Исторический анализ становления образовательных систем. Анализ зарубежных образовательных систем 11 страница

Содержание современных образовательных программ среднего профессионального физкультурного образования.

С 1998 г. в среднем профессиональном образовании России введены новые формы регламентирующих документов: 1) перечни специальностей СПО; 2) государственные образовательные стандарты СПО, в соответствии с которыми для учреждений среднего профессионального образования по определенным специальностям утверждаются примерные учебные планы.

В образовательном стандарте осуществлена интеграция образовательных программ и учебных планов по профильной специальности для техникумов и колледжей физической культуры, а также училищ олимпийского резерва специальности 0303 – «Физическая культура». Имеются только некоторые различия в примерных учебных планах. Так, если в примерном учебном плане для техникумов и колледжей физической культуры на избранный вид спорта выделено 242 ч., то в примерном учебном плане для УОР – 1518 ч. Выпускникам всех типов образовательных учреждений присваивается квалификация «Педагог по физической культуре и спорту».

Анализ образовательных программ, реализуемых в учреждениях СПО отрасли физической культуры и спорта, показывает, что в новых социально-экономических условиях произошла существенная диверсификация программ подготовки специалистов среднего звена. Наряду с профильными для отрасли образовательными программами в отраслевых учреждениях СПО реализуются и другие программы, обусловленные подготовкой специалистов, профиль которых соответствует потребности современных физкультурных и спортивных организаций.

Согласно образовательным стандартам в техникумах и колледжах физической культуры, а также в училищах олимпийского резерва подготовка специалистов среднего звена ведется по нескольким образовательным программам. Техникумы и колледжи физической культуры осуществляют диверсификацию спектра образовательных услуг и становятся многопрофильными образовательными учреждениями.

А теперь рассмотрим кратко особенности содержания современных образовательных программ среднего профессионального физкультурного образования, реализуемых в соответствующих образовательных учреждениях. Основной из них является образовательная программа по специальности 050720 «Физическая культура».

Специальность 050720 –«Физическая культура» (базовый уровень).Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предусматривает, что образовательная программа по специальности 050720 – «Физическая культура» может осваиваться в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, а также экстерном.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения: на базе среднего (полного) общего образования:–1 год 10 месяцев для техникумов и колледжей физической культуры;

– 2 года 10 месяцев для училищ олимпийского резерва; на базе основного общего образования:

– 2года 10 месяцев для техникумов и колледжей физической культуры. Квалификация выпускника – педагог по физической культуре и спорту.

Выпускник колледжа (техникума) физической культуры должен выполнить норматив II разряда по избранному виду спорта или мастера спорта, кандидата в мастера спорта по любому виду спорта и иметь судейскую категорию.

Выпускник училища олимпийского резерва должен выполнить норматив мастера спорта по избранному виду спорта или быть членом (стажером) сборной команды России и иметь судейскую категорию.

Специальность 050720 – «Физическая культура» (повышенный уровень)предназначена в основном для колледжей физической культуры.

Основная профессиональная образовательная программа по специальности 050720 – «Физическая культура» среднего профессионального образования повышенного уровня состоит из программы базового уровня по соответствующей специальности и программы дополнительной подготовки. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы повышенного уровня по специальности 0307 – «Физическая культура» : очная, очно–заочная (вечерняя), заочная, экстернат.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения, установленный образовательным стандартом:

– на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев;

– на базе среднего профессионального образования базового уровня – десять месяцев.

Квалификация выпускника – «Педагог по физической культуре и спорту с углубленной подготовкой». Образовательное учреждение имеет право выбирать квалификации, присваиваемые выпускнику в соответствии с перечнем программ дополнительной подготовки, предусмотренные образовательным стандартом:

– менеджмент в сфере физической культуры и спорта;

– спортивно–оздоровительный туризм;

– физическое воспитание детей дошкольного возраста;

– лечебная физическая культура и массаж;

– спортивная тренировка.

