Философские и общена учные методы на учного исследования

Среди всеобщих (философских) методовнаиболее известными являют­ся диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с раз­личными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля - с идеализмом.

Российские ученые-юристы для исследования государственно-правовых явлений применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления. При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) отрицания отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процес­
сы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного;
содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности;
необходимого и случайного; причины и следствия.

3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во
всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии;
г) конкретно-исторически.

5. Проверять полученные знания на практике.

В качестве примера рассмотрим значение философских законов и кате­горий диалектики для наук уголовного права и криминологии.

В науке уголовного права преступление рассматривается в свете за­кона единства и борьбы противоположностей. Под диалектическими проти-

воположностями понимаются такие стороны того или иного предмета (явле­ния, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредпола­гают друг друга54. Отношение между противоположностями называется диа­лектическим противоречием. Применительно к преступлению противоречие выражается в противоположности поведения лица требованиям норм уголов­ного права. Преступное поведение, причиняющее или способное причинить вред физическим лицам, организациям, обществу и государству, и уста­новленная государством уголовно-правовая норма - это две борющиеся противоположности, которые находятся в диалектическом единстве.

Поведение лица, не соблюдающего правила поведения, предусмот­ренные Уголовным кодексом, и реагирование государства на это правонару­шение можно рассмотреть в свете закона отрицания отрицания. Лицо, совер­шающее преступление, отрицает требования норм уголовного права. Государ­ственное реагирование на преступление состоит в возбуждении уголовного дела, привлечении правонарушителя к уголовной ответственности и его на­казании, т.е. в отрицании отрицания55.

Преступление - это единичное, отдельные группы преступлений -особенное, а вся преступность - общее.

Криминологами преступность рассматривается как объективное социаль­ное явление, в его взаимодействии с другими явлениями и процессами (на­пример, с пьянством, наркотизмом, бродяжничеством, теневой экономи­кой), в движении и изменении (изучается её прошлое и настоящее, прогно­зируется будущее)56.

Все общенаучные методыдля анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедук­ция, аналогия.

Анализ - это расчленение, разложение объекта исследования на со­ставные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Раз­новидностями анализа являются классификация и периодизация. Например, метод анализа используется для квалификации содеянного, когда состав пре­ступления расчленяется на объект, объективную, субъективную стороны и субъекта.

Синтез - это соединение отдельных сторон, частей объекта исследова­ния в единое целое. Например, объединение юридических норм, регулирую­щих однородные общественные отношения, в самостоятельную группу дает

философские и общена учные методы на учного исследования - student2.ru 54 См.: Введение в философию: Учеб. для вузов: В 2 ч. М., 1990. Ч. 2. С. 159.

55 Более подробно см.: Марцев А.И. Вопросы учения о преступлении и ответственности:
Избр. ст. Омск, 1998. С. 187 - 197.

56 См., например: Криминология: Учеб. для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 1997.
С. 37 - 38.

институт права. Так, существуют институты права собственности в граждан­ском праве, соучастия в преступлении в уголовном праве, ответственности должностных лиц в административном праве.

Индукция - это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется в юриспруден­ции для установления причинных связей между явлениями, деянием и на­ступившими последствиями. В криминологии этот логический прием по­зволил сделать умозаключение о том, что многочисленные факты совер­шения преступлений по мотиву национальной, расовой, религиозной не­нависти или вражды свидетельствуют о появлении в России преступности на почве межнациональных конфликтов.

Дедукция - это выведение единичного, частного из какого-либо об­щего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к ут­верждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктив­ных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей57. Дедуктивный метод используется в криминалистике, которая учит, как не­обходимо применять общие положения методики расследования отдельных видов преступлений к частным случаям.

Аналогия - это способ получения знаний о предметах и явлениях на ос­новании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключе­ние об их сходстве и в других признаках. Например, в юриспруденции про­белы в законодательстве могут быть восполнены применением закона по аналогии. Аналогия закона - это применение к неурегулированному нормой права общественному отношению нормы закона, регулирующей сходное отно­шение.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, ги­потетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод - способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выво­дятся остальные знания. Этот метод может быть использован, например, при исследовании субъективной стороны умышленного преступления. За ак­сиому принимается положение, согласно которому лицо, совершившее преступление, знало о существовании уголовно-правового запрета, осозна­вало общественную опасность своих действий и предвидело возможность на­ступления вредных последствий. Поэтому субъект преступления не может

философские и общена учные методы на учного исследования - student2.ru 57 См.: Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учеб. М., 1996. С. 77.

