Тренинги на командообразование

1. Объяснение правил работы группы

  • Доверительный стиль общения. В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия ведущий может предложить принять единую форму общения на «ты», психологически уравновешивающую всех членов группы и ведущего.
  • Общение по принципу «Здесь и сейчас». Для многих участников тренинга характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждений событий, случившихся с другими людьми и т.п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное объёмное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя в разнообразных проявлениях, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому говорим о том, что волнует участников тренинга именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с ними в группе.
  • Персонификация высказываний. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать свою собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считает, что…», «Некоторые думают…» на суждения: «Я считаю, что…», «Я думаю…» и т.п.
  • Искренность в общении. Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе. Всё, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.
  • Определение сильных сторон личности. Во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник обязательно должен подчеркнуть положительные качества выступавшего.
  • Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.

Для участников тренинга эти правила группового общения излагаются более подробно. Обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

2. Тренинги

«Как и у меня…»

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и подпишите сначала на нём заголовок: «Человек, у которого такие же, как и у меня…», а затем в столбик следующее:

1. Рост.

2. Цвет глаз.

3. Цвет волос.

4. Знак зодиака.

5. Любимое блюдо.

6. Любимый напиток.

7. Любимое животное.

8. Черта характера – предмет гордости.

9. Черта характера – предмет стеснения.

10. Способ реагирования на опасность.

11. Способ знакомства с противоположным полом.

Теперь ваша задача в течение пяти минут, гуляя по всему пространству, найти людей, у которых есть то, что мы только что перечислили, и попросить их поставить вам напротив одинаковой с ними позиции свою роспись. Росписи необходимо получить по всем позициям. По одной и той же позиции можно получить несколько росписей.

«Тройки»

Инструкция: «Разбейтесь на группы по три человека так, чтобы второй и третий из группы были наименее знакомыми тебе людьми. У каждого из вас будет примерно по тридцать секунд (примерно, потому что я в любой момент могу остановить время), чтобы рассказать о себе своим партнёрам. Когда я скомандую: «Переход!», ваша задача найти двух человек, с которыми вы ещё не общались. В этой новой тройке повторяется тот же процесс. Только вместо рассказа о себе ты рассказываешь о тех двоих, с кем был в предыдущей тройке. Рассказать должен успеть каждый из группы. В своей третьей тройке (с кем ещё не общался) тебе придётся рассказывать уже не только о своих партнёрах из первой тройки, но и о тех, о ком ты узнал во второй и т.д.»

«Привет»

Это игра физически сближает участников группы и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. В то же время в игре мобилизуется внимание участников, поскольку они должны одновременно управлять обеими сторонами своего тела. Каждый игрок может прервать рукопожатие правой рукой только тогда, когда установит новый контакт левой рукой. Это способствует межполушарному взаимодействию.

Игра интересна и с точки зрения развития межличностных отношений, она требует высокого уровня кооперации, поскольку каждый участник одновременно взаимодействует сразу с двумя членами группы. Большой позитивный эффект имеет проведение этой игры в конце тренингового блока, т.к. благодаря игре участники тренинга расходятся в хорошем настроении, и каждый из них получает свою долю внимания.

Инструкция: «Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?». Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно очень важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы».

Когда все поздоровались друг с другом и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг с другим приветствием, например, со словами: «Как хорошо, что Ты здесь!». Если игра используется в конце блока, то приветствие можно заменить прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с тобой было так хорошо работать!»

«Стратегическая игра»

Это оживлённая игра, в которой интересно соединяются движение и ориентация в пространстве. Уже первая фаза очень напряжена: надо избегать кого-то, кто об этом ничего не знает. Это похоже на то, во что иногда играют дети. Второй этап – с защитником посередине – выходит далеко за рамки детской игры и требует стратегической оценки траекторий движения двух людей. В итоге игра требует быстрых, внимательных движений, каждый должен следить за тем, чтобы не сталкиваться с другими участниками игры. Для этой игры необходимо много места, чтобы избежать столкновений.

Инструкция: «Начните все молча двигаться по комнате. Выберите какого-нибудь члена группы и представьте себе, что вы его боитесь. Продолжайте движение по комнате, но таким образом, чтобы расстояние между вами и человеком, которого вы «боитесь», становилось всё больше и больше, но ни в коем случае не показывайте ему, что вы его избегаете (1 минута).

