Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на едином государственном экзамене по русскому языку

В этом разделе представлен перечень требований к уровню подготовки выпускников, проверяемому на едином государственном экзамене, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. базового и профильного уровней[1].

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Особое внимание в старшей школе уделяется целенаправленному развитию таких умений и навыков, которые необходимы для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности выпускников: навыков различных видов чтения учебно-научных текстов; навыков создания собственных текстов и т.п. Сопоставительный анализ требований к уровню подготовки выпускников, изучающих русский язык на базовом и профильном уровнях, показал, что результаты изучения предмета на этих уровнях при формировании основныхвидов речевой деятельности (слушания и чтения, письма и говорения) совпадают. Это означает, что важнейшие коммуникативные умения, проверяемые на экзамене, являются общими как для экзаменуемых, изучавших русский язык на базовом уровне, так и для тех выпускников, которые учились в профильных классах.


Код требования Умения, проверяемые на едином государственном экзамене[2] Уровень стандарта среднего (полного) образования по русскому языку
  различные виды анализа  
  1.1 Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов Базовый Профильный
  1.2 Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставлен­ных коммуникативных задач Базовый Профильный
  1.3 Разграничивать варианты норм, пред­на­ме­ренные и непреднамеренные нарушения языковых норм Профильный
  1.4 Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицис­ти­чес­ких, разговорных и художественных текстов Базовый Профильный
  1.5 Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов Профильный
  чтение  
  2.1 Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи Базовый Профильный
  2.2 Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации Базовый Профильный
  2.3 Владеть основными приёмами инфор­ма­ци­онной переработки письмен­ного текста Базовый Профильный

  письмо  
  3.1 Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на мате­риале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст Базовый Профильный
  3.2 Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; исполь­зовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка Базовый Профильный
  3.3 Применять в практике письма орфо­графические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Базовый Профильный
  3.4 Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем Базовый Профильный
    Специфические требования для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не проверяемые на едином государственном экзамене  
  Знать смысл понятий: национальный, государственный, мировой язык; язык межнационального общения Профильный
  Знать сходства и различия фонетической, лексической и грамматической систем русского и родного языков, речевого этикета русского народа и других народов России Базовый Профильный
  Осознавать национальное своеобразие русского языка Базовый Профильный
  Вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации Базовый Профильный
  Переводить с родного языка на русский тексты разных типов Базовый Профильный

[1] См. Требования к уровню подготовки выпускников. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

1 В ячейке таблицы, описывающей содержание государственного образовательного стандарта профильного уровня, указываются только те элементы, которые не дублируются в стандартах основного общего образования и базового уровня среднего (полного) образования.

Наши рекомендации