оправдываться незнанием закона, поскольку предполагается, что все должны знать опубликованный закон и незнание его не освобождает от ответственности.

Гипотетический метод - способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный спо­соб исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктив­но связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эм­пирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях
изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия
(заключения) с помощью дедукции;

4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий58 .

Гипотетический метод не может не использоваться при конструиро­вании норм права. Например, при установлении налоговой ставки в размере 13 процентов на доходы физических лиц (ст. 224 Налогового кодекса РФ) вместо прогрессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и увеличить по­ступления в бюджет. По сообщениям налоговых органов, эта гипотеза полностью подтвердилась.

Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответ­ствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки ес­тественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования опери­руют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусствен­ных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность како­го-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирова­ния, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса ис­следования. Этот метод используется, например, для создания компьютер­ных программ квалификации преступлений59.

философские и общена учные методы на учного исследования - student2.ru 58 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 263 - 264.

См.: Андреев Б., Бушуев Г. Компьютерная программа квалификации преступлений // Закон­ность. 1994. № 3. С. 41.

Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых свойств и от­ношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в осо­бый класс; изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, ко­торые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности60.

Примером абстрагирования может служить процесс образования юри­дических понятий. Эти понятия являются содержательными научными абст­ракциями. Они не отражают всех существенных свойств государственно-правовых явлений и содержат только те признаки, которые существенны в оп­ределенном отношении. Так, понятие «оскорбление» включает такие сущест­венные признаки, как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ст. 130 УК РФ).

Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опира­ется на философские категории общего, особенного и единичного.

Примером различной степени обобщения является деление объектов преступления на четыре группы: 1) общий (совокупность охраняемых уголовным правом общественных отношений); 2) родовые (отдельные группы однородных общественных отношений); 3) видовые (обществен­ные отношения одного вида); 4) непосредственные (конкретные общест­венные отношения).

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение воз­никновения и развития объектов исследования в хронологической последова­тельности.

Примерами использования этого метода являются: изучение пре­ступности в течение длительного времени с целью обнаружения её свойств и тенденций; рассмотрение истории развития уголовного законода­тельства.

философские и общена учные методы на учного исследования - student2.ru 60 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 268.

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного по­знания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изу­чаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность61.

Использование этого метода, например, для изучения преступности предполагает наличие у исследователя теоретических знаний об общих свой­ствах преступности, её причинах и мерах борьбы с нею. Поскольку преступ­ность постоянно изменяется, то нахождение её новых связей, детерминант по­зволяет своевременно разработать превентивные меры.

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. опреде­ленной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её ком­понентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимо­связи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов62 .

Применение этого метода позволило ученым выделить следующие правовые системы мира: англосаксонскую, романо-германскую, социалисти­ческую, религиозную, обычного права.

К примеру, этот метод широко используется в криминологии для изуче­ния преступности. Преступность рассматривается, во-первых, как совокуп­ность взаимосвязанных и взаимодействующих преступлений и лиц, их совер­шивших. В результате обнаруживаются такие её свойства, которые отсутст­вуют у отдельных преступлений. Во-вторых, преступность исследуется в рамках таких более общих систем, как общество и негативные социальные отклонения63.

К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение - это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В ре­зультате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Как метод научного исследования наблюдение применяется, например, для сбора социологической информации в области права, в криминологиче­ских и криминалистических исследованиях.

В криминологии применяется визуальное наблюдение за поведением людей, ситуацией, условиями, в которых осуществляется их деятельность.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и включенное наблюдение. Первое состоит в на-

философские и общена учные методы на учного исследования - student2.ru 61 См.: Введение в философию: Учеб. для вузов: В 2 ч. М., 1990. Ч. 2. С. 404.

62 См.: Рузавин Г.И. Указ. соч. М., 1999. С. 276.

63 См.: Криминология: Учеб. для вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 46 - 47, 75 - 79.

блюдении со стороны, когда исследователь - постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Вто­рое характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включает­ся в группу, её деятельность в качестве участника. Например, в первом случае он со стороны наблюдает за соблюдением пешеходами правил дорожного дви­жения при переходе улицы, а во втором случае сам включается в число участ­ников движения, в отдельных моментах провоцируя их на нарушения.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его на­зывают полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специ­ально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным64. Ре­зультаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, кар­точках, на кинопленках и другими способами.

Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспри­нимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследова­тель отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

Счет - это определение количественных соотношений объектов ис­следования или параметров, характеризующих их свойства. Количествен­ный метод широко применяется в юридической статистике, криминологии для изучения преступности и личности преступников. Так, юридическая статистика изучает количественную сторону массовых и других юридиче­ски значимых явлений и процессов, т.е. их величину, степень распростра­ненности, соотношение отдельных составных частей, изменение во вре­мени и пространстве 65.

Измерение - это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транс­портных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.

Сравнение - это сопоставление признаков, присущих двум или не­скольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

В научном исследовании этот метод применяется, например, для срав­нения государственно-правовых институтов различных государств. Метод сравнительного государствоведения и правоведения - это способ исследова­ния, который выражается в установлении общих (тождественных) или отли-

философские и общена учные методы на учного исследования - student2.ru 64 Более подробно см.: Козлов В.А., Суслов Ю.А. Указ. соч. С. 69 - 75; Девятко И.Ф. Методы
социологического исследования: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1998. С. 15 - 43.

65 См.: Лунеев В.В. Юридическая статистика: Учеб. М., 1999. С. 37 - 38.

чительных признаков сравниваемых сходных государственно-правовых явле­ний. Этот метод основывается на изучении, сопоставлении сходных объектов, выявлении общего и различного в них, достоинств и недостатков. Таким пу­тем можно решить практические задачи совершенствования государствен­ных институтов, отечественного законодательства и практики его применения.

Криминологи указывают следующие разновидности сравнительного ме­тода: метод сходства, метод различия, метод контрольной группы66.

При использовании метода сходства устанавливаются, в частности, повторяющиеся свойства преступности в разных государствах или его регио­нах либо повторяющиеся личностные характеристики преступников.

При использовании метода различий определяются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обна­руживаются в других.

Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной (экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме изучаемого.

Эксперимент - это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:

по отраслям научных исследований - физические, биологические, хи­мические, социальные и т.д.;

по характеру взаимодействия средства исследования с объектом -обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследова­ния). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и мате­риальные (реальные).

Приведенная классификация не является исчерпывающей.

Социальные эксперименты иногда проводятся в правовой сфере. Напри­мер, закрепленный в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве новый вид исправительной колонии - колония-поселение - прошел вначале экспериментальную проверку. Только после того, как эффективность этого исправительного учреждения была подтверждена практикой, колонии-поселения стали создаваться67. В порядке эксперимента в 1993 г. в не­скольких субъектах Российской Федерации был введен суд присяжных.

Научный эксперимент зачастую применяется в криминалистике, на­пример при производстве экспертных исследований.

Моделирование - это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей - аналога, модели. Под моделью понимается

философские и общена учные методы на учного исследования - student2.ru 66 См.: Криминология: Учеб. для вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 48 - 49; Орехов В.В.
Социология в науке уголовного права: Учеб. пособие. Л., 1985. С. 47.

67 См.: Орехов В.В. Указ. соч. С. 50.




Рассмотрим наиболее распространенные методы конкретно-социологических исследований государственно-правовых явлений.

Изучение документов (документальный метод). Документ - это объ­ект исследования, содержащий информацию на любом материальном носи­теле (бумаге, магнитной ленте, дискете и др.) при помощи какой-либо зна­ковой системы.

Существуют различные классификации документов73.

По общей значимости документы можно разделить на официальные и неофициальные. Официальные документы имеют «служебный» харак­тер, поскольку они составлены государственными и муниципальными ор­ганами и учреждениями, коммерческими и некоммерческими организа­циями. К неофициальным относятся в основном личные документы, ка­сающиеся жизни и деятельности лица или группы лиц (письма, автобио­графии, мемуары, речи, дневники и пр.).

По характеру знаковых средств фиксации информации документы де­лят на текстовые и нетекстовые. В текстовых документах информация закре­плена посредством письменных знаков (букв), а в нетекстовых документах - с помощью неречевых знаков. К последним можно отнести кино-, видео-, фо­то-, и фонодокументы, картины, рисунки, карты, чертежи, ноты и др.

