Тематической записи и составляют выражения, соответству-
ющие рисункам (задание 409).
В задании 408 в первом выражении (11.3) первый мно-
Житель обозначает количество кругов в первом столбце,
А второй множитель _ количество строк.
Можно использовать демонстрационную наглядность,
Аналогичную тем рисункам, которые даны в учебнике.
В задании 409 нужно выбрать рисунок, на котором по 2
кружка повторяется 7 раз (это рис. 5). Обосновав выбор ри-
Сунка, ученики записывают в тетрадь выражения, соответс-
Твующие каждому данному рисунку и читают их, пользуясь
Соответствующей терминологией.
Рекомендуем включить в урок № 85, 86 (1, 2) ТПО № 2.
На дом: № 86 (3_5), 87 ТПО № 2.
УРОК 2. (Задания 410_414, 564)
Цель. Создать дидактические условия для усвоения уча-
Щимися определения умножения.
После проверки домашней работы ученики выполняют зада-
Ние 410. Обосновывая записанные неравенства, дети рассуж-
дают: «Слева 12 повторили (взяли) 9 раз, поэтому произве-
Дение, записанное слева, меньше произведения, записанного
справа». Вычислив значение каждого произведения на каль-
Куляторе, учащиеся упражняются в чтении и сравнении
трёхзначных чисел. Если не у каждого ребёнка есть кальку-
Лятор, то вычислить значение произведения может ученик,
Вызванный к доске. Он читает полученные на экране числа,
Остальные записывают их в тетради и сравнивают.
При выполнении задания 411 ученики записывают в тет-
Радях неравенства, заменяя сложение умножением и рас-
Суждая так же, как в задании 410.
Пользуясь образцом записи, которая дана в задании 412,
Учащиеся вычисляют значения выражений первого и второ-
Го столбцов. При проверке задания советуем уточнить, что
Обозначает первый множитель в произведении (какие слага-
Емые складывают) и что обозначает второй множитель в про-
Изведении (сколько таких слагаемых).
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
Для выполнения задания 413 также необходимо использо-
Вать определение умножения. Полученные равенства учени-
Ки записывают в тетрадях и затем проверяют их друг у друга.
При выполнении задания 414 школьники переводят ма-
Тематические термины на язык арифметических действий,
т. е. выбирают соответствующие клавиши со знаками «.»,
«_» или «_». В процессе этой работы ребята упражняются в
чтении и записи трёхзначных чисел и усваивают математи-
Ческую терминологию.
Рекомендуем включить в урок № 88 (1_3) ТПО № 2.
На дом: задания 412 (3, 4), 564.
УРОК 3. (Задания 415–417, 555, 573, 579)
Цель. Продолжить работу по усвоению определения ум-
Ножения.
После проверки домашней работы выполняется задание 415
(1–4). Дети отмечают «галочкой» те выражения, в которых
Сложение можно заменить умножением. Выражения первого
Столбца обычно не вызывают затруднений и ученики выби-
Рают второе, четвертое и пятое выражения. Второй столбец
Требует обсуждения, и все отмеченные детьми выражения
Желательно вынести на доску.
Например, 1 _ 1 _ 1 _ 1 _ 1 (один повторяется 5 раз,
Значит, можно записать 1.5 _ 5; первый множитель обозна-
Чает слагаемые, которые складывают, второй _ количество
Этих слагаемых).
Второе выражение можно записать в таком виде: 3.5 _ 4
И вычислить его значение.
Третье выражение: 19.2 _ 21 _ 91 (его значение можно
Вычислить на калькуляторе).
Сложив четыре нуля, мы получим 0,
Значит произведение 0.4 _ 0)
Соответственно последнее выражение можно записать так
0.4 _ 4 _ 0 _ 4 _ 4.
В пунктах 3) и 4) ни одно из выражений нельзя записать
В виде произведения, но они предоставляют возможность
Поупражняться в чтении трехзначных чисел и повторить
Их разрядный состав. Полезно выяснить, например, чем
Похожи все числа в каждом выражении. (Для их записи
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
Использованы одни и те же цифры). Советуем педагогу обсу-
Дить, что обозначают эти цифры в записи каждого числа.
В задании 416 дети самостоятельно записывают вы-
ражения к каждому рисунку ( 1): 2 _ 2 _ 2 _ 2 или 2.4;
Затем поясняют, что обоз-
Начает каждое число в этих выражениях.
Записывая неравенства при выполнении задания 417,
Ученики заменяют сложение одинаковых слагаемых умно-
Жением.