Запись результатов наблюдений один раз в неделю
В этом случае вы будете фиксировать успехи вашего малыша просто один раз в неделю. Такой подход удобен приобучения ребенка умению правильно вести себя в повседневной жизни, то есть, умению есть, одеваться, умываться, пользоваться туалетом. В подобных программах задачи обычно остаются почти неизменными довольно долго.
Еженедельные записи хороши также для проверки успехов в речевом развитии. Вы могли бы вести записи достижений малыша, к примеру, по вторникам, и вечером того же дня переносить новую информацию в проверочные таблицы, по которым вы уже сможете судить о прогрессе (более подробно мы объясним это в книге 3).
В некоторых случаях, например, если вы пытаетесь опробовать новый прием, или вас беспокоит медленное освоение малышом нового навыка, или вам необходимо ответить на определенный вопрос, вы можете в течение небольшого периода времени "отбирать образцы" чаще.
Запись результатов три раза в неделю
Для большинства ваших краткосрочных задач, особенно для тех, над которыми вы работаете ежедневно, по нашему мнению, лучше всего подходит система "отбора образцов" три раза в неделю. Если вы хотите делать это чаще - пожалуйста, но предлагаемая система, хорошо зарекомендовавшая себя в Центре Маккуэри, способна предоставить вам достаточно информации для того, чтобы судить о необходимости внесения изменений в индивидуальную программу.
Конечно, это не означает, что вы должны заниматься с ребенком только три раза в неделю. Когда вы хорошо ознакомитесь с программой, и работа над поставленными задачами станет для вас чем-то естественным, у вас может появиться желание проводить целенаправленные занятия почти каждый день. Тогда система записи результатов "трижды в неделю" даст вам возможность в течение нескольких уроков не думать о ведении записей.
Если вы выберете для себя эту систему, вам нужно будет, по возможности, делать записи в одни и те же дни недели. Тогда вы сможете следить за успехами малыша от недели к неделе.
Иногда вам придется вносить изменения в программу в промежутке между теми днями, когда вы записываете свои наблюдения. Это будет, например, тогда, когда ваш малыш справится с одной задачей и перейдет к другой (мы рассмотрим этот случай далее в этой главе). Проявляйте гибкость в использовании этой системы - не вы должны служить ей, а она вам.
Ежедневные записи
Хотя записи, производимые трижды в неделю, во многих случаях играют важную роль, иногда все же полезно фиксировать достижения малыша чаще. Вот несколько аргументов в пользу ежедневного ведения дневника.
1. Может оказаться, что вам легче вести записи ежедневно.
Возможно, каждый день вести дела по одному и тому же плану вам будет просто удобнее. Если же вы только начали вести дневник, то вам неплохо будет потренироваться, пока вы не почувствуете уверенность в результатах. Прекрасно, записывайте ваши наблюдения каждый день!
2. Вы пробуете что-то новое и хотите иметь как можно больше информации о ходе новой программы.
Это хороший повод для ведения ежедневных записей. Вы можете записывать каждый день только то, что относится к какому-то отдельному заданию, а для остальных задач использовать систему записей "трижды в неделю".
3. Вы делаете записи трижды в неделю, но сомневаетесь, что это дает вам полное и точное представление о ходе работы.
Ежедневная запись представит вам более подробнуюкартину положения дел.
4. Вы разрабатываете специальную программу, чтобы изменить нежелательное поведение ребенка.
Если вы поняли, что какие-то элементы поведения вашего малыша требует корректировки (например, ночное недержание, привычка бросать пищу или пронзительно кричать при укладывании в постель), то, по крайней мере, для начала, было бы полезно вести очень подробные записи. Дело в том, что сложившийся тип поведения исправить труднее (то есть, труднее отучить ребенка от чего-то), чем научить новому. В таких случаях полезно начинать ведение записей за несколько дней до начала работы, чтобы увидеть те изменения, которые дает ваш новый подход. Более полно мы обсудим эту проблему в главе 6.