Теперь выберите кого-нибудь, кто будет вашим защитником. Ему вы тоже не должны показывать, что вы его выбрали. Во время движения по комнате делайте так, чтобы ваш защитник находился между вами и тем, кого вы «боитесь». Двигаться вам нужно как можно быстрее (1,5 минуты).

Я сейчас буду считать от 10 до 0, и при слове «ноль» вы должны застыть на своих местах, как вкопанные.

Сейчас вы можете посмотреть на то, что получилось, и каждый скажет, кого он «боялся», а кто был его защитником.

«Узелки»

Цель: повышение тонуса группы и сплочение участников.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнёра по рукопожатию». Число игроков должно быть чётным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнёра по рукопожатию» (важно, чтобы это был уже другой человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

«Из спичек – имена»

Инструкция: «Вот лежит коробок спичек. Задача группы как можно быстрее из этих спичек выложить имена всех членов группы, использовав все спички, лежащие в коробке. Одна буква может принадлежать разным именам, например: АннАндрей.

Примечание: спички выдаются из расчёта 10 спичек на одного члена группы.

«Пропой своё имя»

Первый участник пропевает своё имя в свободной версии – как звали в детстве, полное или сокращённый вариант – на любой мотив. Все участники хором пропевают имя первого. Далее своё имя пропевает второй участник и т.д.

«Маленькие зелёные человечки»

Инструкция: «Представьте себе, что вы выехали отдохнуть со своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелёной травы, цветов, бабочки летают. Чуть подальше прозрачное озеро с чистой водой, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдёте гулять по этому лугу: нюхать цветы, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: «Внимание! На вас напали маленькие зелёные человечки!», ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: «Дадим отпор маленьким зелёным человечкам!»

Примечание: в зависимости от того, как будет выглядеть группа в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого поведение группы.

«Ищи и найди»

Инструкция: «Разойдитесь по парам и встаньте друг напротив друга. Сейчас каждый из вас должен запечатлеть в памяти образ своего партнёра так, чтобы вы могли его найти потом даже с закрытыми глазами. У вас есть две минуты, чтобы увидеть и запомнить, как выглядит ваш партнёр: какая у него одежда, причёска, форма рук, какова ширина его плеч, обхват талии. Запомните как можно больше деталей, характеризующих облик вашего партнёра (2 минуты).

Теперь закройте глаза и разойдитесь так, чтобы вы не знали, где находится ваш партнёр. Кроме того, дайте себе время освоиться в этой ситуации. Двигайтесь медленно и очень внимательно. Я позабочусь о вашей безопасности и о том, чтобы вся группа смогла успешно выполнить это задание (15 секунд).

А сейчас вы можете начать искать своего партнёра, но только молча. Ищите по своим особым приметам. Когда вы решите, что нашли его, то, прежде чем открывать глаза, назовите его имя».

Примечание: лучше всего проводить игру на ограниченном игровом поле – не слишком большом, чтобы партнёры могли поскорее найти друг друга. Пары, которые уже нашли друг друга, могут переходить на другую сторону комнаты, чтобы облегчить оставшимся процесс поиска.

«Расскажи мне обо мне»

Ведущий предлагает членам группы разбиться по парам. В течение 5 минут каждый рассказывает друг другу о себе. Затем все садятся в круг, и каждая пара по очереди выходит в центр: один участник садится на стул, второй встаёт за ним, кладёт первому на плечи руки и говорит о сидящем, как о себе, представляя себя его именем, затем они меняются. Пары можно оставить из предыдущего упражнения.

«Сесть на стол»

Инструкция: «Ваша группа должна по моей команде как можно быстрее сесть на стол так, чтобы все члены группы разместились на столе. На полу не должно быть ни одной ноги».

«Ирландская дуэль»

Эта игра всегда вызывает большое воодушевление, но часто она слишком возбуждает участников, поэтому время «битвы» должно быть ограниченным. Интенсивная двигательная активность снимает нервное напряжение и усталость. Правила игры таковы, что создают тесный контакт между «дуэлянтами» и дают им возможность открыть друг в друге что-то новое.

