П.4. Проблема психолого-педагогической диагностики в дошкольном образовании.

В стандартах начального общего образования и ФГТ сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы. Как оценить, достиг ли ребенок необходимого уровня развития?

Рассмотрим психолого-педагогическую диагностику, предложенную Е.К. Ягловской, И.А. Бурлаковой («Успех»). В качестве метода диагностики авторы предлагают ретроспективное наблюдение, результаты которого определяют содержание карты развития. Карта развития – это инструмент, который «позволяет педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса» (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов Отслеживание развития ребенка – дошкольника в образовательном процессе. – Самара, 2000.). Кроме того, карта развития позволяет педагогам «отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом» (О.М. Дьяченко Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста. /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М., 1996.).

Включенные в карту показатели развития ребенка отслеживаются педагогами на занятиях, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Данный диагностический инструмент позволяет проследить развитие каждого ребенка группы и класса, выявить индивидуальную картину развития в соответствии с общепринятыми нормами и дает возможность оценить качество образовательного процесса.

Карты развития доступны в использовании родителями, что особенно важно в условиях необязательного дошкольного образования.

Существующие в практике карты развития (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева и др.) не решают задачу оценки развития детей в контексте проблемы преемственности – они ориентированы на работу с дошкольниками.

Предлагаемая Е.К. Ягловской и И.А. Бурлаковой система психолого-педагогической оценки развития в старшем дошкольном возрасте и в первый год обучения в школе позволяет педагогам решать следующие задачи:

- оценить успешность развития конкретного ребенка, наглядно увидеть динамику изменения его возрастных возможностей;

- оценить эффективность своей работы по обеспечению преемственности образовательной работы дошкольного учреждения и школы.

Для решения этих задач педагогам в конце каждого возрастного периода необходимо заполнять карты развития на каждого ребенка, причем их заполнение не требует специальных наблюдений и диагностических заданий.

В картах развития перечислены внешние проявления (в поведении и взаимодействии) только тех интегративных качеств, на формирование которых направлен образовательный процесс в ДОУ и школе. Фактически, представлена динамика развития каждого качества в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту – от 5 до 8 лет.

Сами качества приводятся парами: первое качество формируется в ДОУ, второе в школе. В приведенном фрагменте карты развития (Таблица 1) качество «эмоционально отзывчив» относится к дошкольнику, а «доброжелателен, понимает и сопереживает чувствам других людей, отзывчив к их нуждам, трудностям и пр.» - качество, формируемое в начальной школе.

Таблица 1

Структура карты развития ребенка

Карта развития

5-6 лет

Ф.И. ребенка_____________________________________________

Возраст _________________________________________________

Дата заполнения__________________________________________

Качества и их внешние проявления наблюдается в присутствии (или с помощью) взрослого наблюдается независимо от ситуации
эмоционально отзывчив - доброжелателен, понимает и сопереживает чувствам других людей, отзывчив к их нуждам, трудностям и пр.
Радуется успехам и сопереживает неудачам сверстников, когда они ярко проявляют свои эмоции. Жалеет, утешает, делится игрушками и пр. со сверстниками, бурно переживает отрицательные эмоции.
Изменяет свое поведение в зависимости от эмоционального состояния близких людей, даже если они внешне ярко не выражены. Спрашивает о причинах изменений в настроении других людей.
Понимает эмоциональное состояние других людей, когда непосредственно не наблюдает их внешние проявления, стремится помочь им. -
В ситуации понимания и сопереживания чувствам другого может совершать альтруистические поступки - -

Педагогу необходимо отметить только одно из перечисленных в таблице внешних проявлений того или иного интегративного качества, т.к. все проявления (за исключением первого) предполагают наличие у ребенка проявлений, указанных выше.

Особенность данных карт развития заключается в том, что они позволяют оценить не только актуальное развитие ребенка, но и зону его ближайшего развития (Л.С. Выготский) (то, что проявляет ребенок в присутствии или с помощью взрослого).

Возможности (проявления) ребенка оцениваются от 1 до 5 баллов. Баллы указаны непосредственно в картах развития (см. книгу Е.К. Ягловской , И.А. Бурлаковой); напротив тех возможностей, которые еще не доступны детям или которые давно ими освоены, стоит прочерк.