Большую часть данной главы мы отведем рассмотрениюсистемы ведения записей "трижды в неделю". Но все, что мы расскажем, в равной мере относится и к ежедневным записям.
Как вести дневник
Запись достижений ребенка, так же как и оценка, - это фиксация ваших наблюдений. Вы могли бы вести дневник,наблюдая за тем, что делает ваш малыш и записывая его действия в виде рассказа. Вот пример:
Задача: Карен рисует вертикальную линию, имитируя действия взрослого.
Я начертила линию, дала мелок Карен и сказала: "Нарисуй такую же линию, как у мамы!". Карен обозначила на бумаге несколько точек. Я сказала: "Посмотри на маму. Я иду вниз...вниз... и останавливаюсь. Сделай так же!". Карен провела мелком линию вниз и вверх, не отрывая его от листа. Я сказала: "Хорошо, ты стараешься" и
показала еще раз. Она взяла мел и...
Ясно, что такой подход просто непрактичен. Когда вы занимаетесь с малышом, то 99 процентов вашего внимания должно быть отдано ему, а ручка и бумага должны быть где-то на периферии вашего сознания. Урок Карен вполне можно было отразить и так:
.... нарисовала несколько точек. Потом я увидела, что Карен сидит под столом с мелком во рту, но как она туда попала, не знаю потому, что была слишком занята
записями!
Выход из положения - в использовании особого рода "стенографии". Если только вы будете отдавать себе отчет в том, что именно вам нужно узнать из своих записей, этот способ вам будет очень удобен.
В главе 2 мы говорили о том, что формулировка задачи должна создать точное представление о том, что будет делать ребенок после того, как эта задача будет выполнена. Если вы знаете, что на определенном этапе вы можете довольствоваться тем, что малыш сумеет выполнить задание с чьей-либо помощью, это следует записать как часть вашей задачи, например, так:
Нанизывает на нить большие бусинки, когда ему помогают удерживать нить.
Спускается с бруска высотой 10 см., когда его придерживают за руку.
Выполняет простые указания по дому только с одной подсказкой.
Если ваши задачи будут сформулированы таким образом, то все, что нужно будет делать, ведя записи, - это проставлять рядом с заданием какие-нибудь значки каждый раз, когда ребенок пытается его выполнить. Неважно, какие значки вы используете - лишь бы вы и ваши помощники понимали их значение. Мы предлагаем вам следующие значки:
+ - малыш выполнил задание точно так, как и следовало. (Ему никто не оказывал никакой помощи, кроме той, которая была указана в задании).
А - малыш выполнил задание, воспользовавшись какой-либо помощью (в дополнение к тому виду помощи, который был упомянут в задаче.)
- - малыш не смог или не стал выполнять задание.
Думаем, вамбыло бы интересно подумать о том, какие значки вы поставили бы в условиях, описанных в таблице 4.1.
ТАБЛИЦА 4.1
----------------------------------------------------------
Задача | Действияребенка |
Кладет один кубик на другой. | - Кладет один кубик другой на другой. |
Кладет один кубик на другой. | - Кладет один кубик на другой,когда нижний кубиккрепко держат. |
Кладет один кубик на другой,когда нижний кубиккрепко держат. | - Кладет один кубик на другой, кубик крепко держат и направляют его руку. |
Разрезает ножницами бумажный квадрат со стороной 10 см. | - Разрезает ножницами бумажный квадрат со стороной 10 см, когда ему помогают придерживать бумагу. |
Разрезает ножницами бумажный квадрат со стороной 10 см, когда ему помогают придерживать бумагу. | - Разрезает ножницами бумажный квадрат со стороной 10 см, когда ему помогают придерживать бумагу. |
Выполняет указание: "Отдай папе ключи!" | - Отдает ключи старшей сестре. |
Выполняет указание: "Отдай папе ключи" | - Отдает ключи папе, если слышит подсказку "А где папа?" |
------------------------------------------------------------
Как только вы определите свои задачи и придумаете значки - символы для обозначения действий своего малыша, все, что вам останется - это решить, вопрос организации ваших записей: свести ли их в таблицу или построить график. Здесь у вас большие возможности для творчества. Если вам хотелось бы создать свою собственную систему ведения записей, правильно было бы придерживаться следующих принципов:
* Ваша система должна быть достаточно проста для того, чтобы ее можно было использовать прямо во время урока.
