П 685 Традиционные христианские ценности и современный мир 6 страница
Третье направление: религиозная благотворительность, поддерживающая деятельность православной церкви. Так С.Ф. Хромов взял на себя решение всех финансовых вопросов, связанных с известным томским святым – старцем Федором Кузьмичем. Семья купцов Ереневых (отец и сын) сделали очень много для обустройства в Томске женского монастыря. И.А. Еренев, продолжатель купеческой династии, построил новую церковь в селе Протопоповском, внес свой вклад в создание Знаменской церкви и мужского духовного училища. В 1887-ом году он был награжден орденом Св. Анны 2-й степени. Купец С.С. Валгусов построил церковь в деревне Зоркальцево, в 70-ые годы 19 века за свою благотворительную деятельность он был награжден орденом Св. Анны 3 степени. В 1891-ом году купец Н.Н. Вяткин награжден золотой медалью «За усердие» на ленте ордена Св. Станислава за сделанные им пожертвования на нужды церкви и содержание Владимирского детского приюта.
Хотелось бы выделить в отдельную группу реализацию мега-проектов, поднимающих жизнь Томска на качественно иной уровень (например, возведение большого кафедрального собора, строительство первого за Уралом императорского университета). В числе тех, кто сделал пожертвования на строительство, а затем и восстановление Троицкого кафедрального собороа, входило большинство томских купцов: Ф.С. Толкачев, П.В. Михайлов, Д.И. Тецков, Н.Е. Филимонов, А.М. Серебренников, Н.И. Верещагин. П.В. Михайловым был внесен значительный вклад в возведение собора: он пожертвовал более двух миллионов кирпичей, произведенных на его собственном заводе. З.М. Цибульский сделал самые крупные пожертвования на строительство университета и кафедрального собора. Известный золотопромышленник А.М. Сибиряков пожертвовал первому в Сибири университету очень значительные суммы.
Важно отметить, что купечество сыграло весьма значимую роль в формировании архитектурного образа города. Это подчеркивается тем, что многие влиятельные купцы своими именами и фамилиями назвали многие улицы и переулки города по праву первопоселенцев или как владельцы самой значительной на улице недвижимости. Из 155 зарегистрированных в начале 20-го века топонимов именами купцов было названо 19 улиц и переулков. Наиболее известны следующие улицы: Большая и Малая Королевские, Всеволодо-Евграфовская, Ереневская, Филевская, Карповская; переулки: Акуловский, Баранчуковский, Вильяновский, два Карповских, Серебренниковский, Тецковский. Напрямую связаны с деятельностью купцов следующие топонимы: Московский и Иркутский тракты, Базарная, Конная, Соляная площади, Миллионная, Торговая, Магистратская улицы, Прасоловский переулок.
Благотворители удостаивались высоких званий и наград за свои благие дела. Городской думой была учреждена целая система поощрения жертвователей: их портреты вывешивались в здании самой думы, а также в общественном банке и созданных ими учебных заведениях, эти учебные заведения назвались в их честь. Важно подчеркнуть, что благотворительность носила персонифицированный характер. Состоятельный человек чувствовал себя горожанином, томичом, который создает и преображает город, вносит значимый вклад в его жизнь и в его будущее.
Литература
1. Бойко В.П. Томское купечество в конце XVIII-XIX вв. Томск, 1996.
Образ малой родины в представлениях
жителей города Томска:
политико-патриотический аспект
восприятия города
Гончарова Т.А., студентка ТГУ
Актуализация дискурса малой родины, несомненно, связана с вопросом об идентичности. Поиск идей о том, что же должно объединять россиян, сибиряков или томичей необходим и актуален в силу значимости духовной целостности, которая обеспечивает платформу для дальнейшего развития страны или региона. Когда мы говорим о последнем, речь идёт об активизации региональной идентичности, в основе которой лежит осознание важности концепта малой родины. По мнению М.П. Крылова «региональная идентичность – это способность к социокультурной, гражданской активности.. воля к жизни и развитию на данной территории», она представляет собой «совокупность пространственно выраженных, в конечном счёте, социокультурных отношений, связанных с понятием «малая родина» [1. C. 213]. Причём, как замечает М.П. Крылов, «в России региональная идентичность – глубинный, не всегда афишируемый людьми феномен, черта не образа жизни, а ментальности, мировосприятия» [1. C. 213].
