Аннотации рабочих программ дисциплины

«Психологическая служба в образовании»

1.Цели и задачи освоения дисциплины:формирование профессиональной компетентности студентов в сфере организации деятельности психологической службы в образовании, ее эффективного функционирования в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психологическая служба в образовании» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (М.2).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-способен проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПКПП-1);

-способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);

- способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);

- способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);

- способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка(ПКПП-6);

- способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков(ПКПП-7);

- способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);

- способен определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе школьного и дополнительного образования(ПКПП-10);

- способен разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5);

- способен совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПКОД-8);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- принципы, правила и специфику процедур психодиагностики с учётом возрастных особенностей;

- принципы построения и проектирования профилактических и коррекционно-развивающих программ;

- возрастные и индивидуальные нормы развития ребенка, особенности и методы индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми;

- способы профессионального взаимодействия с ориентацией на раз­витие способностей детей;

- способы организации внутриведомственного и межведомственного взаимодействия с ориентацией на развитие детей;

- особенности составления рекомендаций педагогам, родителям по вопросам развития и обучения детей;

- особенности современных методов диагностики образовательной среды;

- способы оптимизации взаимодействия педагогов с ребенком с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития в образовательном процессе;

- нормативно правовые документы и актуальные задачи в области дополнительного образования;

- направления дополнительного образования, особенности его про­ектирования и организации в условиях общеобразовательных школ;

- структуру и методы разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ;

- теоретические основы и историю становления психологической помощи в России и за рубежом;

логику развития индивидуально ориентированных подходов к оказанию психологической помощи детям, испытывающим трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

уметь:

- осуществлять диагностику с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;

- составлять профилактические и коррекционно-развивающие программы;

- проектировать целостную систему индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми;

- взаимодействовать с участниками образовательного процесса в об­ласти проведения развивающей работы с детьми;

- составлять методические рекомендации по оптимизации взаимодей­ствия со смежными специалистами по вопросам развития способно­стей детей;

- разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка;

- применять методы диагностики образовательной среды;

- проводить психолого-педагогические мероприятия в рамках просвещения и методической работы с учетом профессиональных задач оптимизации педагогического процесса;

- создавать благоприятную эмоционально-комфортную среду, обес­печивающую успешность разностороннего развития личности;

- выстраи­вать систему дополни­тельного образования в том или ином конкрет­ном учреждении как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого ребёнка;

- разрабатывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде;

- определять своеобразие психического и личностного развития ребенка, определять его интересы и склонности;

- оказывать психологическую помощь детям, испытывающим трудности в обучении и установлении контактов с взрослыми и сверстниками.

владеть:

- методами психолого-педагогической диагностики развития и поведения детей, актуальными для использования в ОУ;

- методами психолого-педагогической коррекции и профилактической работы;

- технологией перспективного планирования индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми;

- методами организации конструктивного взаимодействия со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей;

- приемами и технологиями составления рекомендации для педагогов, родителей по вопросам развития и обучения детей;

- методами и приемами диагностики образовательной среды;

- способами психолого-педагогического содействия эффективности педагогического процесса;

- методами анализа потребностей и перспективсистемы дополнительного образования в деятельности по профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков;

- способами создания благоприятной среды для личностного разви­тия детей в системе дополнительного образования;

- способами реализации индивидуально-ориентированных программ, направленных на устранение трудностей обучения и адаптацию к образовательной среде;

- технологиями разработки индивидуально ориентированной помощи детям, испытывающим трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

- способами организации и техниками консультативной работы, приемами установления контактов и развития эффективных форм общения.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

5. Основные разделы дисциплины:

1.Психологическая служба в системе образования.

2.Организация деятельности практического психолога в системе образования.

3. Направления профессиональной деятельности психолога образования.

4. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа.

6. Автор – кандидат педагогических наук, доцент ОИК ПСОБ Азарова Л.Н.

Наши рекомендации