Образовательное учреждение имеет право выбирать направление дополнительной подготовки из указанных выше.

Госстандарт предусматривает для педагога физической культуре и спорту с дополнительной подготовкой в определенной области следующие виды профессиональной деятельности: преподавательская, организационно– управленческая, оздоровительная, тренерская.

Также установлены требования к уровню подготовленности выпускника повышенного уровня СПО по направлениям углубленной подготовки.

По направлению углубленной подготовки «Спортивно– оздоровительный туризм» необходимо знать:

– историю развития туризма в России;

– нормативно-правовое обеспечение спортивно–оздоровительного туризма;

– систему подготовки туристских кадров;

– географию туризма;

– классификацию маршрутов;

– правила проведения туристских соревнований, туристских спортивных походов;

– особенности занятий с различным контингентом;

– методику контроля функционального и психического состояния занимающихся;

– основы безопасности при проведении туристских походов, соревнований;

– туристское снаряжение;

- основы менеджмента и маркетинга в сфере туризма;

- источник финансирования туризма;

уметь:

– организовывать и проводить туристский поход, экспедицию, экскурсию;

– «судить» соревнования по туризму;

– составлять планы занятий по туризму для различных возрастных категорий;

– вести учетную и отчетную документацию;

– оборудовать туристские полигоны и тренировочные площадки для проведения занятий и соревнований;

– профессионально использовать туристское снаряжение;

– осуществлять природоохранную деятельность.

По направлению углубленной подготовки «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» знать:

– анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста;

– задачи физического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе;

– закономерности формирования двигательных навыков и развития физических качеств у детей дошкольного возраста;

– методику обучения и воспитания детей средствами физических упражнений;

– методику диагностики физического развития и двигательной подготовленности детей;

– методику проведения всех типов физкультурных занятий;

– методику ознакомления детей с организмом человека;

- педагогические условия для успешного развития детей;

уметь:

– квалифицированно осуществлять планирование всей работы по физическому воспитанию в каждой возрастной группе;

– владеть техникой выполнения движений, используемых в работе с детьми;

– владеть методами контроля за обеспечением достаточных и допустимых нагрузок как для всей группы, так и для отдельных детей;

– проводить диагностику двигательного развития детей.

По направлению углубленной подготовки «Лечебная физическая культура и массаж» знать:

– возрастные психологические особенности и социальные факторы их влияния на развитие человека и его оздоровление;

– задачи, средства и формы лечебной физической культуры, общие закономерности и частные методики ЛФК при заболеваниях различных органов и систем организма;

– реабилитационные мероприятия средствами физической культуры;

– основные виды массажа; его физиологическое влияние на организм;

– нетрадиционные виды оздоровления организма человека;

– материально-техническое обеспечение занятий лечебной физической культурой и массажем;

уметь:

– планировать, организовывать и проводить разнообразные формы занятий лечебной физической культурой и массажем с учетом возрастных, морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, профиля их заболевания;

– использовать нетрадиционные виды оздоровления или их элементы;

– применять спортивные и лечебные тренажеры, оборудование, инвентарь и вспомогательные средства для восстановления движений и лечения заболеваний;

По направлению углубленной подготовки «Спортивная тренировка» знать:

– влияние занятий спортом на организм детей и подростков;

– психологию спортивной деятельности, личности спортсмена и тренера, социально–психические особенности спортивных групп, основы психорегуляции;

– медико–биологическое обоснование применения средств и методов спортивной тренировки в профилактике травм и заболеваний, методы доврачебного контроля за состоянием здоровья спортсменов, методику реабилитации в спорте;

– биомеханические основы техники физических упражнений;

– метрологически обоснованные средства и методы измерения и контроля в спорте;

– материально–техническое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности по видам спорта;

уметь:

– планировать и организовывать тренировочный процесс, использовать средства, методы тренировки и восстановительные мероприятия;

– учитывать психологические условия для повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности;

– применять измерительную информацию для обработки и анализа показателей разных сторон подготовленности спортсмена;

– использовать современные методы отбора, контроля функционального состояния спортсменов, реабилитации;

– использовать биомеханический анализ техники физических упражнений как метод исследования;

– использовать спортивное оборудование, инвентарь и вспомогательные средства для тренировочной и соревновательной деятельности.

