Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
Патриотическое воспитание подрастающего поколения определяется в настоящее время как одно из приоритетных направлений общественно-политической жизни страны. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота России, на формирование наследников великой культуры, многовековых традиций народов, населяющих Россию. Это особенно актуально сегодня, когда отсутствуют соответствующие мировоззренческо-идеологические основы в российском обществе. Пресса, телевидение, радио, Интернет обрушивают на детей поток низкопробной продукции. Вместо краснознаменных пионеров и комсомольцев появились ядовитые разноцветья черных, коричневых, голубых, зеленых, разного рода отмороженных и тысячи беспризорных.
Положение усугубилось тем, что большая часть учреждений образования, получивших «вольную» (сами составляйте уставы, сами пишите учебники, сами готовьте программы) оказались не готовы к активным действиям в условиях разгула демократии и свободы. Для нас с вами не секрет, идет мощная коммерциализация практически всех сторон духовной сферы общества. В этих условиях весьма важно противостоять навязчивой, подчас аморальной информации, те истинные ценности, которые затрагивают глубинные чувства – любовь к родным местам, гордость за свой народ, уважение к памяти предков. Значимыми становятся формы представления этих истин, систематичность знаний по истории Родины и роли гражданской позиции каждого молодого человека.
Школьные музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории, географии, биологии, литературы и т.д. Они формировались, прежде всего, по инициативе учителей-предметников. В настоящее время являются структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности, где имеют: музейное собрание и фондохранилище с соответствующим учетом, музейная экспозиция, актив музея, способный реализовать его образовательно-воспитательную функцию, программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях. Предназначение школьного музея не в том, что он учреждение, а в том, что он является, прежде всего, хранилищем социальной памяти, а уж потом учреждением со всеми формами его деятельности. Это – сбор лиц, представляющих собой все поколение; склад вещей, где хранятся памятники истории и культуры (музейные фонды), магазин, который предлагает свою продукцию (информацию) посетителю; кладбище, где сохраняется память отцов; клуб, где собираются люди по своим интересам; библиотека, где музейные предметы в совокупности представляют памятную человечества; архив, где хранится всевозможная информация, зафиксированная на различных материальных носителях. Это и мастерская, где реставрируются и возвращаются к жизни свидетельства деятельности человека разных исторических эпох, и храм с его духовным содержанием. Это и научные учреждения, занимающиеся исследованиями, и школа в широком смысле этого слова, где формируются знания подрастающего поколения. Наши школьные музеи выслуживают во множестве и многомерности своих проявлений. Но как бы ни были развиты отдельные его составляющие, он музеем не станет, если будет олицетворять лишь одну их этих составляющих. Отсутствие хотя бы одной из них, объединяет музей, искажает его сущность.
В настоящее время в 31 общеобразовательной школе Фёдоровского района функционируют 25 школьных музеев, 21 из них паспортизировано. По профилю 8 музеев являются историко-краеведческими, 10 – краеведческие, 6 – исторические, 1 – мемориальный музей Героя Советского Союза Ахмерова Габита Абдулловича. Историко-краеведческий школьный музей Фёдоровской средней школы № 1, который был открыт 19 мая 1986 года из-за отсутствия помещения в 2004 году был передан на баланс отдела культуры, и сейчас находится на балансе Центральной районной библиотеки.
Школьные музеи, безусловно, существенно влияют на процесс воспитания детей. У учащихся, посещающих школьный музей, формируется чувство гордости за родную школу, историческое прошлое деревни, где они проживают. Школьный музей дает возможность изменить внутренний мир учащихся, сделать их лучше, совершеннее и богаче в духовном плане. Он формирует устойчивую потребность в общении с прошлым, дает возможность видеть, извлекать из прошлого все ценное, лучшее и запоминать для жизнедеятельности в будущем. Музей – хранитель наследия веков и его деятельность развертывается на основе собранных фондов. Участие в сборе предметов имеет творческий характер и обеспечивает сопричастность учащихся к социально значимому делу, расположение предметов в экспозициях и разделах – определить значение исторического предмета, а совместная деятельность формирует коллективное мышление, чувство ответственности за общее дело, обрести идеалы, выбрать гражданскую позицию.
Любое музейное дело не может осуществляться без исследовательской работы, т.к. она начинается в период создания школьного музея в его концепции. Планирование, проектирование и оформление экспозиций музея носит исследовательский характер. Участие школьников в создании разделов музея, в целенаправленном сборе материалов является вовлечением их в творческий и исследовательский процесс. Детям нравится поисково-исследовательская деятельность, где они показывают высокую творческую активность, инициативу и самостоятельность. У них развивается мышление, способность анализировать ситуацию, выделять главное и социально значимые исторические события.
В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др. Здесь успешно действуют детские объединения по интересам, поисковые отряды. Учащиеся активно участвуют в республиканском туристско-краеведческом движении «Дорогами Отечества», краеведческом конкурсе, посвященном знаменательной дате календарного года, заочной викторине «Страна заповедная – Башкортостан». Они представляют самыми эффективными формами использования учебно-исследовательской работы в патриотическом воспитании школьников.
Условия конкурсов требуют от участников серьезной подготовки и владения научной методикой научно-исследовательских работ. Защита работы перед жюри на конференции школы, района и на республике является достижением, поскольку именно в процессе защиты конкурсант демонстрирует необходимый диапазон знаний, умений и навыков, позволивших создать то, что он представляет. Члены объединения «Истоки» МБУ ДОД РСДЮТЭ Митюкова Алевтина стала победителем всероссийского открытого конкурса «Первые шаги – 2002» (2002 год), Акчурина Эльвина – победителем конкурса «Отечество» (2011 г.).
Музей в школе является средством творческой самореализации, инициирует личностно-ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локально-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Сегодня образовательное учреждения должны работать по принципу – образование в интересах Человека, общества и государства. От того, насколько точным будет выбор педагогических средств и образовательных технологий, настолько привлекательным или наоборот будет нам портрет в памяти наших внуков.
Литература.
1. М.А.Бикмеев. Школьные музеи Башкортостан, их задачи, роль и значение в совершенствовании образовательной системы республики.- Уфа, 2006 г. стр. 6-9.
О.В. Александрова,
учитель истории (с. Байки, Караидельский район)