Технология процессов управления в области образования

Методологические основы оценки эффективности менеджмента в образовании. Понятие эффективности. Факторы эффективности управления. Критерии эффективности менеджмента в сфере образования и воспитания. Основные показатели оценки эффективности управления организацией. Информация как предмет управленческой деятельности; ее классификация и оценка. Управленческое решение как результат управленческой деятельности. Основы выработки и принятия решений. Виды управленческих решений. Индивидуальные стили принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решения.

Сущность и виды управленческих решений

Понятие управленческих решений, их классификация. Процесс принятия управленческих решений, основные его стадии и этапы. Критерии успешного решения. Виды управленческих решений. Разработка и оценка альтернатив. Основные подходы при выборе альтернативы: учет прошлого опыта, проведение эксперимента, исследование и анализ. Процесс принятия и реализации управленческих решений

Понятие моделирования в процессе принятия решений. Модели принятия решения: физическая, аналоговая и математическая модели. Процесс построения модели.

Процессный подход в управлении образовательной организацией. Логика построения схемы процесса управления. Основные этапы процесса принятия и реализации управленческого решения. Построение логической схемы процесса управления образовательной системой и вида управленческой деятельности.

Методы принятия управленческих решений. Методы принятия решений: неформальные, коллективные, количественные. Методы прогнозирования. Количественные и качественные методы прогнозирования

Стратегия и тактика менеджмента в образовании

Система стратегического менеджмента в образовательной организации. SWOT-анализ и Рest- анализ: методы, инструменты проведение анализа в образовательных организациях. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Основные этапы оперативного управления. Стратегический анализ среды образовательной организации. Стратегическое целеполагание в инновационных условиях. Формирование стратегических альтернатив и выбор стратегии образовательной организации. Этапы процесса разработки и реализации стратегии развития образования. Особенности стратегического контроля в образовательной организации.

Менеджер в системе управления образованием. Персонал образовательных организаций.

4.1. Лидерство. Концепции лидерства. Типы отношений лидерства .

Лидерство и власть. Стиль руководства. Коллектив и его особенности. Группа как объект управления. Виды и характеристика групп. Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Динамика групп и лидерство.

Управление персоналом и проблема конструирования трудового коллектива. Кадровая политика. Рост квалификации.

Общие правила общения с людьми. Межличностные коммуникации: основные каналы и повышение их эффективности. Лидерство и основные теории лидерства. Конфликт: типы, причины, механизм. Управление конфликтами. Стресс и управление стрессами. Этика менеджмента. Управленческая культура: содержание и формы проявления. Этика служебных отношений. Разработка программ профессионального роста. Стиль и имидж менеджера.

Тематика семинарских (практических) занятий

Семинарское занятие №1.

Основные тенденции и перспективы развития управлением отечественного образования на современном этапе. Эволюция управленческой мысли. Становление менеджмента в образовании как научной дисциплины(1 час)

Вопросы для обсуждения

1. Менеджмент и образование.

2. Понятие менеджмента в образовании и его роли в общественном развитии. Определение менеджмента в образовании как науки.

3. Потребность в руководителях, способных к эффективному управлению. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента в сфере образования. Особенности российской модели управления.

4. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский. Развитие управленческой мысли в России.

Семинарское занятие № 2.

Наши рекомендации