* Записи должны быть четкими, чтобы их можно было разобрать при анализе достижений ребенка.
* Будучи один раз разработана, система записей не должна требовать большого количества времени для оформления дневника.
Вашему вниманию мы представим две системы. Во-первых, это тетрадь, страницы которой разбиты на колонки (или графы) для занесения в них необходимых данных и, во-вторых, текущий график.
Тетрадь с графами
Это простой, но эффективный способ организации книги для записи упражнений и результатов их выполнения. В ней предусматривается возможность добавлять необходимые примечания и вести подробную запись того, что делает ваш малыш.
1. Выберите обычную тетрадь в клетку, какими пользуются школьники.
2. Откройте ее в полный разворот.
3. Слева, на расстоянии примерно 7 см. от края проведите вертикальную линию. В этой графе вы будете записывать ваши задачи.
4. Сделайте такую же графу с правой стороны вашего двойного листа. Эта графа понадобится для примечаний и заметок.
5. Оставшееся пространство разграфите так, чтобы каждому дню записи соответствовала одна графа. Если вы используете систему записей "трижды в неделю", вам будут нужны 3 графы, если "ежедневную" - то семь. Каждую графу обозначьте соответствующим числом.
6. Задачи записывайте последовательно сверху вниз.
7. В графах, напротив названия задач, вы будете записывать результаты ваших наблюдений соответствующими значками-символами.
8. В конце недели можно перевернуть страницу и начать все сначала. Если вы не вносите никаких изменений в свои задачи, то их можно не переписывать, а просто отогнуть правую часть листа под названием "Примечания", и вы увидите свои прежние задачи уже на новом листе.
9. Каждый раз, когда вы захотите проанализировать результаты ваших наблюдений, вернитесь к предыдущим записям и подсчитайте количество "плюсов", поставленных в тот или иной день за каждую задачу. Полученное число запишите под значками-символами, выделив его ярким фломастером - так вам легче будет наблюдать за достижениями вашего малыша.
Ниже мы представим вам пример использования этой системы - запись результатов недельных наблюдения за успехами Майка. Вы увидите, что его мама использует значки-символы не для всех задач; иногда ей легче просто описать то, что делает Майк.
ДНЕВНИК МАЙКА
------------------------------------------------------------
Тонкая моторика | Понедельник,7-ое | Среда, 9-ое | Пятница, 11-ое | Примечание | |||||
Рисует вертикальную линию, имитируя действия | |||||||||
взрослого. | АААА+ 1 | АА+А+ 2 | ААА++ 2 | ||||||
Кончает собирать картинку-загадку, добавляя 1 элемент. | - АААА | ААААА 2 | АААА+ 1 | ||||||
Нанизывает на нить крупные бусины. | ААА++ 2 | ААА++ 2 | АА+++ 3 | Майку это нравится, он делает это оченьхорошо! | |||||
Восприятие речи | |||||||||
Кладет предметы на/под игрушечный стул илив/под чашку. | АААА+ 1 | АААА+ 1 | А+ААА 1 | В четверг Майк делал это, играя с кукольнымдомикомСары. | |||||
Выполняет указания, требующие 4 действий с использованием 3 разных игрушек. | А+++А 3 | А++А+ 3 | ++А++ 4 | Почти умеет??? | |||||
Выбирает большой или маленький предмет. | ААААА | ААААА | А+АА- 1 | Нужно внести изменения? Увидим на следующей неделе. | |||||
Общая моторика | |||||||||
Ударяет ногой по мячу (от себя). | ААААА | АААА | ААААА | Если я не держуМайка за руку, он только слегка подталкивает мяч ногой. | |||||
