Специфика спортивно-оздоровительных услуг в контексте физкультурно-спортивного сервиса и сервисной деятельности
Характеристики физкультурно-спортивного сервиса
Существует вполне обоснованная позиция, согласно которой «подавляющее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли «физическая культура и спорт», относится к социально-культурным услугам» [7, с.432]. Это означает, что физическая культура и спорт – неотъемлемая и весьма специфичная часть сервисной сферы. Однако среди работ, обобщающих накопленный в этой области материал, преобладает технико-инструментальный или экономический подход. При всей важности получаемых результатов сервисное своеобразие явления в этом случае в значительной степени остается в тени.
Сегодня на фоне усложнения и разрастания сервисной среды физкультурно-спортивные услуги – это культурный феномен, синтезирующий сущностные черты сервиса, физической культуры и спорта [4, с.28].
Ранее уже были очерчены границы понятия «социально-культурный сервис» и выделены его составляющие, среди которых значился физкультурно-спортивный сервис [6, с. 159]. Повторим его определительные характеристики: физкультурно-спортивный сервис – предоставление услуг, способствующих достижению высоких спортивных результатов, приведению габитуса (внешний облик, телосложение, осанка) потребителя в соответствие с требованиями социокультурной и социоприродной среды, предоставление культурно-валеологических услуг (услуги учреждений физической культуры и спорта, предприятий, организаций, фирм физкультурно-спортивного профиля всех форм собственности и организационно-правовых форм). Говоря проще, можно определить физкультурно-спортивный сервис в широком смысле как систему создания, предоставления и потребления услуг физической культуры и спорта.
В сегодняшней действительности получили распространение относительно новые виды физкультурно-спортивных услуг, которые чаще называют спортивно-оздоровительными: аэробика, шейпинг, фитнес и некоторые другие. В этой связи представляется целесообразным подвергнуть анализу специфику спортивно-оздоровительных услуг в контексте физкультурно-спортивного сервиса и сервисной деятельности.
Прежде всего, ответим на вопрос, как соотносятся между собой понятия «физкультурно-спортивные услуги» и «спортивно-оздоровительные услуги»? Оставляя в стороне понятие «услуга» [2, с. 174], обратимся к специфике спортивно-оздоровительных услуг. Чтобы выявить их специфику, нужно учесть, что эти услуги:
- удовлетворяют специфические потребности;
- связаны с оздоровлением и физическим развитием человека;
- относятся к услугам физической культуры и спорта.
Проведенный ранее обзор и классификация спектра услуг физической культуры и спорта позволяет утверждать, что спортивно-оздоровительные услуги – лишь часть услуг физической культуры и спорта [3, с. 167].
Специфика спортивно-оздоровительных услуг в контексте физкультурно-спортивного сервиса и сервисной деятельности
Спортивно-оздоровительные услуги – это, как правило, услуги платные, коммерческие, групповые или индивидуальные.
Это – собственно физкультурно-спортивные услуги, т.е. связанные с обеспечением занятий физическими упражнениями и видами спорта в целях оздоровления, физического развития и поддержания здоровья в разнообразных организационных формах.
Это – активные занятия физическими упражнениями и видами спорта по определенной программе на базе научно обоснованных методик, регламентированного времени занятий, под руководством специалистов. Спортивно-оздоровительные услуги могут включать в себя консультирование, а также дополнительные и сопутствующие услуги.
Определив своеобразие, специфику понятия «спортивно-оздоровительные услуги», можем определить спортивно-оздоровительный сервис как экономически обоснованное создание, предоставление и потребление услуг, удовлетворяющих совокупность специальных потребностей человека и связанных с программированием занятий специалистом (тренером, инструктором) в целях оздоровления и физического развития [15].
Иначе говоря, это – часть отрасли «физическая культура и спорт», которая производит свободно реализуемые на рынке спортивно-оздоровительные услуги, или тот сектор экономики, где в качестве товара выступают спортивно-оздоровительные услуги.
Оставляя в стороне другие особенности спортивно-оздоровительных услуг, обратимся к специфике этого вида услуг в контексте сервисной деятельности.
Понятие «сервисная деятельность» может быть рассмотрено в разных контекстах: социальном, культурном, экономическом, технологическом [5, с.118]. Применительно к нашей теме сервисная деятельность может быть определена как активность людей, взаимодействующих в процессе производства, продвижения, реализации, предоставления и потребления спортивно-оздоровительных услуг, удовлетворяющих потребности человека, социальной группы или общества в целом.
В сервисной ситуации одна из сторон – потребители. Они ищут удовлетворения своих потребностей и оплачивают услуги. Они предъявляют специфические требования, привнося в процесс свои запросы и ценностные ориентации. Потребитель – конечный пользователь услуги. Другая сторона взаимодействия – профессионально подготовленные производители, исполнители услуги, выполняющая на основе определенных (часто уникальных) технологий информационные, организационные и материальные операции.
Сервисный продукт в спортивно-оздоровительном сервисе носит сложный характер: это результат взаимодействия и сочетания действий разных субъектов деятельности, их труда, функционирования оборудования, материальных ресурсов, общей атмосферы. Основной процесс обслуживания тоже специфичен: услуга, как правило, оплачена заранее, поэтому здесь особенно важно качество.
Здесь качество определяется не столько соответствием стандартам или установленным требованиям, сколько согласованностью с запросами потребителей. Это не исключает, разумеется, необходимости соблюдения нормативно-правовых требований, но при их соблюдении потребитель воспринимает их как должное, вроде бы и не замечает их. Понимание качества в этом случае имеет, прежде всего, субъективную составляющую как наилучшая возможность удовлетворения потребности. Экономическая компонента присутствует в скрытом виде, если потребитель удовлетворен соответствием цены и качества. Большое значение приобретают в этом случае условия обслуживания.