Вторая причина актуальности темы малой родины в современной России, связанная с категорией город, это оптимизация городского пространства. Речь идёт о психологическом климате городского сообщества, на который влияют устоявшиеся способы взаимодействия горожан, модели коммуникации их между собой и с органами муниципальной власти. Отсюда следует вопрос о возможностях и особенностях гражданской активности в городах и эффективности взаимодействия граждан со структурами управления городской жизнью. Значимость этих вопросов заставляет задуматься о характере отношения горожанина к своему городу.
В целом концепт малая родина виртуален и метафоричен. Он не имеет материальной сущности, к которой можно провести референцию. Тем не менее, метафора малой родины отсылает к некому глубокому означаемому – объекту идентификации, который можно обозначить как «родное». Данный концепт несёт в себе «ощущение родственной связи» с объектом идентификации, превращаясь в своего рода духовную связь, то есть раскрывает определённый срез идентификации, эмоциональную психологическую связь с объектом, причём связь положительную, окрашенную чувствами любви, доверия, привязанности. В основе образа родины лежат два архетипа: архетип матери-земли и архетип рода. Однако, не смотря на коллективную природу ментальных оснований данного концепта, сам образ малой родины носит личный характер и скорее принадлежит индивидуальной картине мира, чем публичному дискурсу, в силу чего элементы концепта малой родины трудно определить, его значения субъективны и сложны как в отношении формирования, так и в отношении исследования. В данной связи для анализа составляющих концепта был выбран лингво-культурологический подход, заключающийся в движении к менталитету нации через «внутреннюю форму слова», через семантические поля» [2. C. 66].
Образ малой родины был рассмотрен на примере индивидуального отношения к городу как к «родному» в представлении томичей, с целью чего был проведён ряд интервью с жителями города Томска, а так же на примере анализа медиа-проекта локального уровня с целью определения особенностей презентации данного концепта в публичном пространстве. Результаты исследования позволили определить, имеет ли образ малой родины актуальное значение для томичей, насколько он соприкасается в их представлениях с образом города и какими именно чертами обладает образ малой родины в картинах мира жителей города Томска в наше время.
Стоит отметить, что случаи обращения к концепту малой родины в пространстве публичной политики не редки. В частности, в Томской области в ноябре 2012 года был создан цикл мини-фильмов, героями которых стали жители г. Томска и районов Томской области. Цель проекта была сформулирована следующим образом: «вернуть на медийное пространство искреннее звучание темы малой родины, глубинное понимание своего места рождения» [3]. Если анализировать содержание видео-роликов, можно выделить следующий ряд определений малой родины:
1) Малая родина – то место, где ты родился,
2) Место, где прожил большую часть жизни,
3) Место, куда тебя тянет,
4) Моё место,
5) Место, где комфортно,
6) Комплекс событий в жизни,
7) История,
8) Место, где реализуешь себя как личность,
9) Место, где чувствуешь себя защищённым.
Образ характеризуется следующими прилагательными: красивая, светлая, хорошая, тихая, родная, уникальная, творческая, уютная, спокойная, добрая, отзывчивая. Тематический ряд концепта: Семья, Корни, Любимое занятие, Профессия, Работа, Свобода, Друзья, Природа, Отдых, Жизнь, Память, Детство, Счастье. При этом для томичей в дискурсе о малой родине наиболее важны такие моменты, как товарищество, свобода, возможность реализовать себя, взаимопомощь и выручка, отзывчивость, доброта. В разделение на большую и малую родину не прослеживается резкого противопоставления их друг другу.
При этом важно понимать, что представить малую родину как единое структурированное понятие сложно в силу его многогранности. Структура семантического пространства образа малой родины индивидуальна для каждого человека. Но, в целом, видим, что образ малой родины рисуется светлый и связан с как с личными ценностями и смыслами, так и с социальными.
Анализ проведенных интервью вне исследуемого медиа-проекта позволяет говорить о том, что образ малой родины содержит в себе противоречивые элементы: среди описаний почти у всех респондентов наравне с описанием, красивой, тёплой, светлой, просторной, близкой и уютной родиной присутствуют представления о суматохе, неприветливости, унынии, холоде, амбициозности, неотзывчивости, плохом управлении и инфраструктуре. Среди основных определений, малая родина – место, где человек родился или где ему комфортно. Наиболее частые ассоциации с образом: родители, корни, семья, дом, светлые воспоминания и детство. При этом отсутствует связь малой родины с категорией ответственности и долга (что в основном характеризует «родину большую»). Подчёркивается значимость солидарности, людей и памяти, как оснований образа малой родины. Сюжеты будущего малой родины крайне рознятся от упадка и безысходности до развития и процветания. Можно так же сделать вывод, что образ малой родины представлен не только и не столько прилагательными, сколько глаголами (любить, творить, отдыхать, уезжать и т.д.), что подчёркивает опять же активную деятельностную составляющую образа и его значение в пространстве гражданской активности.
