Организация обучения и присваиваемые квалификации. Полное среднее образование в Литве включает в себя следующие основные ступени:
Полное среднее образование в Литве включает в себя следующие основные ступени:
- начальное образование длительностью 4 года;
- базовое среднее образование длительностью 5 лет;
- завершающий цикл среднего образования длительностью 2 года (11-12 год обучения).
После окончания начальной школы ученики автоматически, без промежуточных экзаменов переводятся на следующую ступень - в базовую школу. По достижении 14 лет учащиеся могут самостоятельно выбирать дальнейший путь получения образования.
Выпускные экзамены проводятся во всех образовательных учреждениях по окончании 10 класса, который с 1999/2000 учебного года стал последним годом обязательного образования. Выпускники, успешно сдавшие экзамены, получают Свидетельство о среднем общем образовании (Pagrindines mokyklos baigimo pazymelimas - PMP).
Начиная с 2000 /2001 учебного года, во всех средних школах на завершающей ступени обучения (11-12 классы) предлагается обучение по 4 дисциплинарно ориентированным направлениям: гуманитарному, математике и естественным наукам, искусству и технологическому направлению. При этом 50% учебных планов составляют обязательные дисциплины, 25% обязательные по выбору и 25% свободно выбранные дисциплины.
Наряду с обычными общеобразовательными школами были учреждены гимназии, предоставляющие образование, соответствующее по уровню 9-12 классам средней школы. Выпускники средних школ и гимназий получают Свидетельство о полном среднем образовании (Brandos Atestatos / Maturity Certificate), который открывает доступ к высшему образованию.
В начальном и среднем профессиональном образовании были определены четыре типа профессиональной подготовки: - начальная подготовка, после 14 лет, с получением базовой профессии после 2-3 лет учёбы и, кроме того, с возможностью получения общего среднего образования;
- среднее профессиональное образование на базе общего среднего, реализуемое в профессиональных школах, со сроком подготовки - 3 года, где выпускники получают только профессиональную квалификацию;
- среднее профессиональное образование, но с получением полного среднего образования, срок обучения - 4 года.
Доступ в высшие учебные заведения открыт для всех обладателей свидетельств о получении среднего полного образования (Brandos Atestatus).
До 1999 года отбор студентов осуществлялся через вступительные экзамены, организуемые вузами, результаты которых, наряду с учётом среднего балла за полное среднее образование, являлись основанием для приёма студентов. В 1999 году впервые были проведены национальные выпускные экзамены по программам полного среднего образования углублённого уровня с использованием 100 бальной системы оценок. Начиная с 2002 года, национальные выпускные экзамены проводятся по литовскому языку, математике, истории, биологии, химии, физике и иностранным языкам.
Приём на бюджетные места в вузы университетского уровня происходит на конкурсной основе по результатам не более, чем двух вступительных экзаменов. Условия приёма регулируются самими вузами.
В Литве существует два типа высших учебных заведений: университеты и коллегии. Соответственно формируются два типа высшего образования: университетский и неуниверситетский.
Университет определяется, как высшее учебное заведение, в котором преобладают университетские программы обучения, проводятся научные исследования, осуществляются учебные программы на уровне магистратуры и докторантуры и (или) повышается профессиональный или творческий уровень учащихся. Вуз, выполняющий эти функции, может иметь статус университета, даже при отсутствии в названии слова «университет». Статус университетов имеют также академии.
Коллегия - это вуз, в котором преобладают неуниверситетские программы, проводятся прикладные научные исследования и (или) прикладная научная деятельность или профессиональное искусство. В названии коллегии не может быть слов Университет или Академия. В коллегии готовятся специалисты-практики. В программы коллегии могут быть включены согласованные с университетом учебные курсы или группы курсов, соответствующие основным университетским программам. Коллегиям может быть дано право организовывать отделения основных университетских программ. В этом случае не меньше чем, половину объёма занятий должны преподавать учёные со степенями. Лица, получившие в коллегии неуниверситетское высшее образование, имеют право учиться в университетах.
Имеется 3 ступени обучения в университетах и академиях. Базовый уровень (первая ступень), по завершении которой выпускнику присваивается квалификационная степень бакалавра (Bakalauro Diplomas) или профессиональная квалификация, эквивалентная этой степени, в зависимости от учебного плана; продолжительность обучения составляет 4 года обучения (160 зачётных единиц).
Магистратура, (резидентура для медиков) и специальные профессиональные программы (вторая ступень); по окончании присваивается квалификационная степень магистра (Magistro Diplomas) или более высокая профессиональная квалификация специалиста; продолжительность обучения для магистров 1-2 года (40-80 учебных зачётных единиц) и 5-6 лет (200-240 единиц). При сохранившимся непрерывном обучении для получения квалификации специалиста в области медицины (6 лет обучения), в стоматологии, фармакологии и ветеринарной медицине (5 лет обучения).
Докторантура и художественная аспирантура (третья ступень), завершающаяся защитой диссертации и присвоением учёной степени доктора (Daktaro Diplomas). Эта ступень предназначена для подготовки исследователей и преподавателей вузов. По окончании магистратуры, продолжительность докторантуры - не дольше 3-х лет. Продолжительность художественной аспирантуры не более 2-х лет.
Система оценок
В вузах используется 10-ти балльная система оценок.
10 - отлично; 9 - очень хорошо; 8 - хорошо; 7 - достаточно; 6 - удовлетворительно; 5 - слабо; 4-1 - плохо.
Проходная оценка - 5
Низшая оценка - 1
Эстония
- Общая схема уровней образования и получения квалификаций
2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.
Количество студентов на 10 тыс. населения | |
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97) | 58 тыс. |
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО) | 3% |
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) | 7,6 тыс. |