Условия возникновения и становления опыта.
Раздел l. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта.
Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека Кузнецов В.И.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол Белгородской области расположено в микрорайоне «Рудничный». На базе школы создан Кадетский корпус «Виктория». Рядом со школой находятся: библиотека, ЦДЮТ № 1, станция юных техников, парк. Социальный статус жителей микрорайона: служащие, рабочие, частные предприниматели, студенты, пенсионеры, большинство имеют среднее специальное или среднее образование. Экологическая обстановка удовлетворительная.
Школа имеет два спортивных зала, стадион, тир, библиотеку, музей, два компьютерных класса, специализированные кабинеты. Индивидуальные и познавательные потребности обучающихся реализуются через уроки, внеклассные мероприятия, факультативные занятия, кружки и секции.
В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Учителя всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? Чтобы ученик учился не только ради оценок и похвал, но и потому, что он увлечён учёбой, что он стремится к совершенствованию своей личности.
На начальном этапе работы по проблеме опыта совместно с психологом проводилась диагностика исходного уровня развития познавательной активности первоклассников по критериям Е.В.Коротаевой. Обработав данные, полученные при проведении диагностики и наблюдений в 1 классе, получены следующие результаты:
Нулевой уровень | Относительно активный уровень | Исполнительно активный уровень | Активный уровень | Творческий уровень | ||
2 человека | 8 человек | 7 человек | 2 человека | 0 человек |
Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности учащихся.
На диаграмме это выглядит так: учащихся 1 класса 2009-2010уч.г.:
К сожалению, на данный момент в литературе отсутствует единая система критериев познавательной активности и бросается в глаза обилие показателей познавательной активности, которое порождает иллюзию, что есть возможность точного измерения познавательной активности учащихся. Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме и проанализировав особенности учащихся своего класса, педагог пришел к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом он считает, что конечный результат заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Формирование опыта происходило в процессе изучения концептуальных основ личностно-ориентированной дидактической системы обучения по УМК «Школа России» методического аппарата учебников, содержания программ. Было установлено, что формирование исследовательских навыков поможет повысить у учащихся уровень познавательной.
Актуальность опыта
В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, не востребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Это потребовало необходимости поиска форм и методов развития познавательного интереса младших школьников. Развитие познавательной активности происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае это исследовательская деятельность, основы которой учитель вводит в учебный процесс на уроках окружающего мира. Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие. Только уровень исследования будет иным.
В ходе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:
-между возрастающим объемом информации, который предлагается обучающимся, и недостаточным включением личности самих обучающихся в познавательный процесс;
-между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников;
Разрешение этих противоречий становится особенно актуальным в условиях введения новых стандартов начального общего образования. Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательной активности. Именно поэтому опыт работы по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира» актуален.