Развитие в России теории и практики государственных форм физического воспитания в XVII — второй половине XIX в
В раннефеодальный период основными функциями боярства в государстве были военная служба, охрана и защита владений своего князя. В это время раньше, чем собственно физическое воспитание, на Руси стали развиваться военно-физическая подготовка ее естественно-научные основы, в частности медицина. Первые школы, дающие медицинское образование, были созданы в XVII в. при Аптекарском приказе. Большую часть учеников составляли выходцы из стрельцов. Учителями будущих медиков, как правило, были иностранцы. Будущему лекарю необходимы были знания анатомии, хирургии, физиологии и пр. Быть учеником в Аптекарском приказе — для русских в то время практически единственный путь к получению медицинского образования. Отправление для учебы за границу было редким явлением, и чаще посылались дети докторов-иностранцев. Чтобы получить звание доктора, необходимо было учиться около 15 —17 лет, а звание лекаря — 3 — 9 лет.
Ведущим военным учреждением в XVI—XVIII вв. являлся Разрядный приказ, в ведении которого находилось дворянское войско, составлявшее основу вооруженных сил. Обучение до XVIII в. велось главным образом непосредственно в ходе боевых действий. Лишь незадолго до Северной войны (1700—1721) правительство Петра I начало делать попытки к решению проблемы подготовки отечественных военных кадров в специальных военных учебных заведениях. Для подготовки молодых людей к службе в артиллерии, инженерных войсках и военно-морском флоте в 1701 г. в Москве была открыта Школа математических и навигационных наук. В связи с переносом в 1712 г. столицы России из Москвы в Петербург она была переведена в этот город ив 1719 г. преобразована в Морскую академию. В 1703 г. в Москве открывается гражданская гимназия, а в 1732 г. в Петербурге — Кадетский корпус. Во всех этих учебных заведениях наряду со специальными дисциплинами обучали и “телесным упражнениям” — фехтованию, верховой езде, плаванию, лазанью по реям, лестницам-трапам и др.
“Гражданство обычаев детских” — первый в русской культуре памятник XVII в., посвященный вопросам светского воспитания детей. “Гражданство” — перевод на русский язык сочинения писателя гуманиста эпохи Возрождения Эразма Роттердамского. Считается, что перевод выполнен Епифанием Славинецким. Эта книга положила начало новому направлению в педагогике — обучению этике поведения, личной гигиене, физическому воспитанию. “Гражданство” акцентирует внимание на “внешних проявлениях” жизни детей, не затрагивая основ нравственного воспитания. Характерной же чертой древнерусской культуры являлась ее высокая духовность, доходившая подчас до полной оторванности от реальной жизни, концентрация ее на абстрактных проблемах морали. В культуре Нового времени как раз начали проявляться интерес к реальной, земной жизни, к конкретной личности, уважение к человеку. В этом плане “Гражданство” приближало культуру России к европейским нормам, что в дальнейшем и было осуществлено реформами Петра I.
Из известных списков “Гражданства” наиболее ранний датируется 1685 г. Текст сочинения в русском переводе разделен на вопросы и ответы. Вопросы 4—68 посвящены мимике лица, жестикуляции, осанке ребенка. Автор объясняет, в каком гигиеническом состоянии должно содержаться тело ребенка. В вопросах 82—125 говорится, что ребенок не должен быть чрезмерно упитан. Вопросы 146—158 посвящены играм. Игры, сообщает автор, необходимы детям «утешения ради» и отдыха от учения. Но не все из них рекомендуются: не подобают занятия азартными играми (кости, карты), а также опасно купание в воде. Детям хорошо играть в игрушки (кубарь, мячик, пики), прыгать и скакать. Самое главное в игре — «самого себя победита», не ссориться с друзьями во время игры и не радоваться, победив не умеющего играть, а дать ему возможность победить. К играм автор относит и музыку: «Любите мусикию, сладкопением и игранием на органах всяких остроту ума обучати». Следует заметить, что игры, как и смех, без всякого их различия порицались церковью. В вопросах 159 — 164 говорится о гигиене сна.
«Гражданство» непосредственно адресовано детям. И по форме изложения, и по содержанию эта книга была рассчитана на детское восприятие. Светский характер сочинения Э. Роттердамского ярко проявляется в мотивах норм поведения детей — в одном случае те или иные поступки могут повредить здоровью, в другом — неэстетичны, в третьем — не соответствуют детскому возрасту.
