Законы и закономерности тифлопедагогического процесса
Обучение и воспитание людей с нарушением зрения осуществляется в постоянном движении и развитии,т.е. в процессе. Этот процесс диалекти-чен, он характеризуется постоянной сменой состояний системы деятельности, в нём взаимосвязаны и взаимообусловлены связи и зависимости различного уровня - социальные, психологические, физиологические и педагогические. Довольно ярко проявляются противоречиятифлопедагогического процесса, они возникают и проявляются по мере отставания практики обучения и воспитания слепых и слабовидящих от требований жизни, там, где обнажаются несоответствия традиционных, устаревших взглядов, концепций, положений, представлений изменившимся условиям социального развития и современным требованиям к личности человека, имеющего зрительный дефект.
Центром учебно-воспитательного процесса является формирующаяся личность человека и здесь вскрываются специфические взаимосвязи и обусловленность этого процесса психическими особенностями ученика с нарушенным зрением, свойствами личности, его запросами, стремлениями, возможностями. Внутреннее содержание действий ребёнка его поступков к устремлений, их мотивация обусловливают дальнейший ход учрбно-вцспитатель-ного процесса. Без этого учёта тифлопедагог будет работать вслепую, ему будут не известны возможности конкретного ученика, и он не сможет определить результаты своего собственного коррекционно-педагогического воздействия на него.
Внутри учебно-воспитательного процесса действует взаимозависимость и взаимообусловленность множества чисто педагогических влияний,,которые отражаются на становлении личности ученика с дефектом зрения. Это окружение школьника, его место жительства, семья, родные, товарищи, доступность массовых средств коммуникации, собственный приобретённый опыт (как положительный, так и отрицательный). Все эти факторы создают сложнейшую взаимообусловленность тифлопедагогического процесса. 34
Все суммарные личностные характеристики представляют собой результат постепенного наращивания и накопления количественных изменений. К ним будут относится мировоззренческие позиции, убеждения, мотивы, ценностные ориентации, индивидуальность, общие и коррекционные умения, социальная адаптация и др. Накопленные количественные изменения будут способствовать качественным подвижкам, что связано и с возрастной периодизацией детей. Новые интегративные качества будут приходить на смену старым, будет формироваться личностное образование.
Образование рассматривается как явление социальное. В ходе историчес
кого развития для успешного взаимодействия с социальной средой слепой или
слабовидящий человек, его наставники должны были овладевать всё более слож
ными средствами для дальнейшей деятельности. Накопленный в этой деятель
ности социальный опыт передаётся из поколения в поколение. Специальное
образование становится отдельным, специфическим видом общественной
деятельности, превращается в относительно независимое (условное) социальное
явление - средство передачи социального опыта. В ходе этой деятельности пе
редаётся не она сама, а её модель, схема, общие принципы, нормы. Т.е. специ
альное образование следует рассматривать прежде всего как единую, целост
ную сферу человеческой деятельности. , .
Изучая диалектику специального образования, тифлопедагогика должна выявлять объективные закономерности, присущие тем явлениям, которые она изучает. Определение законов и закономерностей тифлопедагогического процесса дело довольно сложное. В различных исследованиях даётся большое количество их формулировок без строгого учёта системообразующих факторов.
Законы и закономерности общепедагогического и тифлопедагогического процессов во многом схожи и имеют общую направленность. Под законом мы понимаем необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закон выражает общие отношения, связи, присущие всем педагогическим явлениям, он способствует научному управлению и прогнозированию результатов исследования, ориентирует практику на оптимальный выбор содержания, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания детей.
Основным законом тифлопедагогического процесса является обязательное присвоение подрастающим поколениям социального опыта старших поколений* осуществляемое в доступной форме.Это касается как общечеловеческого опыта, так и накопленных данных и материалов о специфике обучения и воспитания людей с нарушением зрения. Социальный строй, общественные отношения определяют формирование всех компонентов коррекционного обучения к воспитания слепых и слабовидящих.
