Наблюдение педагогических явлений
Педагогическое наблюдение является основным из эмпирических методов. Этот метод характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов обучение, воспитания и развития человека. Обычно наблюдение проводится в естественных условиях. При этом важно, чтобы учащиеся, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, ибо в противном случае может исчезнуть естественность их поведения. Поэтому иногда организуют скрытое наблюдение с использованием различных технических средств, например, полупрозрачных зеркальных окон или телекамер.
Для успешности наблюдения необходимо иметь чёткий план его проведения, в котором обозначены объект наблюдения, цель и задачи, время наблюдения и его длительность, предполагаемый результат, ожидаемые изменения в уровне обученности и воспитанности учащихся.
Необходимым требованием в методу наблюдения является фиксация его результатов, что предполагает овладение исследователем средствами и приёмами регистрации фактов. Обычно используют различные технические средства (фотокамеры, видеокамеры, диктофоны) и различные виды записи (стенограммы, протоколы, дневники наблюдений и т.п.).
Наиболее ценным при изучении эффективности воспитания являются специальные наблюдения, то есть целенаправленное восприятие поведения учащихся в конкретных обстоятельствах, например, наблюдения учителя за учениками на своих уроках, на уроках других учителей, на переменах, во время похода, экскурсии, в процессе труда, на досуге и т.п.
Иногда в целях изучения уровня воспитанности целесообразно создавать специальные педагогические ситуации, в ходе которых ученик должен сделать тот или иной выбор в поведении, четко определить своё отношение к происходящему. Например, как ему следует поступить, если обнаружил забытую кем-то в классе интересную книгу или личные вещи. Такие специально созданные ситуации должны быть внешне естественными, органично вплетаться в принятый ход жизнедеятельности школьников.
Различают следующие виды наблюдений:
· прямое;
· непосредственное;
· косвенное;
· опосредованное;
· кратковременное;
· длительное;
· систематическое;
· выборочное;
· включённое;
· комплексное.
Наиболее интересным является включённое наблюдение, при котором исследователь на определённый, достаточно длительный срок включается в жизнь наблюдаемой группы, принимает участие в её работе и жизни, скрывая свою реальную роль и цель, выступая как рядовой член этой группы.
Невключённое наблюдение может быть явным и скрытым. В зависимости от специфики и цели наблюдения определяется его длительность. Организуя наблюдение, следует продумать систему признаков, по которым можно фиксировать проявление того или иного факта, качества личности. Наблюдение не должно ограничиваться описанием внешних явлений – исследователю следует пытаться объяснить их природу, проникнуть в их сущность, выявить причину.
Метод наблюдений имеет ряд достоинств: возможность фиксировать богатые конкретными и существенными деталями живые и непосредственные сведения об объекте исследования, получить эмоциональные впечатления о нём.
Однако наблюдение имеет и слабые стороны: определённая доля субъективности, зависящая от личностных качеств наблюдателя и его профессиональности; невозможность вмешаться в естественное протекание наблюдаемых процессов; не всегда удается выявить причины наблюдаемого явления или процесса. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. Обычно оно применяется на начальных этапах исследования и в сочетании с другими методами.
Для повышения эффективности и объективности наблюдений необходимо сопоставление полученной информации с данными других исследователей, использование специальных технических средств.