Глава 3. Основы здорового образа жизни студента.
Роль физической культуры в обеспечении здоровья…………………..60
3.1.Понятие «Здоровый образ жизни»……………………………………...60
3.2.Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека……………………………………………………………………………..62
3.3.Влияние окружающей среды на здоровье……………………………...63
3.4.Организация режима труда, отдыха и сна……………………………...64
3.5.Организация режима питания…………………………………………..65
3.6.Организация двигательной активности………………………………..66
3.7.Личная гигиена и закаливание………………………………………….67
3.8.Профилактика вредных привычек……………………………………...68
3.9.Культура межличностного общения……………………………………71
3.10.Психофизическая регуляция организма………………………………71
3.11.Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие
здорового образа жизни……………………………………………………..72
Контрольные вопросы………………………………………………………73
ВТОРОЙ КУРС, ЧЕТВЕРТЫЙ СЕМЕСТР
Глава 4. Общая физическая и спортивная подготовка студентов
в образовательном процессе………………………………………………73
4.1. Виды физической подготовки………………………………………….73
4.2.Методические принципы физического воспитания…………………...76
4.3.Средства и методы физического воспитания………………………….79
4.4.Основы и этапы обучения движениям…………………………………80
4.5.Развитие физических качеств в процессе физического
Воспитания…………………………………………………………………..82
4.6.Зоны интенсивности физических нагрузок……………………………83
4.7.Значение мышечной релаксации при занятиях физическими упражнениями………………………………………………………………………85
4.8.Формы занятий физическими упражнениями…………………………86
4.9.Массовый спорт и спорт высших достижений………………………..88
4.10.Студенческий спорт, студенческие спортивные соревнования……..90
Контрольные вопросы………………………………………………………92
ТРЕТИЙ КУРС, ПЯТЫЙ СЕМЕСТР
Глава 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий……………………………………………………………………………93
5.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями……………………………………………………………………..93
5.2.Формы самостоятельных занятий……………………………………..94
5.3.Содержание самостоятельных занятий……………………………….95
5.4.Особенности самостоятельных занятий для женщин………………..97
5.5.Планирование объёма и интенсивности физических
упражнений………………………………………………………………….97
5.6.Управление процессом самостоятельных занятий……………………98
5.7.Характеристика интенсивности физических нагрузок
для студентов………………………………………………………………...99
5.8.Гигиена самостоятельных занятий……………………………………101
5.9.Профилактика травматизма……………………………………………105
5.10. Самоконтроль…………………………………………………………106
Контрольные вопросы……………………………………………………..117
ТРЕТИЙ КУРС, ШЕСТОЙ СЕМЕСТР
Глава 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка
будущих специалистов……………………………………………………118
6.1. Профессионально-прикладная физическая культура как часть
культуры труда и физической культуры в целом…………………………118
6.2. Историческая справка по актуальности профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)………………………………………………..120
6.3. Современное представление о профессионально-прикладной
физической подготовке работников промышленного
производства……………………………………………………………….122
6.4. Общие положения профессионально-прикладной физической
подготовки студентов………………………………………………………127
6.5. Цель, задачи и средства ППФП студентов вузов…………………….129
6.6. Факторы, определяющие содержание ППФП инженера……………134
6.7. Организация, формы и система контроля ППФП
студентов в вузе……………………………………………………………..137
6.8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда
в нефтегазовом производстве……………………………………………..139
6.9.Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника нефтегазового производства……………………………………………………...142
6.10.Особенности ППФП, студентов будущих специалистов
нефтегазового производства, по направлениям
и специальностям…………………………………………………………..145
6.11.Цель, задачи и методические основы производственной физической
Культуры…………………………………………………………………….154
6.12. Производственная физическая культура в рабочее время…………157
6.13 Методика составления и проведения комплексов упражнений вводной гимнастики, физкультурной паузы и физкультурной минутки……………………………………………………………………………158
6.14. Физическая культура и спорт в свободное от работы время………162
6.15. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха……..…164
6.16. Дополнительные средства повышения работоспособности………166
6.17. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры………………………………………………..167
Контрольные вопросы……………………………………………………..171
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………173
ПРЕДИСЛОВИЕ
Высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая, физическая культура, направлены на совершенствование личных способностей студента, формирование его как гражданина и здорового специалиста.
Предлагаемый нами теоретический курс учит тому, как возвратить человека к здоровому естественному состоянию, сделать более гуманным его образ жизни. Гуманитарное образование призвано поднять общий уровень образованности студента, сформировать у него потребность в сохранении и укреплении здоровья. Лекционный курс для студентов содержит современное изложение теоретического раздела программы по дисциплине «Физическая культура», принятой в Уфимском государственном нефтяном техническом университете.
Содержание предлагаемого обязательного курса включает в себя основополагающие понятия и термины, необходимый минимум знаний наук, питающих физическую культуру. В лекционном курсе предоставлено углубление и расширение отдельных тем, что связано с особенностями будущей профессии выпускника.
В главах пособия изложены теоретические основы физической культуры: программно-нормативные, социально-биологические, педагогические, психофизиологические, а так же основы здорового образа жизни. Рассмотрены методики оздоровительной и спортивной тренировки, самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроля, материал профессионально-прикладной физической подготовки бакалавра и специалиста нефтегазового комплекса.
Специалист будущего – это высокоорганизованная личность, быстро адаптирующаяся к социальным, экономическим преобразованиям общества, обладающая высоким интеллектом, настойчивостью в достижении поставленной цели, самостоятельностью в принятии решений, устойчивой потребностью в физическом совершенствовании. Особая роль в становлении личности как высоко подготовленного специалиста принадлежит, бесспорно, физической культуре.
Содержание методического пособия по лекционному курсу соответствует требованиям современного образовательного стандарта и дополнено результатами анализа и обобщения опыта преподавателей физического воспитания и мнения студентов.
ГЛАВА 1
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА