Етоды анатомо-физиологических исследований.
Слово «метод» происходит от греческого methodos и в буквальном переводе означает «путь к чему-либо». В современном понимании метод – это средство познания, конкретный прием исследования. Его значение очень велико. Чем совершеннее метод исследования, тем глубже и полнее познаётся изучаемое явление.
Современная анатомия располагает самыми разнообразными методами исследования, использует современную оптику, рентген (анатомия живого человека), пластические материалы для заключения препаратов и наполнения сосудов и полых органов. Новейшие достижения химии и физики позволяют применять новые вещества и методы консервации трупов и препаратов. Всё больше стираются грани между макроскопической и микроскопической анатомией, прибегающей к использованию малых увеличений оптических приборов и являющейся частью гистологии.
Гистология – наука о развитии, строении и жизнедеятельности тканей живых организмов. Современная гистология вооружена сложной оптической аппаратурой, пользуется световой, люминесцентной и электронной микроскопией, очень чувствительными гистохимическими реакциями и другими методами, позволяющими изучать субмикроскопические структуры клетки с физиологических позиций.
Каждая структура развивается в процессе онтогенеза – индивидуального развития организма, начинающегося от момента оплодотворения яйцеклетки и кончающегося его смертью, поэтому анатомия и гистология тесно связаны с наукой, изучающей развитие организма до его рождения, - эмбриологией.
Физиология – наука экспериментальная. Использование в физиологии физических, химических и технических методов позволило оснастить физиологические лаборатории тончайшими приборами, дающими возможность получать информацию о сложнейших процессах, происходящих в организме.
Методы физиологических экспериментов очень разнообразны. Среди них можно назвать методы раздражения, удаления, регистрации биотоков, пересадки органов (трансплантация), денервации (перерезка нервных волокон), фистул, изолированных органов и т.д.
Крупнейшим достижением физиологии является применение радиометрии, т.е. передача на расстоянии физиологической информации с помощью радиосвязи. Этот способ, в частности, используется для изучения различных функций человека во время космических полетов. Разработаны новейшие методы одновременной регистрации многообразных процессов, протекающих в организме. В последние годы физиологи для анализа и обработки данных используют сложную электронную технику. Ученые, занимающиеся проблемами возрастной физиологии, пользуются тремя основными методами научного исследования: наблюдением, естественным и лабораторным экспериментом.
Метод наблюдения является основным в познании окружающей действительности и широко используется в любом научном исследовании. Однако, взятый изолированно от методов лабораторного и естественного эксперимента, он не позволяет вскрывать сущность физиологических явлений и процессов в развивающемся организме ребенка. «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, - писал величайший физиолог И.П. Павлов, - опыт же берет у природы то, что он хочет». Преимущество эксперимента перед пассивным наблюдением заключается в том, что исследователь для изучения физиологического явления или процесса подбирает или искусственно создает специальные условия, в которых наиболее полно выявляются количественные и качественные характеристики этих явлений и процессов. Образно говоря, эксперимент, или опыт, - это всегда конкретный вопрос к природе, на который ученый получает конкретный ответ.
Естественный эксперимент является промежуточной формой между наблюдением и лабораторным экспериментом. Ученый проводит его в обычных (естественных) условиях жизнедеятельности организма, лишь подбирая их соответственно целям и задачам своего исследования. Так, для того, чтобы установить изменение зрения у детей в процессе учебной деятельности, исследователь определяет у них функциональные особенности зрения до начала занятий и в конце учебного дня, т.е. в естественных условиях их учебной деятельности.
Метод лабораторного эксперимента отличается от естественного эксперимента тем, что исследователь осуществляет изучение какой-либо функции организма в специально организованных условиях. Меняя эти условия, ученый может целенаправленно вызывать то или иное физиологическое явление или процесс и определять их количественные и качественные характеристики.
В последние годы в возрастной физиологии широкое развитие получил метод функциональных нагрузок или проб, являющийся разновидностью лабораторного эксперимента. Изучение функций в этом случае осуществляют с применением дозированных функциональных нагрузок путем изменения интенсивности или продолжительности того или иного воздействия (раздражителя). При этом в качестве физиологических показателей в зависимости от задач и целей исследования могут изучаться любые функции детского организма. В физиологическом эксперименте используют самые различные функциональные пробы: пробы с задержкой дыхания, температурные воздействия и т.д. Наиболее распространенными являются дозированные физические и умственные нагрузки. Например, исследователь определяет частоту сердечных сокращений у испытуемого подростка, затем дает ему задание пробежать 100 метров и вновь определяет частоту сердечных сокращений с оценкой приспособительных (адаптивных) возможностей сердечно-сосудистой системы подростка к данной физической нагрузке. В качестве дозированных умственных нагрузок используют решение в течение определенного времени арифметических задач или примеров. В этом случае, у испытуемого также определяют физиологические показатели до и после нагрузки. В результате можно определить у школьников уровень умственной работоспособности и устойчивость к умственному утомлению.
Все методы и приемы возрастной физиологии используются в тесной связи с так называемыми методами «поперечных» и «продольных» исследований.
Метод «поперечных срезов» необходим ученым в создании «возрастных норм» для тех или иных функций детей и подростков, что связано с обследованием больших групп испытуемых детей различного возраста и пола и установлением для каждой группы наиболее типичных, т.е. средних, уровней функционального развития (например, определение частоты сердечных сокращений у мальчиков и девочек различных возрастных групп).
Метод «поперечных срезов» позволяет осуществить сравнение индивидуальных особенностей развития функций детей и подростков со средними данными для данной возрастной группы. Однако при таком подходе создаются трудности для диагностики и прогноза индивидуального развития функций.
Недостатки метода «поперечных срезов» позволяет преодолеть метод «продольных исследований». Основы этого метода в возрастной физиологии были заложены известным отечественным физиологом и клиницистом В.М. Бехтеревым. Сущность метода заключается в проведении исследований на одних и тех же испытуемых в процессе их индивидуального развития. Так, используя этот метод, можно проследить развитие функций зрения у одного и того же испытуемого от рождения до зрелости.