На принципах детского мышления
Привожу несколько эскизов,
опирающихся на принципы детского мышления.
Все сказанное можно принять, просто, к сведению. Реально,
каждый художник о
правилах думает меньше всего. Рисуется образ, и только потом
конструктор в мастерской ломает себе голову, как нарисованное
превратить в куклу, к какой системе управления ее отнести.
И всегда ругают безмозглого художника, ничего не
соображающего в куклах, и рождается новая система управления.
Может быть в этом и заключено таинство искусства!
Только педагог не любит таинства, ему надо их разжевать, иначе
ученики не проглотят.
Мастерские и художник
Изображение куклы в ракурсе суммирует все виденное в фас
и профиль. Этим и можно объяснить тот факт, что большинство
эскизов для мастерских художники выдают в таком виде.
Кстати о мастерских. Если вы хотите иметь на выходе то, что
задумали, а не то, что получилось у исполнителей, вам лучше
приложить к эскизу вид в профиль и в фас, или утвердить чертежи,
сделанные в мастерской по вашему эскизу. Обязательная
процедура, подбор тканей и фактур для куклы, и прикрепление
их образцов к эскизу. В идеале, все рассчитывают на работу
профессионального скульптора мастерской, на практике, лучше
откорректировать скульптуру самому на заключительном этапе
работы мастера (если вы сами профи). Если вы столкнулись
с мастером, которому доверяете на сто процентов, считайте это
подарком судьбы.
Чем «моложе» художник, тем активнее он вмешивается со своими
советами в работу мастеров, постоянно внося изменения
в собственный эскиз. Художники, способные воплотить свои
замыслы в материале самостоятельно, встречаются редко,
я не говорю об актерах кукольниках с навыками изготовления
эстрадных кукол (жизнь заставляет).
Немного отвлекся, речь шла об интерпретации эскиза, которая
всегда сиюминутна.
Идеи детей нам в помощь
Переходом детей к рисованию в ракурсе нужно управлять.
Как-то я уже описывал задание, выполнение которого требовало
сочетания плоскостного рисования декораций с перспективным
изображением планшета сцены. Сейчас я опишу еще одно задание,
основанное на той же методике.
Если детям показать, как изображаются простые геометрические
фигуры в ракурсе, они без проблем смогут это повторить. Самое
интересное для них заключается в моей просьбе, оживить эти
фигуры нужными деталями. На первый взгляд, плоскостное
рисование сохраняется, только плоскости, на которых дети рисуют
детали, находятся уже в ракурсе. И это заставляет их как-то
приспосабливаться, искать пути решения задачи. Тогда педагогу
самое время показать некоторые профессиональные хитрости
художников.
Возможно, кому-то пригодится подборка кукольных образов
извлеченных мною из рисунков детей младшего возраста.
Поверьте, там много поучительного. На большинстве эскизов
куклы изображаются в фас, и, если вы рискнете использовать
заложенные в них идеи, подключите крохи своей фантазии,
и попытайтесь представить их в профиль.