Общие понятия о массивах информации
При поиске новых научно-технических решений, а также в изобретательской практике исследователю целесообразно пользоваться так называемыми массивами информации. При программном решении задач такие массивы должны представлять собой базу данных, хранящуюся в памяти ЭВМ [1]. В технике такими массивами могут быть, например, следующие: массив типовых приемов разрешения физических и технических противоречий; массив стандартных решений; массив принципов идеальности; массив правил построения энергопотоков в технических системах или объектах; массив физических эффектов или явлений и т. п. Последний массив выглядит следующим образом. В боковике таблицы помещено название физического эффекта или явления, в следующей колонке (столбце) кратко сформулирована сущность данного эффекта или явления, в последнем столбце таблицы указываются типовые выполняемые функции, которые могут быть получены в результате использования того
или иного эффекта либо явления. В качестве типовых выполняемых функций могут быть использованы стандартные групповые или индивидуальные приемы преодоления физических либо технических противоречий [2].
В педагогических и дидактических задачах массив информации, как правило, предназначен для рационального (целенаправленного) выбора приемов (методов) активизации познавательной деятельности и творчества обучаемых [3]. В качестве таких приемов могут использоваться, например, основные дидактические принципы: доступность изложения материала, непрерывность процесса Обучения, преемственность обучения (влияние прошлого на настоящее и будущее); систематичность, наглядность средств обучения; рациональное сочетание индивидуальных и коллективных форм учебного процесса; социально-психологическая и профессиональная адаптация обучаемых; принцип научности и др.
Массивы педагогической информациидля различных педагогических целей и видов учебных занятий имеют несколько другую форму в отличие от упомянутых массивов, применяющихся в научно-технических исследованиях или изобретательской практике [4]. Их также можно составлять в виде таблиц, в которых в боковике указывается соответствующий прием или метод, определяющий педагогическую цель той или иной задачи (проблемы). В столбце таблицы кратко описывается та ситуация в процессе обучения, при которой прием или метод наиболее целесообразен. В следующем (последнем) столбце таблицы дается оценка педагогического мастерства преподавателя, применившего данный прием или метод. Такую оценку можно давать в четырехбалльной либо в какой-либо другой системе, например пятидесятибалльной. Практика показала, что наиболее целесообразно проводить оценку педагогического мастерства в нечетких категориях: очень высокая, высокая, средняя, ниже сред-ней, низкая. Естественно, наибольший интерес представляют для педагога такие приемы, применение которых заслуживает самых высоких степеней оценок [4].
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 3 МАССИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Продолжение таблицы 3.1