Первым в нормах комментируемой статьи назван принцип признания приоритетности образования. 4 страница
Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164.
Следует отметить, что ст. 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), ст. 19.4.1 КоАП РФ - за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), ст. 19.5 КоАП РФ - за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
9. Федеральные органы государственной власти в сфере образования формируют и ведут федеральные информационные системы, федеральные базы данных в сфере образования, одновременно обеспечивая конфиденциальность персональных данных, содержащихся в них, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
В данной сфере действуют, в частности, федеральная информационная система "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (Правила формирования и ведения данного реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 729), федеральная информационная система "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации" (Правила формирования и ведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2013 г. N 797).
К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесено также установление и присвоение (назначение) государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования.
В данном случае нужно отметить, что государственные награды являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги, в том числе в области науки и просвещения (п. 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099).
Также установлено, в частности, что почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации" присваивается высокопрофессиональным учителям и преподавателям общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, гимназий, учреждений начального образования и институтов подготовки и повышения квалификации работников образования за личные заслуги, в том числе в подготовке победителей региональных, всероссийских и международных олимпиад (п. 1 Положения о почетном звании "Заслуженный учитель Российской Федерации", утв. Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099).
Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2013 г. N 744 "О премиях Правительства Российской Федерации в области образования" утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области образования.
10. Установлено, что федеральными органами государственной власти в сфере образования осуществляется разработка прогнозов подготовки кадров и требований к их подготовке на основе прогноза потребностей рынка труда, обеспечение на федеральном уровне мониторинга в системе образования (см. ст. 97 комментируемого Закона и Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования").
Приведенный в комментируемой статье перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования является открытым. Они также могут осуществлять другие полномочия в сфере образования, которые исходят из комментируемого Закона.
Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Комментарий к статье 7
1. Согласно п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяет ряд полномочий органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). В том числе это организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов РФ, организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования (полный перечень полномочий определен ст. 8 комментируемого Закона).
Одновременно ч. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ устанавливает, что полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, не предусмотренные ч. 2 ст. 26.3 данного Закона, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами.
В соответствии с указанными выше положениями ч. 1 комментируемой статьи относит к переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ полномочия Российской Федерации в сфере образования (в комментируемом Законе им дано условное обозначение "переданные полномочия").
2. К переданным полномочиям относится государственный контроль (надзор) в сфере образования. Исходя из п. п. 3, 4 Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164, обязанность его осуществления возлагается на соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.
Государственный контроль (надзор) в данном случае осуществляется за деятельностью:
- организаций, которые осуществляют образовательную деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, исключая организации, входящие в перечень п. 7 ч. 1 ст. 6 комментируемого Закона;
- органов местного самоуправления, на соответствующей территории осуществляющих управление в сфере образования.
Кроме того, переданными полномочиями выступают лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, которые осуществляют образовательную деятельность на территории субъекта РФ, также с исключением организаций, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 6 комментируемого Закона.
Лицензирующими органами в данном случае являются органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (подп. "б" п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966).
Также к переданным полномочиям отнесено подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации. Такое подтверждение осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации. Результатом подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации является проставление на них апостиля (п. 2 Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2013 г. N 611).
3. В связи с передачей полномочий встает вопрос о финансовом обеспечении их осуществления. Установлено, что финансирование в данном случае осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета согласно ч. 1 ст. 133 БК РФ понимаются межбюджетные трансферты, которые предоставляются бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.
При этом общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ определяется исходя из количественных показателей, установленных ч. 3 комментируемой статьи, согласно Методике, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1116 (этим же Постановлением Правительства РФ утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий).
Кроме того, определено, что финансовое обеспечение производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на данные цели, не менее чем в размере планируемых поступлений в данный бюджет.
Такие поступления обусловлены переданными органам государственной власти субъектов РФ полномочиями в связи с необходимостью уплаты заинтересованными лицами государственной пошлины за их осуществление. В данном случае ч. 2 ст. 56 БК РФ предусматривает, что в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежит зачислению государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов за действия органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования, связанные с лицензированием образовательной деятельности, с государственной аккредитацией образовательных учреждений и за действия по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
Нужно подчеркнуть, что согласно ч. ч. 2, 10 комментируемой статьи предоставление субвенций применительно к переданным полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации не предусмотрено. Финансовое обеспечение полномочий, связанное с проставлением апостиля, осуществляется лишь в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели.
Следует отметить, что 5 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", которым внесены изменения в комментируемый Закон.
Так, в пункт 1 части 3 комментируемой статьи был добавлен еще один город федерального значения, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, - город Севастополь.