Присваиваемые выпускникам учреждений СПФО, получившим повышенный уровень образования, наименования присваиваемых квалификаций сформулированы следующем образом:

– педагог по физической культуре и спорту;

– менеджер по физической культуре;

– педагог-организатор спортивно-оздоровительного туризма;

– педагог физического воспитания детей дошкольного возраста;

– педагог по адаптивной физической культуре и спортивному массажу;

Выпускникам УОР логично присваивать квалификацию: на базовом уровне – тренер с указанием наименования избранного обучающимся вида спортивной специализации; на повышенном уровне – педагог – тренер ... с указанием наименования избранного обучающимся вида спортивной специализации.

Высшее профессиональное образование.

На подготовку физкультурно-спортивных кадров для работы в образовательных учреждениях ориентирован Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100 – «Физическая культура», квалификация – педагог по физической культуре. В квалификационной характеристике выпускника сказано, что выпускник, получивший квалификацию педагога по физической культуре, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности педагога по физической культуре, решению типовых профессиональных задач в учреждениях сферы образования. Виды его профессиональной деятельности: учебно-воспитательная; социально–педагогическая; культурно–просветительная; научно–методическая; организационно–управленческая; физкультурно–спортивная; оздоровительно–рекреативная.

По специальности 033100 подготовку педагогов по физической культуре ведут около 100 вузов. Интерес к этой специальности достаточно высок: за период 2000–2009 гг. эта специальность открыта в пяти государственных и 19 педагогических университетах, в шести педагогических институтах, в двух негосударственных вузах – Институте физической культуры и спорта в Москве и Олимпийском институте в Московской области.

Высшая школа в России – наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами.

Особое место в системе НПО в сфере физической культуры занимает университет физической культуры – единственный тип учебного заведения, по уровню своего статуса адекватный всему спектру задач непрерывного образования.

Организация университетского комплекса как образовательного учреждения нового типа обеспечивает в наибольшей степени соединение педагогической теории и инновационной практики в профессиональной подготовке специалистов. Как показывает анализ педагогической теории и практического опыта, объединение различных образовательных учреждений в единый комплекс открывает дополнительные ресурсы в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре. Открываются дополнительные специальности и специализации с целью подготовки специалиста широкого профиля, создаются условия для оптимального отбора содержания образования и внедрения высокоэффективных педагогических технологий.

Современная система НПО в сфере физической культуры – это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры физкультурного образования на всех ступенях и уровнях обучения, совершенствование классификатора специальностей среднего профессионального образования и перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

В основе структуры непрерывного профессионального физкультурного образования лежит разветвленная сеть различных организационных форм, представляющих в своей совокупности многоуровневую систему профессиональной подготовки специалистов по физической культуре.

Бакалавр в качестве уровня профессиональной фундаментальной подготовки при необходимости может легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого «веера» совместимых профессий.

В случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией «специалист», получает второе высшее образование.

Реформирование организации образования хорошо укладывается в рамки Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 г. Как известно, Болонская декларация имеет своей целью создание единого европейского пространства в области высшего профессионального образования. В основу процесса заложены следующие принципы:

– введение единой формы диплома о высшем образовании, это означает гармонизацию с европейскими стандартами номенклатуры специальностей и перевод на английский язык большого числа документов;

– введение двухступенчатого образования;

– введение по европейскому образцу единой системы зачетных единиц и кредитов для унификации учета количества образования, пожалуй, это наиболее радикальная мера, которая потребует перестройки учебных планов и гармонизации учебных дисциплин.

