Аннотации рабочих программ дисциплины
«Психологическая служба в образовании»
1.Цели и задачи освоения дисциплины:формирование профессиональной компетентности студентов в сфере организации деятельности психологической службы в образовании, ее эффективного функционирования в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Психологическая служба в образовании» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (М.2).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-способен проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПКПП-1);
-способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);
- способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);
- способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);
- способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка(ПКПП-6);
- способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков(ПКПП-7);
- способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);
- способен определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе школьного и дополнительного образования(ПКПП-10);
- способен разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5);
- способен совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПКОД-8);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- принципы, правила и специфику процедур психодиагностики с учётом возрастных особенностей;
- принципы построения и проектирования профилактических и коррекционно-развивающих программ;
- возрастные и индивидуальные нормы развития ребенка, особенности и методы индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми;
- способы профессионального взаимодействия с ориентацией на развитие способностей детей;
- способы организации внутриведомственного и межведомственного взаимодействия с ориентацией на развитие детей;
- особенности составления рекомендаций педагогам, родителям по вопросам развития и обучения детей;
- особенности современных методов диагностики образовательной среды;
- способы оптимизации взаимодействия педагогов с ребенком с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития в образовательном процессе;
- нормативно правовые документы и актуальные задачи в области дополнительного образования;
- направления дополнительного образования, особенности его проектирования и организации в условиях общеобразовательных школ;
- структуру и методы разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ;
- теоретические основы и историю становления психологической помощи в России и за рубежом;
логику развития индивидуально ориентированных подходов к оказанию психологической помощи детям, испытывающим трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
уметь:
- осуществлять диагностику с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;
- составлять профилактические и коррекционно-развивающие программы;
- проектировать целостную систему индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми;
- взаимодействовать с участниками образовательного процесса в области проведения развивающей работы с детьми;
- составлять методические рекомендации по оптимизации взаимодействия со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей;
- разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка;
- применять методы диагностики образовательной среды;
- проводить психолого-педагогические мероприятия в рамках просвещения и методической работы с учетом профессиональных задач оптимизации педагогического процесса;
- создавать благоприятную эмоционально-комфортную среду, обеспечивающую успешность разностороннего развития личности;
- выстраивать систему дополнительного образования в том или ином конкретном учреждении как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого ребёнка;
- разрабатывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде;
- определять своеобразие психического и личностного развития ребенка, определять его интересы и склонности;
- оказывать психологическую помощь детям, испытывающим трудности в обучении и установлении контактов с взрослыми и сверстниками.
владеть:
- методами психолого-педагогической диагностики развития и поведения детей, актуальными для использования в ОУ;
- методами психолого-педагогической коррекции и профилактической работы;
- технологией перспективного планирования индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми;
- методами организации конструктивного взаимодействия со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей;
- приемами и технологиями составления рекомендации для педагогов, родителей по вопросам развития и обучения детей;
- методами и приемами диагностики образовательной среды;
- способами психолого-педагогического содействия эффективности педагогического процесса;
- методами анализа потребностей и перспективсистемы дополнительного образования в деятельности по профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков;
- способами создания благоприятной среды для личностного развития детей в системе дополнительного образования;
- способами реализации индивидуально-ориентированных программ, направленных на устранение трудностей обучения и адаптацию к образовательной среде;
- технологиями разработки индивидуально ориентированной помощи детям, испытывающим трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- способами организации и техниками консультативной работы, приемами установления контактов и развития эффективных форм общения.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
5. Основные разделы дисциплины:
1.Психологическая служба в системе образования.
2.Организация деятельности практического психолога в системе образования.
3. Направления профессиональной деятельности психолога образования.
4. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа.
6. Автор – кандидат педагогических наук, доцент ОИК ПСОБ Азарова Л.Н.