Инструкция: «Выберите себе партнёра. Вы должны встать друг напротив друга так, чтобы около вас было достаточно свободного пространства и вы могли бы во время игры двигаться друг вокруг друга. Пожалуйста, положите левую руку себе на спину на уровне крестца ладонью наружу. Эта ладонь – ваше уязвимое место, ваша «Ахиллесова пята».

Правую руку вытяните указательным пальцем вперёд – это будет ваш ирландский меч. Ваша задача – дотронуться вытянутым указательным пальцем до открытой ладони партнёра, одновременно не давая ему задеть ваше уязвимое место. Во время этой дуэли вы не имеете права удерживать партнёра. Так как ирландцы очень мирный народ, то дуэль будет длиться всего одну минуту».

Примечание: в комнате должно быть достаточно свободного пространства. После первого поединка можно предложить участникам провести дуэль с новыми партнёрами.

«Прыг-прыг-табуретка»

Все должны встать в круг, прыгать по кругу, приговаривая хором: «Прыг-прыг-табуретка». А потом все должны взяться за руки и дружить!

Примечание: проводите эту игру как можно чаще, потенциал, заложенный в ней, огромен, надо лишь строго соблюдать инструкцию.

«Семейная фотография»

Группа – семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тётей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация, кто какое место занял на фотографии.

«Какие мы хорошие»

Инструкция: «Вам нужно показать, какие вы все хорошие. Сделайте презентацию вашей команды. На подготовку – 10 минут».

«Вампиры»

Инструкция: «Представьте себе, что мы находимся в средневековом замке. И там, разумеется, водятся вампиры, которые выходят гулять из своих могил по ночам. Сейчас вы можете начать ходить по пространству замка с открытыми глазами, т.к. пока на дворе день (30 секунд).

И вот наступает ночь. Вы закрываете глаза, но продолжаете ходить. Сейчас я дотронусь одному из вас до плеча, и это будет означать, что этот человек – вампир. Его задача – ходить и кусать людей. Прямо так подходит и кусает. Человек, которого укусили, тоже становится вампиром и тоже ходит и кусается. Если случится так, что один вампир укусит другого, то укушенный вновь становится человеком. Всякий раз после укуса необходимо закричать (3 минуты).

Но вот близится утро, и вампирам надо срочно возвращаться домой. Вампиры сейчас могут начать рассасываться по стенам комнаты. А люди остаются в центре (30 секунд).

И вот вы можете открыть глаза, чтобы оценить соотношение сил: сколько у нас получилось миленьких, симпатичных вампирчиков, а сколько жадных людей. Шутка».

«Ужасный секрет»

Один из участников сообщает на ухо своему соседу ужасную тайну о себе, например: «Я люблю ковыряться в носу!», сосед передаёт это дальше по кругу, тоже на ухо, изменив фразу так: «Один из нас любит ковыряться в носу». В такой форме фраза идёт по кругу, а второй участник, дав первой фразе отойти на двух-трёх участников, посылает вслед секрет о себе: «Я люблю корочкой хлеба вымазывать остатки подливы». Фраза идёт по кругу в варианте: «Один из нас…» Когда секрет проходит круг и приходит к владельцу, первая часть упражнения заканчивается. Затем все говорят вслух, какие секреты они узнали, пока все секреты не будут припомнены. А затем все участники хором произносят: «И мы никогда никому ничего не скажем!».

«Клад»

Инструкция: «Представьте, что ваша группа, находясь в походе, нашла настоящий клад. И у вас после этого оказалось 1 000 золотых монет старинной чеканки. Ваша задача – разделить эти деньги. Как вы будете это делать – решать вам. У вас есть на это 5 минут. Запрещено бросать жребий и распределять монеты поровну. Если вы не сумеете распределить деньги за отведённое время, их у вас конфискуют».

«Я желаю тебе завтра…»

Все стоят в кругу и по очереди желают соседу справа что-нибудь хорошее на завтрашний день.

«Олени» 10 мин.

Участники образуют два круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?» Это целый ритуал: правым ухом вы трётесь о правое ухо своего партнёра, затем левым ухом о левое ухо своего партнёра, а в завершении приветствия нужно потопать ногами. После этого внешний круг смещается на одного человека, и церемония повторяется.

«Меня зовут… Я люблю себя за то, что…»15 мин.