Вместе с тем он должен иметь представление по широкому кругу вопросов из сопряженных областей знаний, чтобы правильно ориентироваться в лавинообразном потоке информации. Например, для нашей профессии такими областями могут быть экология и экономика, анатомия, физиология и гигиена, биохимия и биомеханика и так далее. В этом случае речь идет о так называемой компетентностной модели образования взамен прежней модели, основанной на знаниях и навыках. Подобная модель вполне может быть реализована на первой ступени высшего профессионального образования в виде бакалавриата по укрупненному перечню педагогических специальностей. Последующие ступени – специалитет и магистратура – предназначены для углубления знаний по узкому направлению, например, совпадающему с современным делением на специальности. Причем потребность в специалистах с глубокими знаниями уже существенно меньше, да и студентов, имеющих соответствующие способности, тоже существенно меньше.

Таким образом, двухступенчатая модель открывает возможности модернизации содержания образования и обеспечивает более высокую межпрофессиональную мобильность выпускников вузов, что особенно важно в условиях формирующегося рынка труда.

Основными действующими лицами в формировании менталитета населения в нужном направлении являются специалисты – выпускники вузов и факультетов физической культуры. Следовательно, решение данной проблемы неразрывно связано с совершенствованием качества профессионального физкультурного образования. Открытие новых специальностей в вузах – это запоздалая реакция на социальный запрос. При формировании стратегии профессионального высшего образования необходимо изучать структуру и тенденции рынка труда в области физической культуры.

В бывших странах социалистической ориентации, где успехи в спорте являлись частью идеологической пропаганды, большое внимание уделялось культивированию спорта, что сопровождалось мощной финансовой поддержкой со стороны государства. Поскольку система подготовки кадров отражает социальный заказ, а спортивные успехи на международной арене рассматривались в контексте идеологической работы, то и количество специалистов, ориентированных на работу в спорте, традиционно было значительным в странах бывшего социалистического пространства.

К настоящему времени во всех странах постсоциалистического пространства произошло резкое изменение структуры профессиональной деятельности в сфере физической культуры. Произошло уменьшение потребности в специалистах узкого профиля – тренерах. Данную тенденцию в динамике рынка труда осознают специалисты сферы физической культуры России.

В соответствии с реальной потребностью и социальным заказом основной специальностью выпускников вузов и факультетов физкультурного профиля является специальность «Преподаватель физического воспитания». Например, в Финляндии факультет спорта и здоровья (университет г. Jyvaskyla), ориентируясь на социальный заказ, готовит различных специалистов в следующей пропорции: преподаватели физического воспитания – 48%; менеджеры – 10%; тренеры – 10%; физиотерапевты, геронтологи, гигиенисты – 12%; валеологи – 20%. Во Франции в университете Клода Бернара на факультете физического воспитания это выглядит следующим образом: преподаватели физического воспитания – 46%; спортивные менеджеры – 30%; тренеры – 15%; специалисты по работе с инвалидами – 9%.

В связи с тенденцией к более широкому внедрению в быт населения рекреативной и оздоровительной физической культуры спектр необходимых (социально востребованных) узких профессий будет постоянно расширяться. Естественно, что вузы не в состоянии предвидеть будущее, и открытие новой специальности всегда является запоздалой реакцией на социальный заказ. Однако высшее образование в России должно обеспечивать профессиональную мобильность выпускникам, чтобы на базе полученного образования специалист имел возможность при необходимости овладеть новой специализацией или даже новой специальностью.

Современная наука и производство развиваются по линии одно-семенной интеграции и специализации.

Никакой педагогический или методический прием не может быть найден раз и навсегда. Овладевая основами педагогических и естественно-научных знаний, обучаемый закладывает фундамент своего профессионального мастерства. Возрастает потребность в специалистах, обладающих не только хорошей методической подготовленностью в конкретном виде деятельности, но и имеющих фундаментальную подготовленность в области гуманитарных, естественно–научных дисциплин и базовых видах двигательной активности. Современный специалист должен быть социально активным, способным воздействовать на рынок труда, формировать его.