Большое значение для развития теории и практики физического воспитания в России имели передовые взгляды на эту проблему прогрессивных слоев зарождающейся в XVIII в. буржуазии. Новые идеи исходили от ученых, мыслителей, революционеров, полководцев. Если обобщить их отношение к вопросам физической культуры, то можно констатировать следующее:
1. Физическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности.
2. С помощью правильной системы воспитания можно подготовить человека к эффективному выполнению своих государственных обязанностей (И. И. Бецкой).
3. Ставился вопрос о необходимости физического воспитания девочек (А. Ф. Бестужев, И. И. Бецкой, А. Н. Радищев).
4. Большое значение в физическом воспитании уделялось процессу закаливания (С. Г. Зыбелин, Н. И. Новиков, А. В. Суворов).
5. Русский просветитель Н. И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» пропагандировал только то, что могло было осуществиться на практике, что было приемлемо для русского просвещения. В частности, он отрицал «теорию уединения» Руссо и был сторонником общественных форм воспитания детей.
6. Прогрессивными идеями воспитания, и физического в частности, были призывы к его организации среди крестьянства (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. Т. Посошков, А. Я. Поленов).
7. Ряд крупных военачальников придерживались прогрессивных взглядов в вопросах военно-физического воспитания в армии и на флоте (П.А.Румянцев, Ф.Ф.Ушаков, А. В. Суворов).
Заметный вклад в дело военно-физической подготовки солдат внес наш замечательный полководец А. В. Суворов. Он, например, не разделял боевую и физическую подготовку, а рассматривал это как единый процесс.
Суворов первым в армии ввел для солдат утреннюю зарядку, широко практиковал строевые занятия, марши, длительные походы, бег, обучение приемам рукопашного боя, преодоление всевозможных препятствий. Военные занятия проводились им и в жару, и в холод.
Суворов применил новую тактику штыкового боя. Чтобы понять важность штыкового боя для военных действий того времени, необходимо знать, что для перезарядки ружей требовалось никак не меньше минуты и успех во многом решался в рукопашной схватке. Основная заслуга Суворова заключалась в том, что он учил солдат не просто искусству владения штыком, а умению действовать им в совместных военных приемах в строю. Пехота, например, “ощетинившись” штыками, могла без особых потерь отражать атаки кавалерии. В основу военно-физического воспитания воинов им был положен принцип: “Утомлять тело свое, чтобы укрепить оное больше”. Свои взгляды на военно-физическую подготовку Суворов изложил в ряде наставлений: “Наука побеждать”, “Полковое учреждение”, “Правила медицинским чинам”.
Военно-физическая подготовка в армии, которую проводил А. В. Суворов, является ярким примером реализации передовых для того времени теоретических идей. Способы и средства физической подготовки совместно с закаливанием, которые применялись в войсках Суворова, не утратили своего значения и в наши дни.
Смелые, прогрессивные выступления о необходимости включения организованных занятий по физическому воспитанию в процесс образования детей во второй половине XVIII в. побудили лиц, отвечающих за образование и воспитание, рекомендовать школам и средства физического воспитания. В изданных в 1782 г. “Правилах для учащихся народных училищ” уже говорилось о необходимости использовать игры для отдыха детей в дни занятий и организовывать гуляние детей в выходные дни. В 1791 г. для народных школ было издано руководство “О должностях человека и гражданина”, в котором рекомендовалось проявлять заботу о физическом развитии детей и их здоровье. Однако эти усилия государства оставались на уровне призывов и деклараций, а физического воспитания как такового в России того времени практически не было.
Выводы
1. Возникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн.
2. Основными источниками, из которых мы узнаем о физической культуре на Руси, являются былины, летописи, сказания и сказки, картины, предметы резьбы по дереву и камню, барельефы. Первый письменный источник — первая русская летопись “Повесть временных лет” (начало ХII в.). Первое изображение борцовской схватки датируется 1197 г.
3. При практически отсутствующих государственных формах физического воспитания в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения (забавы), связанные с двигательной деятельностью.
4. Во второй половине XVII в. в России появляется первая книга, посвященная светскому воспитанию детей — “Гражданство обычаев детских”, сыгравшая значительную роль в последующем развитии физического воспитания в стране и его естественно-научных основ.
5. Большое значение для развития физического воспитания в России имели прогрессивные взгляды многих отечественных ученых, мыслителей, полководцев. Однако на практике физического воспитания их деятельность отразилась весьма незначительно.