Цель: восстановление в памяти имён участников группы и создание рабочей атмосферы.

Упражнение проводится в кругу.

Каждый поочерёдно говорит две фразы: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…». Не отвлекайтесь на споры и обсуждения по поводу ваших желаний. Просто высказывайтесь поочерёдно, беспристрастно и быстро.

«Мы с тобой похожи тем, что…» 20 мин.

Участники образуют два круга (внешний и внутренний), количество участников в каждом кругу должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнёрам фразу, начинающуюся словами: «Мы с тобой похожи тем, что…» (например, тем, что живём на планете Земля, учимся в одном классе). Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например, цветом глаз, ростом).

Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнёра. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

«Ботик»

Задача группы, уместившись на карнизе (ширина его равна самому большому размеру ноги участников команды, длина – длине шеренги команды), не заступая за его край, поменяться местами таким образом, чтобы первый участник оказался на месте последнего, второй на месте предпоследнего и т.д. При заступе за пределы карниза упражнение начинается сначала.

«Вавилонская башня»

Группа делится на две команды следующим образом: ведущий выбирает двух человек, у которых неплохо с коммуникативными возможностями, и просит их вслух побыть капитанами команд на время игры. После этого капитаны набирают себе в команды нужных им людей. Сделать это нужно так, чтобы членов команд было поровну.

Команды занимают свои места в противоположных углах комнаты (где стоит столик и нужное количество стульев). Команды рассаживаются и узнают, что с этой минуты они должны говорить на каком-нибудь тарабарском языке, но вашу речь они должны понимать по-прежнему. Не возбраняется говорить при помощи жестов, придумывать какую-либо сигнальную систему. Капитанам команд вручаются инструкции, которые капитаны должны сообщить своим командам. Никто из членов команд не должен видеть инструкции. Каждой команде предлагается выполнить достаточно сложное действие, причём вовлечь в его выполнение членов команды соперников. Капитан, прочитавший инструкцию, должен объяснить своей команде, чего же от неё хочет тренер, но на пути встаёт языковой барьер. Когда участники каждой команды поймут, что они должны делать, они будут вынуждены вступить в контакт между собой, чтобы вовлечь участников из команды соперников в общее действие. Но наличие различающихся заданий создаёт сложности, на пути к разрешению которых встаёт тот же языковой барьер.

Капитаны получают следующие задания для своих команд:

Команда А:

  1. Придумать не менее 6 различных воинских званий, присвоить одно из этих званий каждому из присутствующих, придумать для всех отличающуюся от современной военную форму и ввести знаки отличия.
  2. Подготовить тренинговую комнату к отражению агрессора.
  3. Организовать банкет по поводу ненападения противника с произнесением двух речей (по 1 мин. каждая), с поздравлением участников обороны и вручением медалей. С речами должны выступить по одному человеку от каждой команды.

Команда Б:

  1. Придумать не менее 6 моделей модной одежды, превратить одежду каждого в одну из этих моделей.
  2. Организовать демонстрацию этих моделей для воображаемых зрителей.
  3. Организовать банкет по поводу успешно проведённой демонстрации с произнесением не менее двух речей, одну из которых должен произнести представитель команды соперника, с поздравлениями участников демонстрации и вручением подарков. Длительность выступления не более 1 мин.

Примечание: задания составлены так, чтобы первая их часть была похожа у обеих команд и участники не сразу догадались бы, что задания у них разные. Однако, к концу выполнения первой части заданий участники начинают подозревать, что их дурачат. После выполнения второй части задания это подозрение перейдёт почти в уверенность, и от третьей части задания они будут ждать подвоха, но третьи задания очень похожи между собой, что вновь вводит участников в мучительные размышления.

После того как все задания будут выполнены, предложите командам вновь разойтись по углам, по своим игровым местам. Вы раздаёте им листы бумаги и просите написать русским языком, что же именно выполнял каждый участник, как он понял своего капитана. Затем вы собираете листки, возвращаете командам дар речи и предлагаете каждой команде обсудить, какое задание выполняли соперники. За пять минут каждая команда должна прийти к единому мнению в этом вопросе и сообщить об этом другой команде. На этом игра заканчивается, начинается обсуждение. Темой обсуждения является вопрос понимания и взаимопонимания. Что этому мешает и что помогает? В какой момент каждый участник почувствовал, что он понял кого-то? В какой момент каждый участник почувствовал, что его поняли?

