Раздел 2. БЕСЕДЫ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
5-й урок: | Смысл жизни. Универсальные принципы. |
6-й урок: | Мир отношений. Природа человека. |
7-й урок: | Познать себя. Осознание красоты. |
8-й урок: | Нарисовать свою тропу смысла жизни. Перечислить качества человека. Нарисовать автопортрет. Перечислить 7 «я могу». |
Раздел 3. АЗБУКА МУДРОСТИ
9-й урок: | Единство в разнообразии: Бог, Посланник, Святое писание народов Мира. |
10-й урок: | Мифы, сказки, рассказы о мудрости. Добро и Зло. |
11-й урок: | Мир цвета радуги (цвет, музыка – 7 нот, атом – Земля – 7 уровней, человек – 7 уровней). |
12-й урок: | Написать сказку, рассказ о мудрости, нарисовать Радугу Земли, определить критерии мудрости. |
Раздел 4. ЖИЗНЬ СЕРДЦА
13-й урок: | Сердце – цель и причина наших поступков: любовь, красота, милосердие. |
14-й урок: | Христос – Сердце человечества: доброта, трудолюбие, служение. |
15-й урок: | Учитель, семья, друг: духовный и земной учитель; отец – мать; верность и счастье дружбы. |
16-й урок: | Перечислить слова, характеризующие Сердце. Нарисовать свою семью. Написать письмо Душе, маме, папе, другу. |
Раздел 5. ЗВЁЗДЫ НЕБЕС
17-й урок: | 12 Созвездий Неба – 12 качеств человека – 12 планет Солнечной системы. |
18-й урок: | 4 стихии Земли – 4 стороны Света – 4 плана жизни человека. Баланс жизни. |
19-й урок: | 7 звёзд Большой Медведицы – 7 Звёзд Плеяд – 7 лучей человека. |
20-й урок: | Нарисовать сердце Космоса – 12 созвездий Зодиака. Составить рассказ о планетах и лучах. Рассказать о своём знаке легенду. Поход в планетарий (по возможности). |
Раздел 6. ГЕРОИ, ГЕРОИЗМ, ПОДВИГ
21-й урок: | Сказки. Символика содержаний. |
22-й урок: | Сказки народов мира. |
23-й урок: | Народные сказки. |
24-й урок: | Нарисовать подвиг героя. Написать рассказ о подвиге. Перечислить качества героя. |
Раздел 7. ТВОРЧЕСТВО – РОЖДЕНИЕ ДУШИ
25-й урок: | Гармония взаимодействия: Единая жизнь природы и человека. |
26-й урок: | Содружество: человек-человек, человек-семья, человек-группа (класс). |
27-й урок: | Исцеление творчеством: труд и болезнь. |
28-й урок: | Нарисовать сюжеты собственного творчества. Прочитать стихотворение о труде. Рассказать, что такое трудолюбие, работоспособность, здоровье. |
29-й урок: | Изотворчество - мир музыки, мир души. |
30-й урок: | Изотворчество - голос картины и музыки. |
31-й урок: | Экскурсия в лес, парк (звуки природы). |
32-й урок: | Нарисовать Голос Природы. Спеть песню. Описать музыку леса. |
33-й урок: | Нарисовать Землю. |
34-й урок: | Написать рассказ о Земле, о жизни, о человеке. |
«Акмеология нравственности и здоровья»
Классы
(34 часа)
1-й; 2-й уроки | Тесты. |
3-й урок: | Подвижная игра, анатомия человека. |
4-й урок: | Подвижная игра, анатомия человека. |
5-й урок: | Подвижная игра, анатомия человека, основы массажа. |
6-й урок: | Семинар – рассказать о строении человека, нарисовать человека; рассказать, что развивает подвижная игра, и для чего нужен массаж. |
7-й урок: | Подвижная игра, анатомия человека (детальнее), практика массажа. |
8-й урок: | Ритмическая гимнастика, подвижная игра, практика массажа. |
9-й урок: | Ритмическая гимнастика, практика массажа, основы питания. |
10-й урок: | Семинар – показать упражнения комплекса ритмической гимнастики, показать массаж, рассказать о значении питания. |
11-й урок: | Ритмическая гимнастика, основы питания, упражнения аутотренинга (концентрация мысли). |
12-й урок: | Ритмическая гимнастика, основы питания, аутотренинг. |
13-й урок: | Ритмическая гимнастика, комплексная эстафета, аутотренинг. |
14-й урок: | Семинар – показать 2-3 упражнения ритмической гимнастики, придуманные учащимися; рассказать о целях и задачах аутотренинга; рассказать о том, что развивает комбинированная эстафета. |
15-й, 16-й уроки: Тесты: | 1. Определение динамики координационных способностей. 2. Определение динамики быстроты. 3. Определение динамики уровня сознания (креативности): а) 1-й уровень – обьём информации («знаю», ответы: «да», «нет»); б) 2-й уровень – понимание качества информации (определение понятий, терминов и их значение); в) 3-й уровень – применение знания (в своей личной жизни, семье); г) 4-й уровень – взаимодействие с окружающими (альтруизм). |
17-й урок: | Комплексная эстафета, аутотренинг, правила здорового образа жизни. |
18-й урок: | Комплексная эстафета, правила здорового образа жизни, дыхательная гимнастика. |
19-й урок: | Комплексная эстафета, подвижная игра, правила здорового образа жизни, дыхательная гимнастика. |
20-й урок: | Семинар – рассказать о правилах здорового образа жизни; показать дыхательные упражнения и рассказать об их значении для человека; составить собственную комплексную эстафету, подвижную игру, комплекс ритмической гимнастики. |