4. В ч. ч. 4, 5 комментируемой статьи указывается на строго целевой характер средств, выделенных на осуществление переданных полномочий.
Согласно ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете или иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Являясь бюджетным нарушением, нецелевое использование бюджетных средств влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). В соответствии с ч. 2 ст. 306.2 БК РФ это бюджетные меры принуждения.
Применение к получателю бюджетных средств бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 306.1 БК РФ). Так, ст. 15.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий, исходя из ч. 9 комментируемой статьи, осуществляется в пределах компетенции:
- Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;
- Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки;
- Счетной палатой РФ, которая, согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", являясь постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), осуществляет внешний государственный аудит (контроль) порядка формирования, управления и распоряжения в том числе средствами федерального бюджета.
При этом, как следует из подп. "а" п. 4 ч. 8 комментируемой статьи, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обязано ежеквартально предоставлять в Минобрнауки РФ отчет о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей. Форма такого отчета и Порядок его предоставления утверждены Приказом Рособрнадзора от 13 июля 2009 г. N 1701.
5. Частью 6 комментируемой статьи определено, что Минобрнауки РФ принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий. Так, был издан Приказ Минобрнауки РФ от 13 июня 2012 г. N 483 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений", письмо Минобрнауки РФ от 1 октября 2013 г. N 08-1408 "О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Также Минобрнауки РФ устанавливает целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий, согласовывает назначение на должность руководителей тех органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия, по представлению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки вносит в Правительство РФ предложения об изъятии переданных указанным органам полномочий, подготавливает предложения о совершенствовании законодательства об образовании, исходя из результатов ежегодного доклада органов государственной власти субъектов Российской Федерации об осуществлении переданных полномочий.
В свою очередь, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обязана контролировать нормативно-правовое регулирование, которое осуществляется в части переданных полномочий органами государственной власти субъектов РФ, в случае необходимости - направлять им предписания об отмене или изменении нормативных правовых актов, осуществлять контроль и надзор в данной сфере, выполнять иные функции, предусмотренные ч. 7 комментируемой статьи.
6. В ч. 8 комментируемой статьи детально определены обусловленные передачей полномочий обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
В том числе такое лицо по согласованию с Минобрнауки РФ назначает на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ, которые осуществляют переданные полномочия, утверждает их структуру, организует деятельность, связанную с осуществлением переданных полномочий.
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
Комментарий к статье 8
1. Данной статьей определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования, обусловленные п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, относящиеся к предмету совместного ведения с РФ и не являющиеся переданными полномочиями, о которых идет речь в ст. 7 комментируемого Закона.
Перечень таких полномочий дублирует ряд положений, содержащихся в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которые определяют полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе - п. п. 13, 13.2, 14.1, 14.1-1, 20, 62, 63 ч. 2 ст. 26.3 данного Закона. При этом ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ устанавливает, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, могут определяться, в частности, федеральными законами.
Таким образом, в комментируемой статье законодатель определил круг полномочий органов государственной власти субъектов РФ применительно к сфере образования, охарактеризовав тем самым деятельность, которую они обязаны осуществлять. Также деятельность органов государственной власти субъектов РФ достаточно подробно освещена в п. 4 приложения "Разграничение компетенции и полномочий в сфере образования в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" к письму Минобрнауки РФ от 1 апреля 2013 г. N ИР-170/17.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в частности:
- разработка и реализация региональных программ развития образования. Так, например, распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10 сентября 2013 г. N 66-рп была утверждена Программа "Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013 - 2020 годы". Программы в данном случае должны учитывать региональные социально-экономические, экологические, демографические, этнокультурные и иные особенности субъекта РФ. В п. 20 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ идет речь также о поддержке органами государственной власти субъектов РФ изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности, что, соответственно, может быть предусмотрено в региональных программах развития образования;
- создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов РФ, а также осуществление функций и полномочий учредителей таких организаций. При этом органы государственной власти субъектов РФ, как установлено ч. 3 комментируемой статьи, вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в таких образовательных организациях соответствующего уровня;
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
В этой связи, как указано в разд. I Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, содержащихся в письме Минобрнауки РФ от 1 октября 2013 г. N 08-1408, в субъектах РФ рекомендуется принятие нормативных правовых актов, определяющих порядки расчетов объемов требуемого финансового обеспечения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в том числе методики расчета нормативов затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях).
Также органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех уровней в муниципальных общеобразовательных организациях, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (создание необходимого количества мест, обеспечение наличия необходимых ресурсов и др.).