Игра эта довольно сложная для участников, поэтому проводить её следует только в сильных группах, способных к импровизации и творчеству. Для облегчения задания можно, например, позволить капитанам сказать по три слова, если вы видите, что все его попытки объяснить задание ни к чему не приводят.

Главное, чтобы капитаны не догадались сразу о различности заданий. Можно придумать и другие задания, простые или сложные, короткие или длинные, исходя из потребностей группы в данный момент.

Чтобы игра закончилась весело и хорошо, попросите участников, произносящих речь на банкете, объяснить, что же именно они хотели сказать, какими наградами и за что был премирован каждый лауреат.

«Выбрасывание пальцев»

Вся группа одновременно выбрасывает несколько пальцев на руке. Задача – за минимальное количество ходов добиться того, чтобы по сигналу ведущего все члены группы выбросили одинаковое количество пальцев. Разговаривать и договариваться во время упражнения нельзя.

«Необитаемый остров»

Инструкция: «Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача – создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вы можете:

· освоить остров, организовать на нём хозяйство;

· наладить на нём социальную жизнь (создать организацию, распределить функции, роли, обязанности и т.д.);

· установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний).

На это вам даётся полчаса и свобода действий в рамках вышеперечисленных пунктов. По истечении отведённого времени все садятся вокруг освоенного «острова». Ведущий предлагает обсудить и проанализировать впечатления участников группы о том, что происходило. Каждый может рассказать, что он чувствовал, участвуя в организации жизни на острове, как воспринимал поведение других, чем был доволен и чем был не доволен (20-30 мин.).

«Портрет лидера»

Группа делится на две команды.

  • Образный портрет. Командам необходимо нарисовать портрет лидера. Попробуйте в рисунке отобразить качества, которыми, по-вашему, должен обладать лидер. Вам даётся 10 мин. на обсуждение того, как вы будете рисовать, и ещё 10 мин., чтобы нарисовать портрет. Во время самой работы необходимо соблюдать полную тишину. Общаться можно только невербально.
  • Качества лидера. Вы нарисовали портреты. Теперь по одному человеку от команды нам попытаются объяснить, что нарисовано. Вторая команда может задавать уточняющие вопросы. Рядом с портретом выписываем те качества, которыми обладает нарисованный лидер. Теперь давайте из двух таблиц качеств сделаем одну (выписываются качества лидера без повторений). Перепишите себе на листок эти качества и галочками отметьте те качества, которые есть у вас.
  • Обмен качествами. Посмотрите друг на друга. Многие из вас обладают качествами, которые мы написали. По моему сигналу вы все встаёте со своих мест и начинаете двигаться по комнате с целью обмена качествами. Если вы видите, что какое-то качество ярко выражено у другого, вы просите немножко этого качества, при этом совсем необязательно, что этого качества не должно быть у вас самих. Те качества, которые просите вы, отмечаете в левой колонке вашего списка качеств; качества, которые просят у вас, отмечаете в правой колонке. Одно и то же качество вы можете попросить у нескольких человек (10 мин.).

«Ужасно прекрасный рисунок»

Группа делится на две команды. Каждой команде даётся по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передаётся соседу справа, и тот делает из него в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передаёт следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается автору.

Обсуждение.

«Летающие яйца»

Цели: увеличение сплочённости в группе, демонстрация условий, способствующих творческому решению задачи, исследование влияния успеха на атмосферу в группе.

Инструкция: «У вас есть 30 мин. для того, чтобы выполнить это упражнение. Ваша задача – запустить яйцо в свободный полёт так, чтобы оно приземлилось, не разбившись. Вы не можете передавать яйцо сверху вниз, от человека к человеку, опускать его на верёвке и т.п. Во время упражнения обращайте внимание на процесс взаимодействия в группе и стратегию принятия решений. Удачного полёта!»

Далее группе даётся ещё 10 мин. на обсуждение задания. При этом не разрешается дотрагиваться до материалов, данных группе. Затем в течение 20 мин. группа молча выполняет задание. После сбрасывания яйца на общем сборе группа уходит на обсуждение.

Наши рекомендации