Документы, какими бы достоверными они на первый взгляд ни каза­лись, требуют к себе критического отношения, поскольку содержащиеся в них сведения могут быть неверными, неполными74. Поэтому документ следу­ет проанализировать, ответив на следующие вопросы:

а) что он представляет собой по виду и форме?

б) какова подлинность текста?

в) кто его автор?

г) время, место и обстоятельства возникновения документа?

д) какова достоверность содержащихся в нем сведений?

е) насколько полна закрепленная в документе информация?

ж) каковы цели создания документа?

Например, исследователь анализирует документ, содержащий данные государственной статистической отчетности по отдельным преступлениям. Следует иметь в виду, что эти данные являются неполными, т.к. в отчет­ность не попали латентные (незаявленные, неучтенные, неустановленные) преступления.

При изучении документов может быть использован количественный метод, называемый контент-анализом. Его суть заключается в выделении в изучаемом документе определенных признаков (единиц анализа), подсчете их количества и определении частоты употребления таких признаков в общем

философские и общена учные методы на учного исследования - student2.ru 73 См., например: Кушнаренко Н.Н. Документоведение: Учеб. Киев, 2000. С. 93 - 118.

74 См.: Рабочая книга социолога. М., 1976. С. 335.

объеме имеющейся информации или в общем количестве изученных доку­ментов. Индикаторами, т.е. конкретными указателями на присутствие единиц анализа в документе, могут быть: 1) употребленные в тексте понятия, собы­тия, наименования, имена собственные, устойчивые словосочетания; 2) пред­ложения (утверждения, вопросы, оценки и т.п.); 3) совокупность высказыва­ний на определенную тему75.

Для количественного анализа составляют вопросник, содержащий на­бор вопросов на определенную тему, ответы на которые могут быть полу­чены из документов. В юридических исследованиях используют вопросники по уголовным и гражданским делам, материалам об отказе в возбуждении уголовного дела, иным документам правоохранительных и контролирую­щих органов, материалам печати на правовые темы и др. Например, для изучения уголовных дел криминологи применяют вопросник, состоящий из четырех частей. Первая часть содержит вопросы о преступлении (квали­фикации, характере деяния, последствиях, обстоятельствах совершения); вто­рая - о личности преступника (её социально-демографических, нравствен­но-психологических свойствах, состоянии здоровья); третья - о содержании вины, целях и мотивах содеянного, условиях их формирования, в том числе о прошлом поведении и принимавшихся к лицу превентивных мерах; четвер­тая - о воспитательном воздействии на преступника в уголовном процессе (выяснении причин и условий совершения преступления, внесении представ­лений об их устранении, мере наказания и др.)76.

Методы опроса. Опрос может проводиться заочно путем распро­странения, сбора и обработки анкет (анкетирования) либо очно в форме бесе­ды с опрашиваемым (интервьюирования). Эти методы широко используются при изучении личности преступника, причин и условий совершения престу­плений, правосознания и правовой информированности населения, общест­венного мнения о действии правовых норм и других государственно-правовых явлений.

Первый метод опроса требует разработки анкеты. Обычно она состо­ит из следующих частей:

1) преамбулы (вводной части), в которой указывается, кто проводит оп­
рос, с какой целью, дается инструкция по заполнению анкеты и её возврату,
гарантия анонимности и высказывается благодарность за ответы;

2) паспортички (демографической части), содержащей вопросы по со­
циально-демографической характеристике респондентов. Иногда эти вопросы
помещают в конце анкеты;

философские и общена учные методы на учного исследования - student2.ru См.: Лазарев Л.В. Контент-аналитическое исследование правовой пропаганды // Сов. госу­дарство и право. 1975. № 2. С. 117 - 122. 76 См.: Криминология: Учеб. М., 1988. С. 41.

3) контактных вопросов, позволяющих заинтересовать респондента
и ввести его в изучаемую проблему;

4) основных вопросов, с помощью которых собирают ту информа­
цию, ради которой проводят исследование;

5) заключительных вопросов, предоставляющих возможность опра­
шиваемому свободно высказаться по теме исследования (см. прил. 1).

Помимо перечисленных в анкету могут быть включены контрольные вопросы и вопросы-фильтры. Первые применяются для проверки правди­вости ответов, а также для уточнения и дополнения сведений, получаемых из ответов на основные вопросы. Вторые предназначены для проверки то­го, относится ли респондент к группе людей, подлежащих опросу, компе­тентен ли он.