Итак, образ малой родины, несмотря на его виртуальность и метафоричность содержит конкретную отсылку к образу города и остается актуальным для томичей. Тематическое и ассоциативное содержание концепта по результатам интервью в целом совпадает с соответствующими моментами в презентации данного образа в публичном пространстве. Результаты проведённого анализа говорят о том, что, не смотря на важность образа малой родины, сегодня он содержит в себе противоречия, которые негативно отражаются на гражданской активности горожан. К положительным моментам образа выявленного образа малой родины томичей можно отнести позитивную связь с городом, любовь к нему, привязанность, гордость и высокая оценка образовательной роли Томска в судьбе страны в целом, наряду с которыми, присутствует критика и желание улучшать и развивать город. Между тем, в представлениях томичей о малой родине есть и негативные составляющие, например, отсутствие элемента ответственности в образе малой родины и представление о её будущем как полностью зависимой от управления и политической ситуации. Малая родина в картине мира томичей представлена как обособленный субъект, который даёт и должен обеспечивать горожанину чувство комфорта и возможность реализации, между тем, сам горожанин не признаёт себя влияющим на судьбу города и перекладывает ответственность за неё на власть и управление. В целом, образ малой родины в политической картине мира томичей репрезентирует основные традиционные образы, обусловленные русским менталитетом, такие как образ земли (у некоторых респондентов присутствуют ассоциации Томска с лесом, садом, землёй), рода (предков, корней, родных), дома (семьи, детства). При этом значимыми выступают образы профессиональной и учебной деятельности, которые томичи также связывают со своей малой родиной и в которых видят проявление себя как личности.
Литература
1. Крылов М.П. К теории региональной идентичности // Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам всероссийской научно-теоретической конференции под ред. И.С. Семененко. М.: ИМЭМО РАН, – 2011. – С. 212–216.
2. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, – 2010. – 440 с.
3. Телевизионный проект «С чего начинается Родина?» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://8day.tv/article/s-chego-nachinaetsya-rodina-40-49, свободный.
Роль молодежи в развитии гражданского
общества в регионе
Зинченко А.А., студентка ТГУ
Тема гражданского общества весьма актуальна в последние годы и волна протестной гражданской активности 2011–2012 годов придала дополнительный импульс развитию дискуссий по данному вопросу. Ведь даже само понятие «гражданское общество» весьма многозначно. Чтобы разобраться, что же оно собой представляет, необходимо ответить на несколько вопросов: что такое Общество и кто такой Гражданин?
В самом простом понимании, Общество – это форма объединения людей, взаимодействующих друг с другом в процессе организации совместной жизнедеятельности.
В свою очередь, Гражданин – это не только индивид, на правовой основе, принадлежащий к конкретному государству и обладающий определенной совокупность прав, обязанностей и свобод. Безусловно, все это имеет место, но Гражданин – это еще и тот, кто обладает активной гражданской позицией и развитым правосознанием. Гражданину, с большой буквы, присущи такие качества как социальная активность, ответственность, инициативность и самостоятельность. Именно понимаемые в таком качестве граждане и составляют основу гражданского общества.
Таким образом, гражданское общество – это не просто объединение индивидов, а именно объединение Граждан, обладающих той самой ответственностью, инициативностью и самостоятельностью, активно отстаивающих свою гражданскую позицию.
Гражданское общество – это новое качественное состояние общества, базисом которого являются принципы самоорганизации и саморегуляции, удовлетворение частных (индивидуальных) или коллективных интересов и потребностей, а также признание высшей ценностью данного общества человека, его прав и свобод. Это целая система самостоятельных и независимых от государства, но в тоже время находящихся с ним в режиме постоянного диалога, общественных институтов и отношений.
Ежегодные доклады Общественной палаты Томской области говорят о том, что в регионе идет активное становление гражданского общества и параллельное развитие продуктивной двусторонней коммуникации между гражданским обществом и властью. Свидетельством этого является и собственно сама Общественная палата Томской области, а наряду с ней Совет общественных инициатив, Молодежный парламент Томской области и другие общественные совещательно-консультативные структуры при органах государственной власти и местного самоуправления. Другим подтверждением являются и результаты проведенного социологического опроса, в ходе которого 57 % респондентов, считающих, что гражданское общество в регионе действительно существует, оценили степень его развитости как средний.
