Социально-личностное развитие.
Цель: Профилактика, предупреждение развития «профессионального выгорания» педагогов.
Задачи: 1. Создать условия для осознания педагогами своей неповторимости, ценности для способности к рефлексии, самодиагностике.
2. Развивать эмоционально- личностную сферу у детей.
3. Обогащать психолого-педагогические умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
4. Способствовать становлению социальной позиции будущих первоклассников, адаптации детей к школьной жизни.
Так же на базе данного учреждения организована районная школа молодого воспитателя. Где обучаются лица, имеющие не педагогическое высшее образование или педагоги без опыта работы. Занятия проходят с сентября по апрель два раза в месяц. Свои курсы проводят: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, психолог. В программу обучения психолога входят следующие темы: психология игровой деятельности, подготовка детей к школе, гендерное воспитание, особый ребенок.
Структура и организация психологической службы.
Цели и задачи деятельности педагога-психолога:
Цель 1.Способствовать полноценному и своевременному развитию детей, поддержанию и укреплению их психического и физического здоровья.
Задачи:
1. Изучать причины, препятствующие успешной адаптации и эмоциональному благополучию детей.
2. Проводить работу по разъяснению, преодолению и предупреждению дезадаптации.
3. Развивать познавательную активность воспитанников (внимание, память, мышление), эмоционально-волевые процессы (навыки самоконтроля, положительную самооценку, доброжелательное отношение к окружающим)
4. Оказывать коррекционно-развивающую помощь детям, имеющим проблемы в интеллектуальном, эмоциональном и поведенческом развитии.
Цель 2. Оказывать психологическую поддержку родителям в вопросах развития и обучения детей.
Задачи:
1. Консультировать родителей по вопросам детско-родительских отношений.
2. Проводить тематические семинары по вопросам подготовки детей к школе.
Цель 3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах обучния и воспитания дошкольников, а так же сохранению и укреплению здоровья педагогов, поддержанию благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
Задачи:
1. Консультировать педагогов по вопросам эффективного педагогического общения с детьми и родителями.
2. Обучать педагогов навыкам эффективного поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях.
Основные направления деятельности психологической службы: психокоррекция, психодиагностика, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическое развитие.
Кадровый состав психологической службы представлен педагогом-психологом Красновой Ириной Александровной.
Основные проблемы, над которыми работает психологическая служба:
1. Адаптация к детскому саду детей раннего возраста. Это достигается двумя путями: Во-первых, в период с февраля по май набирается «адаптационная группа» детей от одного года, численностью 10 человек численностью 10 человек. С ними проводятся занятия в течение часа, один раз в неделю. Занятия проходят с родителями. Ведут занятия психолог, старший воспитатель, музыкальный работник. Во-вторых, организуется собрание (в мае) для родителей, где их консультируют по поводу адаптации детей к детскому саду. В сентябре психолог проводит индивидуальные консультации с родителями. Затем дети начинают посещать детский сад, делается это постепенно: сначала на 2 часа, и в течение месяца срок пребывания увеличивается до обеда, тихого часа.
2. Подготовка детей к школе. В сентябре детей подготовительной группы диагностируют на предмет школьной готовности. По результатам обследования проводят собрание с родителями, индивидуально консультируют, дают рекомендации. Методики для диагностики: Кумариной и Керна-Иерасика.
Далее проводят необходимую коррекционно-развивающую работу с детьми, для подготовки к школе.
3. Коррекционно-развивающая работа с детьми.
4. Диагностика детей для центра развития.
Анализ видов деятельности педагога-психолога образовательного учреждения (см. табл. 1)
Таблица 1
Описание видов деятельности педагога-психолога.