Имеет значение порядок расположения вопросов. Они должны рас­полагаться в логической последовательности. Социологи рекомендуют в начале анкеты ставить простые вопросы, в середине - сложные, трудные, деликатные. Затем сложность вопросов убывает. В анкете не должно быть ненужных или наводящих вопросов.

Следует продумать содержание, форму и порядок не только вопросов, но и ответов на них. В зависимости от формы ответов различают вопросы за­крытые, открытые и полузакрытые. Закрытые вопросы бывают:

а) с альтернативными ответами типа «да - нет» (иногда с добавлением «не знаю»);

6) с шкальными ответами, например, для оценки интенсивности како­
го-либо явления в баллах;

в) с ответами-меню, из списка которых можно выбрать один или не­сколько ответов.

Открытые вопросы не содержат ответов, и респондент может дать любой, какой пожелает.

Полузакрытые вопросы имеют неполный перечень ответов, и опра­шиваемый может ответить на них в строке «другое (иное)».

Для проверки правильности составления анкеты проводится пробный (пилотажный) опрос. Он состоит в том, что анкета размножается в неболь­шом количестве и распространяется среди специально подобранных типич­ных респондентов. Если окажется, что, например, многие отказались ответить на вопросы анкеты либо среди опрошенных большой процент ответивших «не знаю (затрудняюсь ответить)» или вообще отсутствуют ответы на во­просы, то придется пересмотреть формулировки этих вопросов и ответов либо исключить их.

После пилотажа можно приступить к массовому опросу. Анкеты могут быть разосланы по почте (количество возвратившихся анкет около 30%) или непосредственно розданы респондентам (возвращается около 90%)77.

Опрос может быть сплошным или выборочным. Выборочный метод применяют тогда, когда обследуемый контингент превышает 500 человек78 . Его суть состоит в том, что вместо всей массы людей, называемой генераль­ной совокупностью, обследуют только выделенную по определенным прави­лам её часть, составляющую выборочную совокупность. Полученные резуль­таты распространяют на генеральную совокупность.

Выборки бывают вероятностными и целенаправленными.

При вероятностной выборке каждый элемент генеральной совокупно­сти должен иметь равную вероятность попасть в выборочную совокупность. Такая выборка может быть простой случайной, механической, серийной, гнездовой и др. Примерами простой случайной выборки являются жеребьев­ка, лотерейный метод. Механическая выборка состоит в том, что все элементы генеральной совокупности сводят в единый список, из которого через равные интервалы отбирают нужное число респондентов. При серийной выборке ге­неральная совокупность разбивается на однородные части (серии) по опреде­ленному признаку. Из каждой серии отбирается количество элементов про­порционально общему числу элементов в ней. Особенность гнездовой вы­борки в том, что отбираются группы опрашиваемых с последующим их сплошным опросом.

При целенаправленной выборке не применяются правила теории ве­роятности. Существуют следующие её виды: стихийная (например, почто­вый опрос), основного массива (опрашивают 60 - 70% от генеральной со­вокупности), квотная (в качестве квот выступают данные о признаках эле­ментов генеральной совокупности, например образование, возраст).

Выборка должна быть репрезентативной, т.е. выборочная совокупность должна воспроизводить характеристики генеральной совокупности, доста­точно верно отражать содержание и закономерности изучаемого явления. Разность между данными генеральной и выборочной совокупности называет­ся ошибкой выборки79. По мнению социологов, повышенная надежность ис­следования допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная - от 3 до l0%,

ОЛ

приближенная - от 10 до 20%, ориентировочная - от 20 до 40% .

Интервью - это беседа интервьюера с респондентом по определен­ному плану. Интервью может проводить сам исследователь или его по­мощники. Интервьюер, пользуясь вопросником, планом, бланком или кар-

философские и общена учные методы на учного исследования - student2.ru 77 См.: Козлов В.А., Суслов Ю.А. Указ. соч. С. 88 - 89.

78 См.: Как провести социологическое исследование. М., 1985. С. 67.

79 См.: Лунеев В.В. Юридическая статистика. С. 124.

80 См.: Ядов В.А. Указ. соч. С. 62.

точкой, задает вопросы, направляет беседу, фиксирует ответы опрашивае­мых.

Интервьюирование может быть стандартизированным или свободным.