После заполнения карты развития педагог заполняет таблицу Показатели развития качеств, отмечая в соответствующей графе уровень развития оцениваемого качества.

Таблица 2

Показатели развития качеств

Ф.И. ребенка____________________________________________________

П.4. Проблема психолого-педагогической диагностики в дошкольном образовании. - student2.ru


каче ства уровень
Превышает возрастные возможности                                          
ЗБРв[1]                                          
Соответствует возрасту                                          
ЗБРн                                          
возраст 5-6 6-7 7-8 5-6 6-7 7-8 5-6 6-7 7-8 5-6 6-7 7-8 5-6 6-7 7-8 5-6 6-7 7-8 5-6 6-7 7-8

Качества:

1 «любознательный активный – стремится к творческому труду и работе на результат».

2. «эмоционально отзывчив - доброжелателен, понимает и сопереживает чувствам других людей, отзывчив к их нуждам, трудностям и пр.»

3. «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – умеющий сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавая конфликтной ситуации, и находить выходы из спорных ситуаций».

4. «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения – самостоятельный, чувствующий личную ответственность за свои поступки, в основе которой лежат представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе».

5. «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту – овладевший начальными навыками адаптации в динамично меняющемся мире».

6. «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе – имеющий представления о своей гражданской идентичности, испытывающий гордость за свою Родину, российский народ, историю России, осознающий свою этническую и национальную принадлежность, понимающий значение толерантности, гуманистических и демократических ценностей».

7. «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – освоивший социальную роль ученика, для которого учение имеет значение и смысл».

Таблица 3

Ключ для оценки показателей развития качеств ( в баллах)

Превышает возрастные возможности 4-5
ЗБРв[2]
Соответствует возрасту 2-3 2-3
ЗБРн
возраст 5-6 лет 6-7 лет 7-8 лет

Результаты освоения дошкольной образовательной программы включают интегративное качество детей, которое отсутствует в картах развития – «овладевший необходимыми умениями и навыками». Данное качество не вошло в карту развития, т.к. уровень его развития зависит от педагогической работы с детьми по конкретной ООП (по образовательным областям «Труд», «Безопасность», «Здоровье», «Познание», «Чтение» и др.), что делает невозможным выделение общих для всех детей внешних проявлений. Это качество оценивается на основе диагностики, предусмотренной ООП ДОУ.

В окончательном виде «Показатели развития качества» могут выглядеть так:

Таблица 4

Показатели развития качества

Превышает возрастные возможности      
ЗБРв      
Соответствует возрасту + + +
ЗБРн      
возраст 5-6 лет 6-7 лет 7-8 лет

Если показатели развития ребенка находятся в графе «ЗБРн», то развитие качеств соответствует возрасту, но ребенок нуждается в определенной помощи и внимании со стороны взрослого. Если показатели находятся в графе «ЗБРв», то ребенок во взаимодействии со взрослым (при его помощи и поддержке) может демонстрировать возможности, превышающие его возраст.

Все результаты психолого-педагогической диагностики можно оформить в виде таблицы (Таблица 5) или диаграммы. Для обозначения разных уровней развития качеств можно использовать цвет.

Пополнение таблицы (диаграммы) каждый последующий год данными диагностики будет отражать динамику развития качеств. Это окажет помощь воспитателю и учителю в построении эффективного взаимодействия с ребенком.

Таблица 5

Динамика развития интегративных качеств ребенка

  Уровень развития качества (в баллах)
5-6 лет
6-7 лет
7-8 лет

Прослеживая динамику конкретного качества (его постоянный, прогрессивный, регрессивный характер), можно дать оценку успешности образовательных воздействий взрослого и выявить направления в развитии, в которых нужна помощь.

Так, если развитие качества имеет неизменяющийся характер с низкими показателями (в таблице 3-е качество), то педагогу необходимо взаимодействовать с психологом. Психологическая диагностика поможет понять причины и разработать необходимые мероприятия для создания оптимальных условий развития данного ребенка.

Особую тревогу вызывает динамика регрессивного характера (в таблице 5,6, 7 качества). Это также требует взаимодействия с психологом.

Для оценки общей картины развития детей в группе полученные данные можно внести в сводную таблицу.

Общая картина по группе позволит выявить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и психолога.

[1] ЗБР – зона ближайшего развития

[2] ЗБР – зона ближайшего развития

Наши рекомендации