Спускается по 4 ступенькам, держась за руку и за перила. | Майк пытается сесть испускаться вниз на попе. | Попрошу Сару показать, как это делается. | |||||||
Везет за собой игрушку на колесиках. | Пытается сделать это в игровой группе, однако не проявляет особого интереса. | Наверное нам нужна такая задача, которую Майк сможет выполнить. | |||||||
Самообслуживание и социальные навыки | |||||||||
Держит чашку и пьетне проливая | АА+ | +АА | А++ | Получается! | |||||
Натягивает майку через голову | Хорошо перед купанием, но ему утром ему это неинтересно | Трудно на этом сосредоточиться когда провожаю Сару в школу. Попробую одевать Майка попозже. | |||||||
Вытирает руки после того, как я их вымою (до и после еды) | Все в порядке - задача выполнена. | ||||||||
------------------------------------------------------------
Текущий график
Эту систему мы успешно используем в Центре Маккуэри в течение многих лет. Немного потренировавшись, вы сможетелегко и быстро научиться ею пользоваться. В отличие от тетради с графами, эта система не может предоставить много места для примечаний и заметок, но зато на ее подготовку уходит гораздо меньше времени. И что самое главное - текущий график наглядно отображает успехи вашего малыша. С его помощью вы можете сразу, ничего не читая, увидеть, какова динамика развития, есть ли прогресс.
Ниже приводится образец текущего графика. Потренируйтесь на нем. Если эта система вам понравится, вы можете скопировать график, приведенный в конце этой главы, для своей работы с ребенком.
ТЕКУЩИЙ ГРАФИК.
------------------------------------------------------------
Задача: Число: / / / / / / / / / / / / / /
5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
------------------------------------------------------------
Задача: Число: / / / / / / / / / / / / / /
5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
------------------------------------------------------------
Графиком нужно пользоваться следующим образом:
1. На каждой странице отведено место для двух задач. Запишите свои задачи слева, на свободном месте.
2. Для каждой задачи есть несколько колонок чисел:
5
4
3
2
1
0
Каждая колонка подразумевает один день записи. Сверхунад каждой из этих колонок напишите числа (для обозначения записей, которые делаются от руки мы выбрали курсив):
16/517/5 19/5
5 55
4 44
3 33
2 22
1 11
0 00
3. Каждая цифра (1,2,3,4,5) - это порядковый номер попытки выполнения задания. (На цифру 0 пока не обращайте внимания). Данный образец отлично подходит для системы из пяти попыток, но если вы даете ребенку на задание менее пяти попыток, остальные цифры можно просто проигнорировать.
4. После того, как малыш сделает первую попытку, рядом с цифрой 1 запишите ваш значок-символ ("плюс", "А", "минус" или любой другой по вашему выбору). После второй попытки запишите соответствующий символ рядом с цифрой 2. Делайте то же самое и после остальных попыток. Ваша запись будет выглядеть примерно так:
17/5
5 А
4 +
3 А
2 А
1 -
Эта запись означает, что во время первой попытки ребенок вовсе не смог выполнить задание, во время второй и третьей попыток сделал то, что нужно, с посторонней помощью, четвертая попытка оказалась успешной, а во время пятой ему снова потребовалась помощь.