Стандартизированное (формальное) интервью осуществляется по за­крытым вопросам (см. прил. 2), и интервьюеру остается лишь пометить ответ подчеркиванием, крестиком либо записать его в балльной системе (1, 2, 3 и т.д.).

Свободное интервью - это беседа с респондентом по определенному кругу вопросов, по которым ему предоставляется свобода ответов.

По процедуре проведения различают интервью:

панельное, т.е. многократное с одними и теми же лицами по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени;

клиническое, т.е. длительное, глубокое;

фокусированное, т.е. кратковременное по какому-либо конкретному во­просу.

Метод экспертных оценок. Он заключается в изучении мнения спе­циалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов отбираются как научные, так и практические работники (не более 20 - 30 человек). Для определения их компетентности применяются следующие способы:

1) эвристический (интуитивные оценки, даваемые самими эксперта­
ми друг другу);

2) статистический (оценки, полученные путем анализа суждений
экспертов по изучаемому вопросу);

3) тестовый (оценки, полученные путем тестовых испытаний экспер­
тов);

4) документальный (оценки, полученные путем изучения материа­
лов, характеризующих экспертов);

5) комбинированный (оценки, полученные с помощью нескольких из
перечисленных способов).

Опрос экспертов может быть индивидуальным или групповым, оч­ным или заочным. Индивидуальный опрос проводится путем анкетирова­ния или интервьюирования. Групповой опрос возможен в форме «кругло­го стола», в ходе которого происходит обмен мнениями между специали­стами.

В криминологии этот метод используется при разработке прогнозов преступности, а в правовых исследованиях - при оценке эффективности юридических норм, общественной вредности (опасности) правонаруше­ний и других явлений.

При проведении криминологических и конкретно-социологических ис­следований государственно-правовых явлений используются и другие мето-

Q 1

ды: социометрии, тестов, биографический , психологические и логико-математические82 .

Собранный с помощью рассмотренных способов эмпирический мате­риал требуется обобщить и проанализировать. Для этого применяются раз­личные методы сводки, группировки и статистического анализа.

Статистическая сводка состоит в том, что содержащиеся в анкетах, карточках и других материалах сведения систематизируются, сводятся в ста­тистические совокупности и обозначаются обобщающими показателями (абсо­лютными числами, процентами и т. д.).

Группировка заключается в расчленении статистических показателей на качественно однородные группы по существенным признакам, например, по возрастным интервалам, социальному положению правонарушителей, тя­жести совершенных ими преступлений. Существует три основных вида груп­пировок:

1) типологическая (например, деление преступлений на категории по
характеру и степени их общественной опасности);

2) структурная (например, динамическая группировка удельного веса
краж и других хищений за десять лет);

3) аналитическая (например, группировка данных, показывающих зави­
симость различных преступлений от состояния алкогольного или наркотическо­
го опьянения виновных).

Для измерения статистических связей между признаками изучаемого явления применяется корреляционный анализ. Корреляционной связью назы­вается такая форма причинной связи, при которой причина порождает следст­вие не однозначно, а лишь с определенной долей вероятности 83. Количест­венная мера связи называется коэффициентом корреляции.

Методы установления статистических связей между признаками явле­ния основаны на принципах: 1) совместного появления событий и 2) кова-риации. Первый гласит, что постоянное парное появление признаков А и Б дает основание предполагать о наличии связи между ними. Например, если хулиганство чаще совершается лицами, находившимися в нетрезвом состоя­нии, чем трезвыми, то можно заключить, что это правонарушение связано с признаком « нетрезвое состояние». Принцип ковариации означает, что если для двух рядов количественных данных изменения в одном их них соответ­ствуют изменениям в другом, есть основание предположить о наличии связи

философские и общена учные методы на учного исследования - student2.ru 81 См.: Панкратов В.В. Указ. соч. С. 53 - 56; Козлов В.А., Суслов Ю.А. Указ. соч. С. 89; Оре­
хов В.В. Указ. соч. С. 53; Девятко И.Ф. Указ. соч. С. 44 - 56; Криминология: Учеб. / Под ред.
В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 1995. С. 44.

82 См.: Криминология: Учеб. М., 1988. С. 44 - 47.

от

См.: Лунеев В.В. Юридическая статистика. С. 310.

между этими рядами. Например, такая связь наблюдается между измене­нием возраста судей и уровнем их профессиональной квалификации84.

Наши рекомендации