Одной из насущных проблем дидактики является установление оптимального соотношения между практическими умениями и теоретической подготовленностью. Знания без умений их практической реализации остаются мертвым грузом. В первую очередь они должны помогать «умению видеть» за явлениями сущность, устанавливать причинно-следственные связи и в конечном итоге – выходить на рациональные педагогические решения. В педагогическом образовании должен превалировать синтез над анализом, индукция – над дедукцией. Любые знания приобретают ценность лишь в том случае, когда ими руководствуются в процессе деятельности. Эффективность педагогической деятельности детерминирована профессионально-педагогическими умениями.

Огромную роль в становлении специалиста в области физической культуры и спорта играет педагогическая практика.

Профессиональная подготовка бакалавра и специалиста по физической культуре и спорту складывается из двух взаимообусловленных сторон, одна из которых связана с овладением теоретико–методическими знаниями и двигательными умениями по основные видам физической культуры, включенными во все государственные программы (легкая атлетика, игры, гимнастика и др.), вторая – с приобретением необходимых для практической работы педагогических умений и навыков. Такие умения и навыки можно сформировав только в процессе непосредственной преподавательской деятельности, для чего учебными планами вузов и предусмотрена педагогическая практика студентов в общеобразовательной школе, так как общеобразовательная школа служит незаменимым универсальным полигоном для становления и совершенствования самых разнообразных педагогических умений, необходимых не только в собственно преподавательской деятельности, но и в тренерской работе на разных уровнях, а также в рекреационной, реабилитационной и других формах массовой физической культуры, где предстоит трудиться выпускникам вузов.

Поэтому педагогическая практика, кроме прочего, позволяет, во-первых, оценить деловые и личностные способности будущего специалиста в области физической культуры, во-вторых, определить степень его пригодности к педагогической деятельности, в-третьих, выявить слабые стороны профессионального и личностного характера, которые еще возможно устранить в процессе обучения.

Педагогической практике в общеобразовательной школе не характерна узкая специализация на материале какого-то конкретного вида физической культуры. Наоборот, она даёт возможность студентам выполнять многообразные общепедагогические и специфические функции учителя физической культуры: обучать технике выполнения двигательных действий по программным видам физической культуры; воспитывать практически все физические и личностные качества; формировать правильную осанку и гармоническое телосложение; содействовать укреплению здоровья учащихся, отнесенных к разным возрастным и медицинским группам; организовывать занятия с комплексными педагогическими установками, проводить физкультурно–массовые и спортивные мероприятия и так далее.

В ряду абсолютно необходимых функций бакалавра и специалиста по физической культуре и спорту особая роль отводится умению планировать процесс физического воспитания, а также осуществлять Всесторонний педагогический анализ и контроль. Поэтому на педагогикой практике студенты должны приобрести соответствующие умения, освоить технологии разработки всех видов планирования, осуществляемых самим учителем физической культуры, а также технологии

A. M. Максименко (2007) определил основные задачи педагогической практики студентов в общеобразовательной школе:

1 Ознакомление с организацией, содержанием и методикой по-строения школьной физической культуры.

2 Воспитание у студентов устойчивого интереса к преподавательской физкультурно–спортивной деятельности, а также потребности в систематическом самообразовании и творческом подходе в педагогической работе.

3 Закрепление и углубление в условиях реальной педагогической деятельности профессионально необходимых научных знаний и практических умений, сформированных в процессе обучения в вузе.

4 Формирование и совершенствование широкого комплекса профессиональных умений и навыков до уровня, позволяющего самостоятельно эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в сфере базового физического воспитания с учащимися разного возраста и пола.

