Технология процессов управления в области образования
Методологические основы оценки эффективности менеджмента в образовании. Понятие эффективности. Факторы эффективности управления. Критерии эффективности менеджмента в сфере образования и воспитания. Основные показатели оценки эффективности управления организацией. Информация как предмет управленческой деятельности; ее классификация и оценка. Управленческое решение как результат управленческой деятельности. Основы выработки и принятия решений. Виды управленческих решений. Индивидуальные стили принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решения.
Сущность и виды управленческих решений
Понятие управленческих решений, их классификация. Процесс принятия управленческих решений, основные его стадии и этапы. Критерии успешного решения. Виды управленческих решений. Разработка и оценка альтернатив. Основные подходы при выборе альтернативы: учет прошлого опыта, проведение эксперимента, исследование и анализ. Процесс принятия и реализации управленческих решений
Понятие моделирования в процессе принятия решений. Модели принятия решения: физическая, аналоговая и математическая модели. Процесс построения модели.
Процессный подход в управлении образовательной организацией. Логика построения схемы процесса управления. Основные этапы процесса принятия и реализации управленческого решения. Построение логической схемы процесса управления образовательной системой и вида управленческой деятельности.
Методы принятия управленческих решений. Методы принятия решений: неформальные, коллективные, количественные. Методы прогнозирования. Количественные и качественные методы прогнозирования
Стратегия и тактика менеджмента в образовании
Система стратегического менеджмента в образовательной организации. SWOT-анализ и Рest- анализ: методы, инструменты проведение анализа в образовательных организациях. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Основные этапы оперативного управления. Стратегический анализ среды образовательной организации. Стратегическое целеполагание в инновационных условиях. Формирование стратегических альтернатив и выбор стратегии образовательной организации. Этапы процесса разработки и реализации стратегии развития образования. Особенности стратегического контроля в образовательной организации.
Менеджер в системе управления образованием. Персонал образовательных организаций.
4.1. Лидерство. Концепции лидерства. Типы отношений лидерства .
Лидерство и власть. Стиль руководства. Коллектив и его особенности. Группа как объект управления. Виды и характеристика групп. Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Динамика групп и лидерство.
Управление персоналом и проблема конструирования трудового коллектива. Кадровая политика. Рост квалификации.
Общие правила общения с людьми. Межличностные коммуникации: основные каналы и повышение их эффективности. Лидерство и основные теории лидерства. Конфликт: типы, причины, механизм. Управление конфликтами. Стресс и управление стрессами. Этика менеджмента. Управленческая культура: содержание и формы проявления. Этика служебных отношений. Разработка программ профессионального роста. Стиль и имидж менеджера.
Тематика семинарских (практических) занятий
Семинарское занятие №1.
Основные тенденции и перспективы развития управлением отечественного образования на современном этапе. Эволюция управленческой мысли. Становление менеджмента в образовании как научной дисциплины(1 час)
Вопросы для обсуждения
1. Менеджмент и образование.
2. Понятие менеджмента в образовании и его роли в общественном развитии. Определение менеджмента в образовании как науки.
3. Потребность в руководителях, способных к эффективному управлению. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента в сфере образования. Особенности российской модели управления.
4. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский. Развитие управленческой мысли в России.
Семинарское занятие № 2.