Ключевое место в гражданском обществе отводится именно молодежи, как наиболее живой и инициативной. Это прекрасно показали послевыборные протестные акции 2011–2012 годов, самыми активными и креативными участниками которых являлись именно молодые люди.
С молодежью всегда связывают будущее – будущее семьи, города, технологий, будущее самой страны. Но ведь молодежь – это не только отдаленное будущее, но и непосредственно настоящее; это реальный потенциал, который раскрывается уже сегодня. И общество, позволяющее развиваться этому потенциалу в конструктивном русле, можно называть гражданским обществом с весьма перспективным будущим.
В этом плане Томская область и непосредственно Томск имеет большую привлекательность и потенциал. Ведь Томск – это молодежный город, где каждый восьмой – это студент (76 тыс. из 600 тыс. человек) [1], то есть молодой человек, который несет огромный потенциал для развития гражданского общества.
При этом многие студенты включены в данный процесс, как в стенах университета, так и за его пределами. Практически каждый является членом студенческого профсоюза, творческого или спортивного клуба, либо правозащитного движения.
При этом в качестве наиболее важных институтов гражданского общества, позволяющих гражданину реализовать себя, можно выделить общественные организации и движения. Увеличение их численности также свидетельствует о позитивном процессе развития Гражданского общества. Так, по данным информационного портала Минюста РФ количество функционирующих и официально зарегистрированных на территории Томской области общественных организаций на май 2013 составляет 495, а общественных движений – 19. Всего НКО – 1547 май, что превышает показатели месячной давности (1541 – апрель) [2].
Стоит отметить, что по результатам социологического опроса общественные организации и движения лишь незначительно уступают СМИ при оценке респондентами уровня активности институтов гражданского общества в регионе (3,5 и 3,6 баллов соответственно, при оценке по пятибалльной шкале).
Роль же непосредственно молодежных общественных организаций и движений в развитии гражданского общества оценивается респондентами как высокая. И это не случайно, ведь молодежные общественные организации и движения вносят существенный вклад в процесс социализации молодого поколения и предоставляют широкое поле для включенности молодежи в становление и развитие гражданского общества. Широкий же спектр деятельности молодежных общественных организаций, включающий патриотическое воспитание, защиту экологии, спортивную, творческую и общественную деятельность, позволяет охватить молодежь, имеющую самые разные интересы, и тем самым активизировать ее гражданский потенциал. Само участие в деятельности подобных организаций, способствует как адаптации и включению молодых людей в социум, воспитанию у них чувства гражданской ответственности, так и развитию и стимулированию гражданской инициативы.
Если говорить непосредственно о наиболее известных и продуктивно работающих на территории области молодежных общественных организациях и движениях, то необходимо выделить следующее:
· 4 из 5 респондентов хоть раз сталкивались с деятельностью ТРО ВОО «Молодой Гвардии Единой России» на территории Томска (84 %), которая, по их словам, «принимает довольно активное участие в жизни города», как путем проведения различных уличных мероприятий – акций, пикетов, так и оказывая влияние на формирование повестки дня в целом.
· Половина респондентов имеют представление о деятельности Союза детских организаций ТО «Чудо» (53 %), способствующего социализации подростков не только посредством лагерей во время каникул, но и с помощью организации различных кружков в учебное время.
· Хорошую оценку получила и Томская региональная общественная организация «Мультикультурный Томск» (16 %), члены которой путем регулярного проведения различных мероприятий – будь то фестивали, конкурсы или конференции, вносят существенный вклад в развитие«межкультурных отношений среди народов, проживающих на территории Томска».
В качестве вывода можно сказать, что молодые томичи не только имеют представление и собственную позицию о текущем состоянии гражданского общества в регионе, но и понимают необходимость его развития и адекватно оценивают свою роль в данном процессе. При этом многие из них уже влияют на процесс развития ГО, реализуя тот самый творческий потенциал будущего и включаясь в деятельность молодежных общественных организаций и движений, функционирующих на территории Томской области.
Литература
1. В Томске число студентов сократилось на 16 % [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ngs70.ru/news/1038207/view/, свободный.
