Модель развивающей среды в условиях фгт

Актуальность проблемы.В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе более двух последних десятилетий активно изучается средовой подход в реализации целей воспитания. Активно изучается вся совокупность принципов, способов использования возможностей развивающей среды в реализации целей воспитания. Важной задачей становится осмысление особенностей развивающей среды, которая должна через свое содержание и свойства обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, воспитание духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, способствующей проявлению и развитию творческих, художественных способностей ребенка, позволяющей проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Таким образом, предметная развивающая среда– одно из условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста. В Федеральных Государственных Требованиях даны основные понятия: «Предметно-развивающая среда»- система функциональных объектов и средств деятельности ребенка, функционально регулирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Прежде всего, развивающая предметная среда детства должна отвечать следующим психолого-педагогическим требованиям:

- Соответствие уровню психического развития ребенка

- Системность

- Многофункциональность

- Сомасштабность ребенку

- Трансформируемость

- Модульность

- Вариативность по содержанию и функциональным возможностям.

В построении среды в группе руководствовались принципами доктора педагогических наук, академика Новоселовой С. Л. и Федеральными Государственными Требованиями.

Модель развивающей среды составлена с учетом реальных условий:

· Программы развития ребенка-дошкольника «От рождения до школы»; игровой технологии ознакомления дошкольников с предметным миром О.В.Дыбиной.

· Принципов построения развивающей среды (активности, творчества, самостоятельности, стабильности, безопасности …).

· Основных видов деятельности (игровая, продуктивная, речевая …).

· Интересов детей группы (Выявления желания ребят).

· Особенностей детей (Так как в группе преобладает количество девочек, то развивающая среда построена по их интересам).

При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (ФГТ).

Ставятся задачи, которые будут решаться в процессе взаимодействия ребенка со средой:

- расширять кругозор;

- уточнять, конкретизировать вновь приобретенные и имеющиеся знания;

- активизировать собственные познавательные интересы;

- развивать психические процессы;

- развивать моторику (общую, мимическую, мелкую, артикуляционную);

- развивать у детей самостоятельность, активность, творчество.

Настоящие ФГТ к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются обязательными для дошкольных образовательных учреждений имеющих государственную аккредитацию.

В нормативных документах, в ФГТ названы основные формы организации образовательного процесса:

· совместная деятельность взрослого с детьми;

· самостоятельная деятельность ребенка.

Предметно-развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса, включая:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально и учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.

Определение самостоятельной деятельности:«Самостоятельная деятельность – есть свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально».

Главная сущностная характеристика здесь – это создание предметно-развивающей среды.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.Программа «От рождения до школы» предусматривает выделение: микро и макросреды и их составляющих.

Макросреда– это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).

Микросреда– это внутреннее оформление помещений.

· Оборудование помещений должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

· Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивать максимальный дошкольного возраста развивающий эффект.

· Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры» оснащенных большим количеством развивающих материалов, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Все предметы должны быть доступны детям.

· С целью полифункционального использования пространства группового помещения, оно должно быть разделено на 3 части:

1) зону для спокойной деятельности детей;

2) зону для деятельности активной с экстенсивным использованием пространства, возведением крупных игровых построек;

3) рабочую зону.

· Все части пространства в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные реформируемые границы …

· Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

· Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Активный сектор: Центр Игры, Центр Двигательной деятельности, Центр Максимально Театрализованной деятельности, Центр Конструирования.Активный сектор занимает самую большую плошадь в группе, т.к. в праздники группа превращается в активный зал. Мебель легко трансформируется и при необходимости быстро убирается. Для театрализованных действий на струну прикрепленную к потолку подвешивается тюлевая штора и зал превращается в театр.

Рабочий сектор: Центр Познавательной и Исследовательской деятельности, Центр Продуктивной и Творческой деятельности, Центр Правильной речи и Моторики.Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.

Спокойный сектор: Центр Книги, Центр Природы, Центр Отдыха.В спокойном секторе центры удалены друг от друга, чтобы дети могли уединиться. Центр правильной речи и продуктивной деятельности находятся на границе спокойного и рабочего сектора. При желании ребенок может разместиться с материалом как в рабочем секторе, так и на диванчике в спокойном секторе.

Наши рекомендации