Какие возможности предоставляет данная диагностика.
Начальная школа XXI века
Проект "Начальная школа XXI века" - результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института. Предпосылками для его создания стали основные положения теории Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца.
Ведущей идеей является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе.
В УМК основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности.
Особенности системы «Начальная школа XXI века»
Функция целостного восприятия окружающей действительности остается приоритетным направлением построения в последующих классах "Окружающего мира". Следующая особенность состоит в том, по УМК позволяет успешно решать задачу - формировать основные компоненты учебной деятельности.
Обновление начальной школы означает переход на приоритет поисково-исследовательской. В УМК это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", "репродуктор" ("смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю"), а "исследователь". Роль исследователя заключается, прежде всего, в том, что школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом.
Еще одна задача: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий.
УМК "Начальной школы ХХ1 века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения.
Разработанные рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на "среднего" ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника.
Особое внимание авторы УМК уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности.
Направленность процесса обучения- формирование у младших школьников новообразования - умения учиться - является основой интеграции двух традиционно разных учебных предметов - обучения грамоте (чтение и письмо) и математики - в единый курс "Грамота".
Курс "Русского языка" заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно.
Курс "Русский язык" состоит из трех блоков: "Как устроен наш язык" (знакомство с основными лингвистическими знаниями), "Правописание" (формирование грамотного письма) и "Развитие речи (развитие речи учащихся).
Идея курса "Литературное слушание" является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению.
Обновление содержания курса "Математики" шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики). Принципом реализации деятельностного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения.
Особенность курса "Окружающий мир" - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности.
Одно из главных отличий проекта УМК «Начальная школа XXI века» от других проектов по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики: целенаправленно с 1 по 4 класс.
Проект в первую очередь направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение.
Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем — увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения.
Какие возможности предоставляет данная диагностика.
Учителю — понимание проблем каждого ученика и знание того, как их исправить, возможность оценить и проанализировать особенности примененной методики, эффективность проводимой дифференцированной работы на уроках, помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений.
Ученику — позволяет снять напряжение, поскольку диагностическая работа отличается от обычной контрольной работы, прежде всего тем, что её результаты не оцениваются по пятибалльной шкале оценок.