Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. 4. Развитие фонематического восприятия
4. Развитие фонематического восприятия. Произношение звука с в слогах
Игра «Эхо». Тихое и громкое произношение слогов са-со-су, су-са-сы, со-су-са и т.д.
5. Произношение слов со звуком с
Однажды друзья попросили Незнайку купить посуду. В каком магазине она продается? Почему так назвали этот магазин? Зашел он в магазин, а названия посуды не знает. Помогите Незнайке.
Выставляется посуда или рисунки посуды: стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, супница, судок, миска, салфетница, самовар, термос, поднос. Дети называют предметы.
6. Определение позиции звука с
Обозначение звука с соответствующим символом, выкладывание кружочка в окошки домика в зависимости от его позиции.
7. Словообразование. Падежное управление. Звук с в
словосочетаниях
Из чего сделана посуда? (Из фаянса, из металла, из стекла.) Подскажите Незнайке, какая бывает посуда. Как назвать посуду, сделанную из фаянса? (Фаянсовая.) Из стекла? (Стеклянная.) Из хрусталя? (Хрустальная.) Из пластмассы? (Пластмассовая.) Из металла? (Металлическая.) Незнайка путает материалы, называя их неправильно. (Этот стакан фаянсовый. Судок металлический. Стакан, наверное, тоже металлический.)
Падежное управление
Расскажем Незнайке о назначении разной посуды. Куда он положит соль? (В солонку.) В чем он будет хранить масло? (В масленке.) Во что положит салат? (В салатницу.) Куда нальет сливки? (В сливочник.) «Какие интересные слова!» — говорит Незнайка. Попробуйте составить еще. Суп нальем в ... (супницу). Сухари положим в ... (сухарницу), а соус в ... (соусник).
Физминутка
Игра «Где мы были мы не скажем». Имитация действий с посудой.
10. Звук с в предложениях
Поможем Незнайке разобраться с остальной посудой. Он говорит, что сварит суп в сковороде. Он собирается пить сок из солонки. Что он сделает с салфетницей? Мы с Незнайкой будем готовить обед. Нужно взять только те продукты, в названии которых есть звук с. (Мясо, капуста, свекла.)
Используются картинки из настольно-печатной игры «Маленькая хозяйка».
Что мы приготовим? (Свекольник, суп, салат.) Что возьмем для приготовления свекольника? Из чего делается салат? Чем посолим? (Солью.) Чем заправим салат? (Маслом.) Каким? (Подсолнечным маслом.) Еще чем? (Соусом.) Сколько звуков с в слове соус ?
Звуковой анализ и синтез
Угадайте, что хочет съесть Незнайка, если в слове первый звук с, последний т. (Салат.) Угостим его ... (салатом). А сейчас я налью ему «пус». Ой, перепутались звуки в названии этого блюда. Что я хочу налить? (Суп.) Мы сварим суп из риса. Какой это суп? (Рисовый суп.) Сколько звуков в слове суп? Обозначьте звуки кружочками. Почему вы положили два синих кружочка, а красный только один? Который по счету звук с? Что мы можем подать Незнайке на десерт? (Сок.) Назовите по порядку звуки слова сок. Обозначьте кружочками звуки этого слова. Отличается ли схема слова суп от схемы слова сок? Замена фишек буквами. Чтение слов.
К слову сок добавьте букву и. Какое слово получилось? (Соки.) Чем оно отличается от слова сок?
12. Ознакомление с буквой с
На что она похожа?
Составление детьми слогов со, са, су, сы и слов сок, соки из букв разрезной азбуки.
13. Чтение сказки Г. Юдина «Свинья в гостях»
Итог занятия
Тема «Звук с»
2. ЭКСКУРСИЯ В МОСКВУ
Материал.Картинки, открытки с изображением Москвы; игрушка или изображение самолета; предметные и сюжетные
картинки; цветные символы; изображения зверей (слон, лиса, барсук, соболь и др.).
Ход занятия
Оргмомент
Подготовка «самолета» к полету.
Сообщение темы занятия
Сегодня мы отправимся на экскурсию в самый большой город нашей России. Как он называется? (Москва.) Как еще называют Москву? (Столица.) Совершая эту экскурсию, мы повторим знакомый нам звук с. Какой это звук? (Твердый, согласный.)
3. Развитие фонематических представлений. Определе
ние позиции звука
На чем доберемся в Москву? Назовите самый быстрый вид транспорта. (Самолет.) Куда сложим продукты, вещи? (В сумку.) Какие вещи возьмем с собой? Сначала назовите одежду. Дети называют слова, определяют позиции звука с в словах.
Положите в чемодан игрушки, в сумку — продукты питания.
Придумывание слов детьми. Дети перечисляют названия предметов со звуком с.
4. Произношение слов сложного звуко-слогового состава.
Звук с в предложениях
Кто нас встречает у трапа самолета? (Стюардесса.) Что нам скажет стюардесса? (Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Проходите в салон. Займите свои места.) Повторение этих фраз детьми.
Куда мы зашли? (В салон.) Куда сели? (В кресла.) В каком из слов звук с слышится в начале, в середине, в конце слова?
Самолет ТУ-104. Самолет готов в полет. Заходите, пассажиры! Он давно уже вас ждет.
5. Падежное управление. Практическое усвоение тво
рительного падежа существительных
Посмотрите в иллюминатор.
Выставляются картинки.
Над чем пролетает наш самолет? (Над лесом. Над лесами. Над мостом. Над мостами. Над кустами, садами, соснами.) Мы летим высоко или низко? Далеко от Москвы или близко?
Ответы детей Физпауза.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
Декламация сопровождается движением рук.