К числу факторов, влияющих на восприятие и оценку потребителями качества спортивно-оздоровительных услуг, относятся:
- современное оборудование, техническое оснащение исполняемой услуги;
- профессионально-квалификационные характеристики и этичность
персонала;
- физико-технические и эстетические характеристики среды: свет, звук, свежий воздух, дизайн, комфортность;
- санитария и гигиена в основных и вспомогательных помещениях [1,с.216].
Показателем качества является и безопасность услуги. Спортивно- оздоровительные услуги могут создавать угрозу жизни и здоровью, поскольку напрямую связаны с воздействием на сознание и телесность человека. Любая возможность нанесения ущерба здоровью или самочувствию посетителей должна быть исключена. Здесь можно также выделить эксплуатационно-техническую, экологическую, информационную безопасность.
Особым образом организована здесь контактная зона: она может иметь разные масштабы и специальное оборудование, которым пользуется потребитель. Исполнитель услуги (тренер, инструктор) работает в непосредственной близости от посетителя, не допуская болезненных или неприятных ощущений. Поведенческие стереотипы персонала и соблюдение процедур имеют особое значение. Могут быть и варианты, когда контакты сведены к минимуму. Создаются возможности и условия для самостоятельности посетителя, что не исключает дистанционного контроля и готовности прийти на помощь в случае необходимости. Разумно организованная сервисная среда гармонизирует отношения потребителя и сервисного работника, предоставляющего соответствующую услугу.
Характеризуя контактную зону в этом случае, стоит обратить особое внимание на Reception (приёмная, регистратура, стойка дежурного администратора) фитнес-клуба. Первое позитивное впечатление посетителя – лучшая реклама. Оформляя и проектируя приемную, принимаем во внимание, что здесь должен быть наглядно представлен ассортимент услуг, творческий персонал, топ-менеджмент клуба.
Одной из характерных особенностей сервисной деятельности является форма обслуживания – способ предоставления услуг, состоящий из набора конкретных сервисных ситуаций и благ для потребителя. В сфере спортивно оздоровительных услуг традиционные формы обслуживания тоже приобретают своеобразный облик.
В сфере спортивно-оздоровительного сервиса сформировались свои формы обслуживания: персональный тренинг, индивидуальные и групповые занятия. Те, кто хотя бы раз попробовал персональные тренировки, при наличии финансовой возможности, как правило, продолжают занятия с тренером. Практика показала, что именно такие занятия являются наиболее эффективными. Персональный тренинг обеспечивает индивидуальный подход к конкретному человеку: учитываются личные особенности: строение тела, возраст, пол, хронические заболевания, если таковые имеются. В то же время в тренажерных залах посетители могут, свободно обходя помещение, опробовать и самостоятельно позаниматься на разных тренажерах. В залах для групповых занятий иной порядок предоставления услуги.
В спортивно-оздоровительном сервисе активно используется и вариант абонементного обслуживания. Заранее заключив договор и оплатив услуги за определенный промежуток времени, можно получить возможность занятий в любое удобное время, а в сетевых вариантах – и в любом удобном месте.
Спортивно-оздоровительные центры в гостиницах можно рассматривать как предоставление услуг по месту проживания. Гостям отелей часто предлагают самостоятельные занятия на тренажерах. Здесь услуги могут быть включены в стоимость размещения или предоставляться за невысокую дополнительную плату.
Степень включения в сервисную деятельность самого потребителя различна в разных вариантах сервиса. В случае спортивно-оздоровительного сервиса можно говорить об интерактивном предоставлении услуг, причем по мере занятий эта интерактивность только усиливается. Характер труда по оказанию спортивно-оздоровительных услуг насыщен внерыночными, внеэкономическими элементами. Это, прежде всего, труд самого потребителя, его работа над собой, его адаптация к физическим нагрузкам. Здесь даже групповое обслуживание сочетается с индивидуальным подходом. Это партнерский характер активности.
В этой сфере по-особому действует известная социальная норма, которую называют «нормой взаимности». Когда получатель услуги чувствует, что исполнитель с готовностью оказывает помощь посетителю, действует по внутреннему побуждению, из желания помочь, исходя из своего понимания идеальности услуги для потребителя, а не просто отрабатывая время или ради заработка, у посетителя спортивно-оздоровительного клуба возникает дополнительное моральное обязательство, побуждающее, поддерживающее движение к цели. Тем самым, в известной степени, снимается противоречие бескорыстия и выгоды.
Этическая фундированность услуги и экономическая выгодность оказываются соединенными в единой модели сервисной деятельности, которая одновременно является и социально-культурной, творческой, формирующей разумного, культурного человека.
Представления о времени оказания услуги тоже своеобразно преломляются в сфере спортивно-оздоровительного сервиса, поскольку контакты носят не разовый, а циклический характер, происходят с определенной регулярностью, периодически. И здесь – еще одна особенность сервисной деятельности применительно к нашей теме.
В сфере спортивно-оздоровительного сервиса интерес концентрируется вокруг определенных качеств, в которых заинтересован заказчик в качестве цели дальней перспективы. Эти качества вырабатываются далеко не сразу. В спортивно-оздоровительной услуге ценен длительный эффект – вплоть до приобщения к здоровому образу жизни. В этой связи возникает необходимость активизировать педагогическую составляющую сервисной деятельности в этой сфере, необходимость в научно обоснованной и практически реализуемой концепции, позиционирующей спортивно-оздоровительный сервис не как услугу, удовлетворяющую всякую потребность «на основе платёжеспособного спроса», а услугу, которая может и должна формировать разумную потребность в здоровом образе жизни [3, с.167].