5. Затем подсчитайте количество значков "плюс" в своей записи. Если у вас один "плюс", обведите кружком цифру 1. Если три "плюса" - обведите цифру 3. Если "плюсов" в записи нет, обведите ноль (здесь мы выделяем эти цифры просто жирным шрифтом). В любом случае обводите кружочком ту цифру, которая соответствует общему числу "плюсов" в вашей записи на данный день. Вот несколько примеров:
5 А5 А5 +5 А5 А5 +
4 А4 +4 А4 А4 А4 +
3 +3 А3 А3 +3 -3 +
2 +2 +2 А2 +2 А2 +
1 А1 +1 -1 +1 А1 +
000000
6. Если вы ведете записи в течении нескольких дней, то получившиеся кружочки вы можете соединить линией, чтобы получить график:
6/79/711/713/715/7
5 А5 А 5 + 5 А 5 +
4 А4 А 4 А 4 + 4 -
3 -3 А 3 + 3 + 3 +
2 +2 - 2 + 2 + 2 +
1 А1 А 1 А 1 А 1 +
00000
7. Когда малыш научится выполнять задачу, и она перестанет быть актуальной, просто зачеркните ее название. Вы можете использовать остаток колонок цифр, или надписать свою новую задачу над ними, либо, для аккуратности, наклеить кусочек непрозрачной липкой ленты над следующими колонками и записать на нем свою новую задачу.
5/67/69/6
5 А5 +5 +55
4 +4 +4 +Собирает44
3 +3 А3 +матрешку33
2 А2 +2 +22
1 +1 +1 +11
00000
8. Если вы продолжаете работу над одной и той жезадачей, но планируете использовать новый метод обучения,добавьте "строчку изменений", как показано в таблице 4.2.В этом случае вам будет легче определить, помогает ли ваш новый подход. Все очень просто!
Возможно, вам захочется для начала применить такую систему только к одной из задач, чтобы выяснить, удобно ли это вам. Для некоторых задач можно продолжать использовать тетрадь с графами, а для остальных - текущий график. В большинстве примеров, которые мы приводим, на каждое задание отводилось по пять попыток за урок. Здесь, в Центре Маккуэри, мы пришли к выводу, что для многих детей, как и для многих заданий, достаточно пяти попыток, чтобы ребенок получил возможность учиться, не утомляясь. Однако, некоторые задания сами по себе требуют много времени. Так далеко не все дети были бы рады строить башню из шести кубиков пять раз подряд или пять раз подряд собирать головоломку из деревянных пластинок. Поэтому вы можете выбрать один из трех вариантов:
1. Распределить пять попыток на весь день, вместо того, чтобы давать их малышу одну за другой.
2. Дать меньше попыток: три, например. Ваша запись будет более ясной и ребенок будет знать, чего ему ждать, если каждый день вы будете просить его делать одинаковое количество попыток.
3. Некоторые задания можно разделить на "кусочки" и записывать результаты выполнения каждого из "кусочков" при первой попытке. Если в качестве примера взять построение башни, то здесь можно записывать результаты действия с каждым из кубиков. Предположим, ребенок кладет второй кубик на первый без посторонней помощи, третий и четвертый он не может положить без помощи, пятый кубик он кладет с подсказкой и последний - самостоятельно. Ваша запись тогда имела бы вид:
+ А А А +
Этот метод можно четко отобразить в текущем графике, записывая "кусочки" задания слева от колонок с цифрами. В следующем примере мы разбили задание "нарисовать лицо" натакие "кусочки": "кружок, глазки, носик и ротик". (Цифра 5 в этой записи не используется.)
5 5 5 5
Рисует лицо с глазками, 4+4+4А4+
ротиком и носиком.3А3+3+3+
2А2А2А2А
1+1+1+1+
0 0 0 0
Используйте ту систему, которую вы считаете наиболее подходящей для себя. Самое важное - быть последовательными и уверенными в том, что все ваши помощники используют ту же систему!
ТАБЛИЦА 4.2 Практический вид текущего графика
+----------------------------------------------------------+
¦ ¦ Показ перед каждой ¦ попыткой.¦ +-------------------------------¦¦¦
¦5А5А5+5А5А5А¦ 5А5А5+¦
¦4А4А4А4А4А4А¦ 4А4+4А¦
¦3А3+3+3А3А3А¦ 3+3+3+¦
¦2+2А2А2А2+2А¦ 2+2+2+¦
¦1А1А1А1А1+1+¦ 1А1А1+¦
¦0 0 0 0 0 0¦ 0 0 0¦
+----------------------------------------------------------+