Глава III. Психология раннего и дошкольного детства. вверх, а теперь — на три направо (слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске)».
вверх, а теперь — на три направо (слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске)».
После этого предлагается перейти к рисованию тренировочного узора.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
Во время работы над этим узором учитель ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и он следит только за тем, чтобы ученики не переворачивали свои листочки и начинали новый с нужной точки. При диктовке необходимо соблюдать длительные паузы, чтобы они успевали закончить предыдущую линию, и их следует предупредить, что необязательно занимать всю ширину страницы. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты.
Последующий текст инструкции таков:
«Теперь поставьте карандаши на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Перед выполнением заключительного узора преподаватель обращается к испытуемым со словами:
«Все. Этот узор не надо дальше рисовать. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вниз. Одна направо. Две клетки вверх. Одна направо. Две клетки вниз. Одна направо. Три клетки вверх. Теперь продолжайте рисовать этот узор».
Анализируя результаты выполнения задания, следует порознь оценивать действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель (под диктовку) свидетельствует об умении ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; второй показатель — о степени его самостоятельности в учебной работе. И в первом и во втором случае можно ориентироваться на следующие уровни выполнения.
План-задание для самостоятельной работы119
Высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки.
Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.
Уровень ниже среднего. О д и н узор ч а с т и ч н о соответствует диктуемому, другой не соответствует.
Низкий уровень. Ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.
ОПРОСНИК
ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА Ш К О Л Ь Н О Й ЗРЕЛОСТИ
КЕРНА-ЙЕРАСЕКА
Цель: Оценить общую осведомленность ребенка. Ход работы. Вопросы задаются ребенку индивидуально, каждый ответ оценивается соответствующим баллом.
1.Какое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = - 5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а д н е м ...
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.
3.Днем светло, а ночью ...
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
4.Небо голубое, а трава ...
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это ...?
Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.
6.Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается
шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.
7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.
8.К о т о р ы й час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый
час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.
9.Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это
маленькая овечка — это ...?