В методике формирования представлений о геомет-
рических фигурах,согласно которой выполнение геометри-
ческих заданий требует активного использования приёмов
умственной деятельности.
Наряду с этим учащиеся приобретают навыки работы с
линейкой, циркулем, угольником.
Для развития пространственного мышления выполняют-
ся различные задания на установление соответствия между
моделью куба, его изображением и развёрткой.
6. В методике использования калькулятора,который рас-
сматривается как средство обучения младших школь ников
математике, обладающее определёнными методическими
возможностями. Калькулятор можно применять для пос-
тановки учебных задач, для открытия и усвоения способов
действий, для проверки предположений и числового резуль-
тата, для овладения математической терминологией и симво-
ликой, для выявления закономерностей и зависимостей, для
эффективного формирования вычислительных навыков.
Общая характеристика курса
7. В организации дифференцированного обучения,кото-
рое обеспечивается новыми методическими подходами к фор-
мированию математических понятий, к организации вычис-
лительной деятельности учащихся, к обучению их решению
задач, а также системой учебных заданий, предложенных в
учебнике.
8. В организации уроков математики,на которых реа-
лизуется тематическое построение курса и система учебных
заданий, адекватная его концепции, создаются условия для
активного включения всех учащихся в познавательную де-
ятельность. Критериями оценки развивающих уроков яв-
ляются: логика их построения, направленная на решение
учебной задачи; вариативность учебных заданий, вопросов
и взаимосвязь между ними; продуктивная мыслительная де-
ятельность учащихся; сочетание различных средств и форм
обучения, побуждающих детей к высказыванию самостоя-
тельных суждений и способов их обоснования.
Последовательность изучения тем, нашедшая отраже-
ние в учебнике, позволяет органически включить в каждую
следующую тему ранее пройденный материал и тем самым
выстроить знания, умения и навыки в определённую систему.
Во втором классе продолжается изучение темы «Двузнач-
ные числа. Сложение. Вычитание», цель которой – сформи-
ровать у школьников умения складывать и вычитать числа в
пределах 100.
В первом классе учащиеся овладели умением складывать
и вычитать «круглые» десятки, двузначные и однозначные
числа без перехода в другой разряд.
Основа этого умения – знание разрядного состава двуз-
начного числа, соотношения разрядных единиц и прочное
усвоение таблицы сложения и соответствующих случаев вы-
читания в пределах 10.
На этой же основе во втором классе дети овладевают уме-
нием дополнять двузначные числа до «круглых» десятков и
вычитать из «круглых» десятков однозначные числа.
Для сложения и вычитания чисел в пределах 100 с пере-
ходом в другой разряд второклассники должны прочно усво-
ить таблицу сложения однозначных чисел и соответствую-
щие случаи вычитания в пределах 20.
Общая характеристика курса
Формирование этих навыков – основная задача курса ма-
тематики второго класса.
Во втором классе продолжается подготовительная работа
к решению текстовых задач (I четверть второго класса).
В процессе этой работы у учащихся формируются:
а) навыки чтения;
б) представления о смысле действий сложения и вычи-
тания, их взаимосвязи, о понятиях «увеличить (уменьшить)
на...», о разностном сравнении;
в) основные мыслительные операции: анализ и синтез,
сравнение;
г) умения описывать предметные ситуации и переводить
их на язык схем и математических символов;
д) умения чертить, складывать и вычитать отрезки;
е) умения переводить текстовые ситуации в предметные и
схематические модели.
Овладение данными умениями является необходимым
условием дальнейшей целенаправленной работы над разви-
тием мышления школьников в процессе обучения решению
текстовых задач.
При этом существенным является не отработка умения
решать определённые типы (виды) текстовых задач, а при-
обретение опыта в семантическом и математическом анализе
различных текстовых конструкций, формирование умения
представлять их в виде схематических и символических мо-
делей, усвоение структуры задачи и осознание процесса её
решения.
Средством организации этой деятельности могут быть
специальные обучающие задания, включающие методичес-
кие приёмы сравнения, выбора, преобразования, конструи-
рования.
Для приобретения опыта в семантическом и математи-
ческом анализе текстов задач (простых и составных) исполь-
зуется приём сравнения текстов задач. Для этой цели
предлагаются задания:
Чем похожи тексты задач? Чем отличаются? Какую
задачу ты можешь решить? Какую не можешь? Почему?
а) На одном проводе сидели ласточки, а на другом –
7 воробьёв. Сколько всего птиц на проводах?
Общая характеристика курса
б) На одном проводе сидели 9 ласточек, а на другом –
7 воробьёв. Сколько всего птиц на проводах?
Подумай! Будут ли эти тексты задачами?
а) На одной тарелке 3 огурца, а на другой – 4. Сколько
помидоров на двух тарелках?
б) На клумбе 5 тюльпанов и 3 розы. Сколько тюльпанов
на клумбе?
Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем отлича-
ются? Верно ли утверждение, что решения этих задач будут
одинаковыми?
а) Возле дома 7 яблонь и 3 вишни. Сколько фруктовых де-
ревьев возле дома?
б) Возле дома 7 яблонь, 3 вишни и 2 берёзы. Сколько фрук-
товых деревьев возле дома?
В приведённых примерах использованы тексты задач:
а) с недостающими и лишними данными; б) с противоре-
чивым условием и вопросом; в) с вопросом, в котором спра-
шивается о том, что уже известно.
Такие задания позволяют школьникам сделать первые
шаги в осмыслении структуры задачи.
С целью формирования умения выбирать арифметичес-
кие действия для решения задач предлагаются задания, в ко-
торых используются приёмы:
Выбор схемы.
В портфеле 14 тетрадей. Из них 9 в клетку, осталь ные в
линейку. Сколько тетрадей в линейку лежит в портфеле?
Маша нарисовала к задаче такую схему:
Миша – такую:
Кто из них невнимательно читал текст задачи?
9 т ?
?
14 т
Общая характеристика курса
14 т
9 т
Выбор вопросов.
От проволоки длиной 15 дм отрезали сначала 2 дм, потом
еще 4 дм.
Подумай! На какие вопросы можно ответить, пользуясь
этим условием:
а) Сколько всего дециметров проволоки отрезали?
б) На сколько дециметров меньше отрезали в первый раз,
чем во второй?
в) На сколько дециметров проволока стала короче?
г) Сколько дециметров проволоки осталось?
Выбор выражений.
На велогонках стартовало 70 спортсменов. На первом эта-
пе с трассы сошли 4 велосипедиста, на втором – 6. Сколько
спортсменов пришло к финишу?
Выбери выражение, которое является решением задачи:
6 _ 4 6 _ 4 70 _ 6
70 _ 6 _ 4 70 _ 4 _ 6 70 _ 4