Следует отметить, что в абсолютно чистом виде конкретные педагогические умения фактически не проявляются, ибо различные умения такого рода теснейшим образом взаимосвязаны между собой и реализуются они, как правило, в комплексе с целым рядом смежных или даже разнородных умений. Вместе с тем отметим, что традиционно сложившаяся форма обозначения профессиональных умений в качестве относительно самостоятельных в данном пособии нарушаться не будет.

Под профессионально-педагогическими умениями специалисты понимают способность преподавателя управлять деятельностью занимающихся, передавая им необходимые знания и соответствующий опыт с целью обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств, достигая при этом положительного педагогического результата.

Профессионально-педагогические навыки представляют собой доведенные до значительной степени совершенства педагогические умения, то есть приемы, способы и действия, с помощью которых педагог эффективно решает задачи физического воспитания.

Обозначим далее номенклатуру наиболее типичных профессиональных умений, необходимых выпускникам высшего физкультурного образования, которые они обязаны сформировать в процессе педагогической практики в школе. При этом в целях дидактической целесообразности вся представленная ниже совокупность профессиональных умений сведена в пять групп, типичных по признаку основных специфических функций деятельности преподавателя:

1 Проектировочные умения:

– свободно пользоваться государственными установочными документами планирования учебного процесса (учебными планами и программами, включая авторские, а также учебно-методической и научной литературой);

– разрабатывать конкретно-содержательные и наглядно-выразительные годовые планы–графики учебного процесса по физической культуре в школе;

– составлять положения и программы проведения физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований в рамках базовой физической культуры;

– разрабатывать рабочие планы для разных классов на учебную четверть, в которых бы отражались достаточно полная информация о задачах и содержании каждого урока, а также методическая последовательность освоения всех разделов, включенных в данную четверть;

– разрабатывать на основе рабочих планов подробные планы–конспекты уроков по физической культуре для разных возрастных групп учащихся, добиваясь полного соответствия корректно сформулированных конкретных задач и планируемого содержания занятий;

– осуществлять хронометрирование уроков физической культуры разной направленности (обучающие, тренирующие, смешанные), рассчитывать их общую и моторную плотность, а также анализировать и описывать полученные данные;

– строить физиологическую кривую нагрузки по ЧСС и осуществлять ее анализ в соответствии с физиологическими и педагогическими закономерностями построения физкультурных занятий;

– выполнять визуальный педагогический анализ урока физической культуры и логически стройно его описывать;

– осуществлять комплексный педагогический анализ урока физикой культуры на основе данных хронометрирования, физиологией кривой нагрузки по ЧСС, а также визуального анализа и делать обоснованные выводы;

– составлять планы-конспекты бесед с классами на физкультуру, спортивную тематику;

– составлять психолого-педагогические характеристики класса отдельного учащегося.

2 Организаторские умения, связанные с построением учебного процесса:

– своевременно готовить места занятий, оборудование, инвентарь учебные пособия, а также неукоснительно поддерживать санитарно-гигиенические условия ведения уроков физической культуры;

– применять на занятиях наиболее целесообразные методы организации учащихся в зависимости от конкретных задач и обстоятельств: фронтальный, групповой, круговой, поточный, индивидуальный, а также их педагогически оправданные сочетания;

– выдерживать общепринятую в отечественной системе физического воспитания структуру построения урока;

– распознавать возможные источники травматизма, осуществлять соответствующую профилактику, а также обеспечивать необходимую страховку и помощь учащимся при занятиях физическими упражнениями;

– правильно и четко подавать строевые команды, давать распоряжения и указания, связанные с оперативным управлением деятельностью занимающихся, добиваясь при этом их обязательного выполнения;

– выдерживать 100 % общую и оптимальную для решения конкретных задач урока моторную плотность;

– правильно находить свое место для руководства занимающимися, позволяющее постоянно держать в поле зрения и внимания всех учащихся класса;

– организовывать оптимальную двигательную деятельность всех учащихся класса при любом способе проведения занятия (фронтальном, групповом и др.), привлекая для этого необходимое количество помощников;

Наши рекомендации