В данном случае необходимо предоставление субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, на приобретение учебников и учебных пособий, игр, игрушек и средств обучения (при этом расходы на содержание зданий муниципальных общеобразовательных организаций и оплату коммунальных услуг субвенциями не предусматриваются), в соответствии с нормативами, которые определяются органами государственной власти субъектов РФ. Недостаточность финансирования, так или иначе, негативно влияет на права обучающихся.
Пример: в Апелляционном определении Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 ноября 2013 г. по делу N 33-5001/2013 указывается на случай несоблюдения требований к укомплектованности библиотек муниципальных школ в результате недофинансирования, повлекший нарушение конституционных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования;
- организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ и др.
Всего ч. 1 комментируемой статьи указывает на 13 видов деятельности органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования, причем этот перечень является открытым. Иные полномочия могут предусматриваться комментируемым Законом.
На уровне субъектов РФ целесообразно принятие нормативных правовых актов, конкретизирующих полномочия в сфере образования. Так, ст. ст. 10, 11 Закона Московской области от 27 июля 2013 г. N 94/2013-ОЗ "Об образовании" выделяют полномочия в данной сфере законодательного органа субъекта - Московской областной Думы и полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области, причем выделяется в общей сложности 62 позиции, детально определяющие таких полномочия (перечни их остаются открытыми).
При этом нужно учитывать, что все вопросы осуществления полномочий органов государственной власти субъектов РФ, определенные комментируемым Законом, следует рассматривать во взаимосвязи с общими положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Так, например, ст. 1 данного Закона устанавливает принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ, ст. 7 определяет порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов и т.д.
3. Также ч. 3 комментируемой статьи установлено, что органы государственной власти субъектов РФ имеют право (но не обязаны):
1) предоставлять дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания:
- обучающихся в муниципальных образовательных организациях;
- обучающихся по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам в частных общеобразовательных организациях.
Так, например, Порядком организации бесплатного питания обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, в том числе в частных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам, и образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расположенных на территории Ленинградской области, утв. Постановлением правительства Ленинградской области от 24 октября 2006 г. N 295, предусмотрено обеспечение бесплатным питанием детей из указанных категорий.
Однако согласно ч. 1 ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 30 июня 2006 г. N 46-оз "Об организации питания обучающихся в отдельных образовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области" это возможно только при установлении определенного неблагополучия ребенка (инвалидность, трудная жизненная ситуация и др.);
2) предоставлять государственную поддержку дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (по дополнительным общеразвивающим, дополнительным предпрофессиональным программам).
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
Комментарий к статье 9
1. В данной статье определяются также полномочия в сфере образования органов местного самоуправления двух типов муниципальных образований, а именно:
- муниципальных районов. Под муниципальным районом понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
- городских округов. К ним относятся городские поселения, которые не входят в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Нужно отметить, что исходя из ст. 12 Конституции РФ предусматривается как самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий, так и самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления (п. п. "ж", "з" ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
2. Данной статьей установлено 6 соответствующих полномочий муниципальных районов и городских округов (данный перечень является открытым, иные полномочия могут быть установлены комментируемым Законом). При этом в ч. 2 комментируемой статьи говорится о внутригородских муниципальных образованиях в субъектах РФ - городах федерального значения Москве (муниципальное образование Ивановское, муниципальное образование Гагаринское и др.), Санкт-Петербурге (муниципальный округ Полюстрово, муниципальный округ Юго-Запад и др.) и Севастополе. В данном случае полномочия органов местного самоуправления в сфере образования (в том числе в части закрепления образовательных организаций субъектов РФ за конкретными территориями) должны устанавливаться соответственно законами Москвы, Санкт-Петербурга. Нужно учитывать, что в данном случае может учитываться специфика внутригородских муниципальных образований, но в вопросах определения объема полномочий такое законодательство субъектов РФ не должно противоречить комментируемому Закону.
Что касается города Севастополя, то согласно договору со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого регулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономической, финансовой, кредитной и правовой системе Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы выполнения воинского долга и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
11 апреля 2014 года Постановлением N 1 Законодательного Собрания города Севастополя принят Устав города, согласно которому территория города Севастополя является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. Территория города Севастополя определяется границами, существовавшими на день образования нового субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь.
Территория города Севастополя делится на административно-территориальные единицы в соответствии с законом города Севастополя. Границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются законом города Севастополя. Изменение границы города Севастополя с другими субъектами Российской Федерации производится по их взаимному согласию в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Местное самоуправление в городе Севастополе осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований города Севастополя исходя из интересов населения соответствующих внутригородских муниципальных образований города Севастополя.