Направление деятельности | Вид работ | Контингент |
Психопрофилактика | Предупреждение нарушений в эмоционально-личностной, познавательной, поведенческой сферах (детский аутотренинг по программе Кряжевой Н.Л., психогимнастика по программе Чистяковой А.М.) Создание условий для успешной адаптации к ДОУ детей раннего возраста. (Наблюдение за детьми в период привыкания к ДОУ) Предотвращение проблем в социально-эмоциональном развитии (групповые занятия по профилактике социально-эмоционального неблагополучия детей: аутотренинг, релаксация, сказкотерапия. | Дети |
Профилактика эмоционального выгорания (освоение приемов самодиагностики, снятия напряжения) Консультации по оптимизации воспитательно-образовательного процесса. Консультации по формированию положительного отношения к школе. | Педагоги | |
Оптимизация детско-родительских отношений (тематические родительские собрания «Особенности и характерные трудности развития детей дошкольного возраста») Собрания, индивидуальные беседы и консультации по вопросам адаптации к ДОУ и школе. | Родители | |
Психодиагностика | Выявление уровня психического развития детей, их индивидуальных личностных особенностей.(Диагностика младшей группы по Стребелевой Е.А.; диагностика особенностей эмоционального и интеллектуального развития детей средних групп- экспресс-диагностика познавательных процессов Панфиловой М.А., проективные тесты; Изучение особенностей психического развития детей, направляемых на ПМПК) Определение межличностных отношений детей в группе и социального статуса ребенка ( проведение социометрии, самооценки) Определение степени адаптации к ДОУ, определение уровня школьной готовности. Обследование детей, отслеживание динамики эмоционально-личностного развития. | Дети |
Изучение уровня эмоционального выгорания педагогов (Метод Бойко В.В.) | Педагоги | |
Изучение запросов родителей на дополнительные услуги специалистами ДОУ (беседы, анкетирование) | Родители | |
Консультирование | Оказание психологической помощи по теоретическим и практическим вопросам психологии (индивидуальные и групповые консультации по результатам диагностических обследований, по задачам и результатам коррекционно-развивающей работы, по проблемам детско-родительских отношений). Оптимизация воздействия участников ВОП в период адаптации к ДОУ и подготовки детей к школьному обучению (индивидуальные и групповые консультации). Оказание психологической помощи по созданию условий, удовлетворяющих потребности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (индивидуальные и групповые консультации). | Педагоги Родители |
Коррекция | Интенсификация и коррекция психического развития детей (групповые занятия по развитию познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей с детьми средней, старшей и подготовительной групп). Коррекция когнитивных, аффективных и социальных компонентов школьной готовности (групповые и индивидуальные занятия по подготовке детей к школе) Интенсификация и коррекция психо-эмоционального развития | Дети |
Развитие | Игры на концентрацию внимания («быстрые ответы») Упражнения на расслабление и напряжение («пружинки») Развитие эмоциональной сферы, Снятие психомоторного напряжения, Развитие чувства сопереживания, Развитие самоконтроля, умения работать в группе. Развитие творческого и эмоционального потенциала детей. | Дети |
Просвещение | Создание условий для повышения психологической компетентности участников ВОП (педагогические советы, семинары по вопросам детской психологии). Создание условий для повышения психологической компетентности участников ВОП по вопросам адаптации к детскому саду и школе (семинары по обучению педагогов и родителей эффективному взаимодействию с детьми в период адаптации к ДОУ и по вопросам школьной готовности) Повышение психологической компетентности по созданию условий, удовлетворяющих потребности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (оформление информационного визуального ряда). | Педагоги |
Повышение психологической компетентности (родительские собрания, оформление стендов по вопросам возрастной психологии). Создание условий для повышения психологической компетентности участников ВОП по вопросам адаптации к детскому саду и школе (семинары по обучению педагогов и родителей эффективному взаимодействию с детьми в период адаптации к ДОУ и по вопросам школьной готовности) Повышение психологической компетентности по созданию условий, удовлетворяющих потребности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (оформление информационного визуального ряда). | Родители |
Методическое и материально-техническое обеспечение деятельности.
Отдельный кабинет психолога расположен на втором этаже. Достаточно просторный, светлый (два больших окна). Разделен на несколько зон. Разделение при помощи цвета и ширм. Выделяется игровая зона, учебная, релаксации, рабочая (для психолога).
У психолога имеется рабочий стол, персональный компьютер, ящики с документацией. Так же в наличии необходимые методические пособия, программы.
Психологическая служба данного учреждения полностью справляется со своими задачами. Работает опытный, высококвалифицированный психолог, с большим стажем работы. Проводится диагностическая работа, психокоррекционная, профилактическая, консультационная, просветительская, развивающая. В задачи психолога входит проработка сценария к интегративному театру: адаптация сюжетной линии к задачам психолого-педагогической работы с детьми.