2. Информационный портал Министерства юстиции РФ [электронный ресурс]. Режим доступа: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx, свободный.
ПРАВОСЛАВИЕ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
ПАСХАЛЬНАЯ ФЛОРИСТИКА: ПРАВОСЛАВИЕ И
КАТОЛИЦИЗМ
Аксёнова Т.И., флорист
Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в домовом храме Санкт-Петербургской духовной академии 29 мая 2011 г.: «Нельзя внешнее отрывать от внутреннего – это одно поле, которое человек вспахивает всю свою жизнь. Внешнее должно помогать внутреннему, а внутреннее должно формировать внешнее» [1].
Существует достаточно много методов воздействия на человека, один из них – это искусство цветочного оформления. Храмовая флористика – это не только один из способов восприятия личностью внешней красоты храма, это и эстетическое воспитание личности, формирование у человека чувства прекрасного по отношению к действительности. С религиозной точки зрения это и обращение внимания к красоте и благообразию земного мира, созданного Творцом.
Именно в дни праздников красота природы наполняет пространство храма.
«Торжество из торжеств», эти слова четко ассоциируются у каждого христианина с праздником Воскресения Христова. Сравнительное обращение к Пасхальной флористике двух культур – Западной и Восточной, дополняет понимание сущности христианской цивилизации и Церкви в жизни человека. В тоже время многочисленные вопросы, такие как: кому художник-флорист адресует свои работы, что или кого он прославляет и какова цель его творчества, получит ли оно широкое распространение, быть верным традиции или следовать за экспериментальной мыслью, – служат маяками в понимании уникальности каждой из культур.
Нет сомнений в том, что западный мир не похож на восточный. И в контексте рассмотрения пасхальной традиции, важна мысль о том, что в западной католической культуре преимущественный акцент сделан на Воплощении Сына Божьего, а в православном мире – на Воскресении Спасителя. Но разница в мировоззрении намного глубже, чем только акцент на Рождество или Пасху в католическом и православном вероучении. Данная разница отражается на сфере культуры, земные надежды и упования тесно связаны с приходом в мир Христа, тогда как пасхальное спасение прямо указывает на небесное воздаяние. Западная храмовая аранжировка делает акцент на эстетике, нередко применяя новые формы, облагораживает архитектурное пространство, тогда как в православном храме цветы акцентируют внимание молящихся на образах святых и подчеркивают красоту храма, не являясь самостоятельными флористическими объектами.
Монументальность, богатое убранство католического храма подразумевают столь же пышное флористическое оформление.
В православном же храме, где главное – это присутствие Бога и души молящихся, украшение цветами носит совсем иной, подчиненный характер. Поэтому использование даже самых лучших образцов западно-европейского оформления в русской церкви плохо совмещается с ее духом, архитектурой, службой.
Так, церковная аранжировка в православии – это не столько эстетические эмоции, сколько усиление благоговения и трепетного отношения ко всему, что есть в церкви. Божественная красота цветов в храме существует только ради молитвы и для неё, ибо этому всё и подчинено. Красота не является самоцелью для христианина, она лишь отблеск Истинной Красоты, а потому способствует пониманию приоритета смысла над эстетикой и ведёт к познанию Бога. Тайну соотношения внешнего и внутреннего в этом мире и открывает нам созерцание красоты: «… в понимании Православной Церкви, красота не есть та красивость, которая свойственна твари в её теперешнем состоянии; она – свойство будущего века, где Бог будет всяческая во всех. Господь воцарися, в лепоту (красоту) облечеся… Иначе говоря, «подлинная красота есть сияние Духа Святого, Святость, приобщение к будущему веку» [2].
В Церкви, прежде всего, символичен цвет и первостепенное значение имеет цвет облачений священнослужителей, именно он и определяет доминирующий цвет в композициях. Богослужение Праздника праздников – Пасхи Христовой начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Уже в Страстную Пятницу Плащаницу Спасителя оформляют белоснежными цветами, как напоминание о том, что благообразный Иосиф с Никодимом, сняв Пречистое Тело Господне с Креста, рыдая, обвили Его чистою плащаницею и положили в новом гробе [3].
Но уже Пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. Что касается цветовой гаммы, то кроме каноничного подхода к выбору доминирующего цвета, используется «солнечная гармония» (от жёлтого до красно-коричневого), которая раскрывает образ Христа как Солнца – «Солнца Правды», то есть огня и света. Образ этот имеет истолкование и пояснение в «Точном изложении православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина: «Как огонь и происхоящий от него свет существуют вместе, – не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, – и как свет всегда рождается от огня и всегда в нём пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него» [4].
По вопросу использования цветов в XXI веке христиане имеют неограниченные возможности. Однако следует учитывать, что согласно Священному Писанию, святоотеческому наследию, гимнографии, и произведениям русских иконописцев лилия и роза являются символами Иисуса Христа и Божьей Матери, а вся «многочисленная» символика цветов в христианстве возникла примерно с VIII в. (в Библии, как символы, упоминается всего три цветка); а гвоздики, ирисы, аквилегии, незабудки, анютины глазки и другие растения, как символы, получили широкое применение в Европе только в средние века, но эта символика не имеет обоснований в Священном Писании.
Многовековой опыт находит воплощение в работе современных флористов. Первым объектом, подлежащим оформлению, является Плащаница. «Богослужебные указания» о Вечерни Великого Пятка: «До начала вечерни на Святом Престоле на место Евангелия полагается Плащаница. Евангелие поставляется Горе Престола, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов (более правильно венок из живых цветов возлагать на Плащаницу тогда, когда она уже вынесена на середину храма)» [5]. Нередко за Плащаницей можно увидеть три подсвечника или стенку из живых цветов, в некоторых православных храмах по всему миру устанавливаются малые сени или кивории (шатер, палатка, навес) символ духовного неба, также как свод центральной части храма «соответствует обтекаемости, сферичности пространства Вселенной, небесному своду, простертому над землей» [6. С. 88].
Конечно, оформляется все пространство храма. В одной цветовой гармонии украшается праздничная икона на аналое, алтарь, Царские врата, рака с мощами, трисвечник, выносная свеча. Однако, это не означает, что храм должен утопать в цветах, это не оранжерея, и цветы не главный элемент храмового интерьера. Работа флориста в храме сочетает в себе индивидуальное творчество и следование традиции. «Задача православного творчества заключается в воплощении образов Горнего мира. Предоставить полную свободу благоукрасителю в храме – это значит предоставить свободу богословствовать по своему разумению» [7].
В западной символике праздника Пасхи хорошо просматриваются языческие корни. Связь можно найти с дохристианским культом умирающих и воскресающих богов растительности, почитаемых еще в Древнем Востоке. По существу своему, это древний праздник весенней пробуждающейся природы, переосмысленный в духе христианской легенды на европейской почве.
Об этом же свидетельствует римская мифология, в которой существует легенда о том, как богиня плодородия Юнона кормила грудью своего ребенка и пролила немного молока на землю, на этом месте расцвели белые лилии, отсюда главенствующим цветком в оформлении является лилия. Что касается формы флористических композиций, то они четко перекликаются с архитектурными формами храма. Четкие стремительные линии готического храма в сочетании с пространственным объемом создают представление о величии Бога и его надмирности, синтез скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства и музыкальных форм усиливает ощущение таинства, символика конструкций иллюстрирует основные положения вероучения.
Пространство католического храма более открыто, и его замечательным образом наполняют цветочные композиции, имеющие вертикальное и горизонтальное направление, и нередко пирамидальную форму. Четкая выдержанность стиля, выбор цветов, символизирующих весну и обновление жизни, позволяет восхищаться мастерством флориста. Основу для его творчества находим в религии, проповедь св. Франциска превратила догматического Христа в Христа индивидуального, «выдвинула его земную жизнь на передний план, сделала евангельские события для всех более близкими и раскрыла в этом эпосе новый источник вдохновения для художников» [8].
На теологии Боговоплощения основано уважение, которое «питает к тварному миру католическая церковь, и от ее убежденности в том, что в своем восхождении к Господу люди, существа, созданные из плоти (материи) и духа, могут прибегать к помощи материальных вещей [9. С. 135].Однако благодаря науке, признанным знаниям «натурфилософов» о линейной перспективе, распространилась оптимистическая и демократическая убежденность в том, что удалось проникнуть в творческую лабораторию Господа, и что каждый человек потенциально способен познать природу и овладеть ею. Эту же линию продолжает идея европейского художественного реализма, которая, находит выражение в использовании архитектурного элемента храма-витража. Если Византия разрабатывает мозаику с золотыми фонами, то Запад создает витраж. В мозаике даже и самое стекло смальты предназначено отражать и преломлять, но не пропускать свет. Напротив, в витраже торжествует именно прозрачность стекла, его «доступность» для внешнего мира.