21-й урок: | Подвижная игра + ритмическая гимнастика с упражнениями, придуманными учащимися; дыхательная гимнастика, правила здорового образа жизни. |
22-й урок: | Ритмическая гимнастика, составленная по вариантам учащихся + подвижная игра; дыхательная гимнастика, правила здорового образа жизни. |
23-й урок: | Подвижная игра, предложенная на конкурсной основе учащимися; дыхательная гимнастика, правила здорового образа жизни. |
24-й урок: | Семинар - рассказать об основных правилах здорового образа жизни; показать дыхательные упражнения; составить план мероприятий, направленный на оздоровление себя; придумать праздник здоровья для родителей. |
25-й урок: | Комплексная эстафета, составленная по вариантам учащихся; схема оздоровительных занятий (комплексных упражнений); аутотренинг. |
26-й урок: | Круговая оздоровительная тренировка; культура здоровья; дыхательная гимнастика, аутотренинг. |
27-й урок: | Круговая оздоровительная тренировка; культура здоровья; «танец цветов». |
28-й урок: | Семинар – вопросы культуры здоровья человека; показать собственный комплекс упражнений; придумать, составить танец цветка. |
29-й урок: | Комплексная эстафета, составленная по вариантам учащихся; подвижная игра, составленная по вариантам учащихся; «танец цветов». |
30-й урок: | Ритмическая гимнастика, массаж, аутотренинг. |
31-й урок: | Круговая оздоровительная тренировка; дыхательная гимнастика; культура здоровья. |
32-й урок: | Семинар – вопросы по правилам здорового образа жизни; культура здоровья, «танец цветов». |
33-й; 34-й уроки: | Тесты: 1. Определение динамики координационных способностей. 2. Определение динамики быстроты. 3. Определение динамики уровня креативности. 4. Определение % заболеваемости и успеваемости. |
Занятия построены по структуре:
1-й урок: | Формообразующий – структуризация системы знания и отношений, учащихся к обьекту познания. |
2-й урок: | Эмоционально-чувственный – взаимодействие с другими учащимися, группами, накопление опыта взаимоотношений. |
3-й урок: | Ментальный – управление процессом развития и отношениями, при этом личность переходит от анализа взаимосвязей к преображению и синтезу. |
4-й урок: | Переходный – переход количественных накоплений на основе освоенного знания и навыков к качественно новым отношениям к себе и группе. При этом повторяется система отношений трёх предшествующих уровней. |
Начинается следующий цикл по той же структуре, но с более высокими требованиями. Педагоги выбирают любой вариант программ и работают по уровню подготовленности. Некоторые педагоги, на основе знаний, универсальных закономерностей, имеют своё видение подачи материала, оставляя лишь этапы процесса обучения и структуру занятий.
Предлагаются Программы:
Зверевой Г.А. – (воспитатель) – взяла за основу экологию окружающего мира.
Дегова Н.В. (учитель физической культуры) – взяла за основу спортивно-оздоровительную работу.
Максимовой Н.В. – (воспитатель) – взяла за основу теорию решения изобретательных задач.
ПРОГРАММА
психологической диагностики личностного потенциала ребёнка
Компонент | Психологическое содержание компонента | Диагностические методики |
Мотивационный | 1.Учебно-познавательная мотивация. 2.Потребность в самоутверждении и самореализации. 3.Ценностная ориентация. | Методика М.С. Егоровой, анкетирование, опрос, рисуночный текст «Моя школа», рейтинговые опросы, проективные методики «Несуществующее животное». |
Творческий | Оригинальность, беглость, тщательность разработки идеи, креативность. | Тест творческого мышления Торренса, тесты Гилфорда, опросник Г. Дэвиса. |
Эмоциональный | 1.Доминирующее психическое состояние. 2.Эмоциональная удовлетворённость на уроках. | Методика цветовых выборов Люшера, отношение к предмету в цвете. |
Интеллектуальный | 1.Зрительное восприятие и наглядно образное мышление. 2. Мышление. 3.Память (виды и свойства). 4.Внимание. 5.Прогностический компонент. | Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (четырёхсубтестовый, полный варианты), детский и взрослый варианты прогрессивных матриц Равена, методика исследования особенностей прогностической деятельности Л.И. Переслени. |
Коммуникативный | 1. Социальный статус. 2. Социальный интеллект. 3. Эмпатия. 4. Контактность. 5. Чувствительность к обратной связи. | «Социометрия», межличностная приемлемость, наблюдение, естественный эксперимент, проективные методы, тест Гилфорда, опросник А. Мехрабиан. |
Прогностический | Потенциальные способности личности: 1. Лидерство 2. Адаптивность 3. Работоспособность 4. Обучаемость 5. Стресс-факторы 6. Зона актуального развития 7. Зона ближайшего развития | Методика кардинальной психодиагностики В.А. Полякова |