Краткий информационный материал. Глобальная сеть Интернет
Глобальная сеть Интернет. Интернет предоставляет, с одной стороны, громадное информационное поле, содержащее самую разнообразную педагогически ценную информацию, и гипертекст в качестве средства навигации в этом поле, а с другой - различные средства оживления восприятия этой информации: графику, звук, движение и др. Уже одно это показывает значительные преимущества Интернета перед традиционным бумажным учебником. Однако еще большее значение для мотивации обучения имеет интерактивный, диалоговый характер современного гипертекста.
Информационные технологии можно использовать в условиях обычного класса в городской и сельской школе, в общеобразовательной школе, гимназии, лицее. Они дают возможность реализовать современные тенденции в образовательных системах многих стран мира. Вместе с тем до сих пор мы ограничивались технологиями, которые используются в очной системе обучения. Стремление к интеграции в области образования как одна из наиболее ярко проявляемых тенденций диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство. Отсюда такой интерес во всех странах мира к новым информационным технологиям, которые открывают окно в мировое пространство. В настоящее время все большее значение приобретают такие возможности, как получение образования на расстоянии, общение учащихся, учителей не только в рамках одной школы, района, но и других регионов страны, мира. С помощью современных информационных технологий становится реальным получать образование не только в очной форме, но и дистанционно, не покидая родного дома. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самообразования, расширения кругозора, повышения квалификации. Появляется возможность организации совместных проектов учащихся разных стран мира, обмена опытом учителями, студентами, учеными. Любая система образования - это открытая и достаточно устойчивая система. Поэтому такие ее компоненты, как цели и содержание обучения, должны оставаться неизменными при любой форме образования в пределах одного государства в соответствии с принятыми в этом государстве программами и стандартом образования. Что же касается методов, организационных форм и средств обучения, то они могут варьироваться в зависимости от применяемой концепции обучения, форм обучения. Именно поэтому необходимо обратиться к средствам, которые могут обеспечить наиболее полную реализацию этих возможностей, «раздвинуть» стены классных помещений, открыть выход в широкий мир познания, включая диалог культур.
Защита детей от компьютерных опасностей. В связи с интенсивным развитием глобальной сети Интернет одной из актуальнейших воспитательных задач современной практической педагогики становиться задача защиты подрастающего поколения от опасностей при работе с компьютером, а также от интернет-террористических воздействий. В таблице приведены основные аспекты компьютерной опасности для ребенка, а также существующие варианты преодоления проблем, связанных с использованием компьютера детьми.
Таблица «Аспекты компьютерной опасности и пути ее преодоления»
Аспект | Проблема | Пути решения |
Медицинский | Нарушение опорно-двигательного аппарата (поражения позвоночника, лучезапястного сустава) | Соблюдение эргономических требований к мебели, гимнастика, подвижные перерывы, корректоры осанки |
Медицинский | Нарушение зрения (зрительный синдром, глазной синдром) | Гимнастика для глаз, витамины для глаз, консультации врача, требование правильной освещенности рабочего места, соблюдение режима |
Психологический | «Он живой и думает!» | Консультации психолога, ограничение времени работы за компьютером, настройка родительского контроля в компьютере ребенка, доверительные беседы с ребенком, совместная работа за компьютером взрослого и ребенка |
Психологический | Компьютерная зависимость | |
Психологический | Агрессивное общение в Интернете | |
Психологический | Агрессия и жестокость компьютерных игр |
Наиболее существенным методом, предохраняющим ребенка от нежелательных воздействий компьютера, остается родительский контроль. Контроль может осуществляться на разных уровнях:
1) введение учетных записей в компьютере, позволяющих операционной системе Windows ограничивать доступ пользователя к paзличным папкам и файла;
2) родители могут использовать функцию «ограничение во времени», позволяющие отключать компьютер по истечении отведенного времени;
3) родители могут затребовать у компьютера «отчет об активности» и просмотреть, с какими программами работал ребенок;
4) существует возможность устанавливать контроль за играми ребенка (например, программа «Контроль игр - 2»);
5) родителям рекомендуется также знать о системе рейтингов (например, рейтинговые системы ESRB, PEGI), дающих оценки компьютерным играм, видеофильмам с помощью системы логотипов и информирующих о наличии в содержании игр ненормативной лексики, сцен насилия, сюжетов с употреблением наркотиков и пр.
Разработчики детских обучающих программ рекомендуют родителям составлять свод правил действий ребенка в Интернете. Ребенок должен подписать эти правила, чтобы показать, что соглашается с ними и будет выполнять эти правила при работе в сети.
Например. Я обязуюсь:
1) Обращаться к моим родителям, чтобы узнать правила пользования Интернетом.
2) Никогда не выдавать без разрешения родителей личную информацию: домашний адрес, номер телефона, номера кредитных карточек, номер моей школы.
3) Всегда немедленно сообщать родителям, если я увижу или получу в Интернете что-либо тревожащее меня или угрожающее мне.
4) Вести себя в Интернете правильно и не делать ничего, что может обидеть или разозлить других людей, а также противоречит Закону.