Слепота и слабовидение влияют на формирование личности, и это влияние будет проявляться по разному. Кардинальным фактором, который определяет формирование личности человека как в норме, так и в патологии является со-
циальный. Там, где общество уделяет внимание образованию людей со зрительным дефектом, где идёт накопление этого опыта, его расширение, совершенствование и передача следующим поколениям, там успешно развивается личность, несмотря на сенсорный дефект.
Если же для развития личности человека с нарушенным зрением не созданы благоприятные социальные условия, нет опыта в этом отношении или он очень мал, то не будет качественной преемственности поколений в социальной адаптации и реабилитации слепых и слабовидящих. Их личностное формирование будет идти с рядом отрицательных качеств.
Л.С. Выготский верил, что придёт время, когда дети с нарушением зрения «...перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте. Социальное воспитание победит дефективность» (1983,72).
Закон целостности и единства тифлопедагогического процессаопределяет соотношение части и целого данного процесса, раскрывает стрктурные образования, их соотношение между собой и в единой системе, интегративные показатели последней. Этот закон обусловливает органическое единство и необходимость сочетания общеобразовательных и коррекционных частей в целостном тифлопедагогическом процессе.
Закон единства теории и практики тифлопедагогического процессанацеливает на формирование теории, ориентированной на практику.
В тифлопедагогике присутствуют все виды исследований: методологические, фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные исследованияраскрывают сущность тифлопедагогических явлений и дают им научное обоснование, на этой теоретической основе зарождаются прикладныеисследования, которые решают непосредственно практические вопросы обучения и воспитания лице нарушением зрения. Эти виды исследований могу осуществляться вместе.
Посредством проведения прикладных исследований и через их результаты теория осуществляет своё влияние на практику, регулируя и направляя тифлопедагогический процесс. Прикладные исследования вскрывают недостатки практики, изучают их причины, дают рекомендации по их преодолению. Например, недостатки усвоения учебного материала, связанные со зрительными возможностями учащихся и пути их преодоления; причины утомляемости учащихся при длительной тактильной работе, способы улучшения тактильного восприятия при работе с рельефными пособиями и др.
Методологическиеисследования направлены на изучение не самого тифлопедагогического процесса, а способов его отражения в науке. Цель этих исследований - выявление закономерностей и тенденций развития тифлопедагогической науки в целом, путей взаимосвязей науки и практики, повышение качества научных изысканий (предмет тифлопедагогики, структурно-функци-36
ональные основы теоретического обоснования обучения слепых детей, взаимосвязь тифлопедагогики с другими науками...).
При формировании тифлопедагогической теории очень важно с самого начала сориентировать её на кардинальные проблемы обучения и воспитания учащихся со зрительными дефектами, на выход в конкретную педагогическую действительность.
Закономерноститифлопедагогического процесса выражают деятельность законов применительно к конкретным условиям обучения и воспитания учащихся с нарушением зрения. Раскрытие закономерностей позволяет выявить существенные связи данного процесса, его составные части и факторы, влияющие на его развитие. Здесь важно рассмотреть как внешние связи (социальная среда), так и внутренние, свойственные компонентам тифлопедагогического процесса (между целями, содержанием, формами, методами, средствами обучения и воспитания учащихся с аномалиями зрения).
Специальное образование слепых и слабовидящих осуществляется в тесном взаимодействии с социальными процессами, оно зависит от уровня социально-экономического развития общества, от его потребностей и возможностей, от господствующей политики и идеологии и, наконец, от социального статуса слепых и слабовидящих в стране, в регионе, т.е. при организации тифлопедагогического процесса в школе или дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать как потребности и социальный заказ обще-ства,так и условия перестройки образовательной системы, перспективы её развития и возможности государства по созданию материальной базы. Т.е. тифлопедагогический процесс, его цели, задачи и содержание обусловлены потребностями и возможностями общества. Эта закономерность внешнего характера.
Внутри рассматриваемого процесса существуют и внутренние связи, которые отражают характер отношений между его основными компонентами. Объективно можно отметить наличие взаимосвязей между целями, содержанием, методами, средствами и формами обучения и воспитания слепых и слабовидящих учащихся. Эти закономерности многообразны и большинство из них проявляются при определённых условиях. Отметим из всего многообразия лишь основные и те, которые в большей степени характеризуют специфику тифлопедагогического процесса.