Рекомендуем дополнить урок № 88 (4_6) ТПО № 2 и
Задачей 573, решение которой можно записать сложением
См) и умножением 7 . 3 _ 21 (см); зада-
Чей 579.
На дом: задание 555, № 89, 90 ТПО № 2.
УРОК 4. (Задания 418–421, 578)
Цель. Познакомить учащихся с умножение на 1 и на 0.
Продолжить работу по усвоению смысла умножения.
Как известно, для нахождения значений произведений, в ко-
Торых вторым множителем являются числа 1 и 0, мы не мо-
Жем использовать замену умножения сложением. Эти случаи
Умножения рассматриваются как особые и их необходимо за-
Помнить. Для знакомства с ними в учебнике предложено за-
Дание 418. Прежде чем знакомить детей с высказываниями
Миши и Маши, которые приведены в учебнике, полезно впи-
Сать выражения на доску и выслушать предложения второ-
Классников относительно заключенных в рамки выражений.
Возможно, некоторые ученики смогут высказать правиль-
ную догадку. Если этого не произойдёт, то следует обсудить
высказывания Миши и Маши, прочитать правила, приведён-
Ные в учебнике, и обязательно проверить их на калькулято-
Ре, так как только с его помощью дети смогут убедиться в их
Справедливости.
Задание 419 (а) можно выполнить по вариантам. Учащие-
Ся проверят работу друг у друга и вынесут на обсуждение до-
Пущенные ошибки.
К работе с заданием 421 учащиеся подготовились при вы-
Полнении № 88 ТПО № 2. Поэтому рекомендуем выписать на
Доске первое равенство в левом столбце и предложить детям
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
Записать под ним выражения, для вычисления которых его
Можно использовать.
12 . 3 _ 36
12 . 4 _
12 . 5 _
Увеличивая 36 на 12, ученики записывают значение вы-
Ражения 12 . 4; увеличивая на 12 значение предыдущего вы-
Ражения, дети записывают 12 . 5 _ 60.
Затем педагог записывает на доске равенства:
18 . 4 _ 72 6 . 8 _ 48 7 . 9 _ 63
И предлагает детям самостоятельно записать в тетрадях под
Каждым равенством те выражения, для вычислений значе-
Ний которых можно его использовать.
По мере выполнения работы учитель приглашает некото-
Рых учеников к доске со своими записями. (Они могут быть
Как верными, так и неверными.)
Записанные столбцы обсуждаются. В результате на доске
получаем три столбца:
6 . 9 7 . 9
18 . 4 _ 72 6 . 8 _ 48 7 . 9 _ 63
18 . 3 6 . 7 7 . 8
18 . 2 6 . 6 7 . 7
Возможно организовать работу по-другому, обсуждая спо-
Соб вычисления значений выражений в каждом столбце.
В этом случае учитель записывает на доске выражения:
6 . 7
12 . 4
7 . 8
12 . 2
Работа проводится фронтально. Учащиеся выбирают ра-
венство 6 . 8 _ 48 и поясняют: «6 повторяется 8 раз. Если
6 повторить 7 раз, то нужно из 48 вычесть 6, получим 42».
Результат записывается на доске 6 . 7 _ 42. Аналогично за-
Писываются значения всех выражений.
Педагог может последовательно воспользоваться сначала
одним вариантом, затем другим. Но в этом случае в первом
варианте под каждым равенством следует записывать только
Выражения, а для вычисления значений выражений в 1), 2), 3)
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
столбцах воспользоваться вторым вариантом организации
Деятельности учащихся.
Следует иметь в виду, что, воспользовавшись равенством
Для вычисления значения 7 . 7, нужно из 63 вы-
Честь 14, т. к. 7 повторяется в этом выражении на 2 раза мень-
Ше (7 _ 7 _ 14), чем в равенстве 7 . 9 _ 63.
Аналогичная ситуация с выражениями 12.5; 6.6; 18.2
Третьего столбца.
Рекомендуем включить в урок № 91 ТПО № 2.
На дом: задания 420, 578.
УРОК 5. (Задания 422–426, 581)
Цель. Подготовить учащихся к усвоению табличных
Случаев умножения с числом 9 (непроизвольное запоми-
Нание). Продолжить работу по усвоению смысла умно-
Жения.
После проверки домашней работы фронтально обсуждается
задание 422. Ученики читают задание и анализируют записи
Маши и Миши. Маша нашла значение произведения 9 . 5,
Заменив умножение сложением. Затем она в выражении
Повторила число 9 слагаемым на один раз больше, чем
В выражении 9 . 5, поэтому Маша к 45 прибавила 9, получи-
Ла 54. Действуя также, она нашла произведение 9 . 7.
Миша находил значения всех произведений, заменяя ум-
Ножение сложением.
Обсуждение задания 422 позволяет учащимся самостоя-
тельно выполнить в тетрадях задание 423.
Задание 424 а) обсуждается фронтально. (Записанные