября 1994 г.
ПЕРИКЛ[5]
Из радиопередачи (цикл «Светочи Мира»)
Два величественных понятия возникают при мысли о Перикле — СИНТЕЗ и КРАСОТА. Люди синтетического склада так же редки, как вершины высочайших гор, и видны через даль веков и тысячелетий.
Перикл был одним из тех немногих, чьи имена высятся над миром обычности. Взирая на них, радуешься тому, что они были и явили нам образцы запредельного для нас совершенства. Они показали нам, чем может быть и стать человек на своём эволюционном пути к той конечной цели, которую указал Христос: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный».
Когда синтез и красота воплощены в одном человеке, они обретают для нас великую реальность.
Перикл соединял в себе, как в фокусе, все качества вождя в превосходной степени. Он был объединителем раздробленной на части страны в одно мощное монолитное целое. Он дал свободу народу, сохраняя при этом дисциплину и порядок в стране. Он был миротворцем, учившим свой народ жить в любви и согласии; но когда возникала неизбежность войн для отражения врага, он выявлялся как выдающийся военачальник и стратег.
Он был пламенным поборником Культуры в самом высоком её значении, способствуя её процветанию во всех формах искусства, науки и философии. Прекрасномыслие было побудительной причиной его активности. И все плоды Культуры предназначались не только избранным, но и всему народу в целом. Каждый человек имел для Перикла значение и ценность.
Он умел привлекать лучшие силы и умы того времени и дать им все условия для максимального выявления их дарований. Это способствовало небывалому расцвету всех форм искусства, и эпоха Перикла может быть названа эпохой Красоты.
Перикл сочетал в себе твёрдость и милосердие, справедливость и великодушие, честность и прямоту. Он не имел никаких личных интересов, кроме служения общему благу.
Всем своим обликом и существом Перикл являл людям наглядный пример того, каким должен быть в идеале человек.
Этика и эстетика идут рука об руку. Они — грани великого и всеохватывающего понятия Красоты, той именно, которой суждено спасти мир.
25 декабря 1994 г.