Старших подростков на этапе окончания средней школы
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
(для учащихся 9 класса)
Ход проведения: учащимся предлагается выбрать 2 варианта продолжения предложения, наиболее подходящих к ним.
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для.
а) получения образования;
б) поступления в ВУЗ;
в) будущей профессии;
г) ориентировки в жизни;
д) того, чтобы устроиться на работу.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не жил в России;
в) не воля родителей;
г) не получал знания;
д) не жил.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) хорошие отметки;
б)успехи в учебе;
в) приложенные усилия;
г) мои способности;
д) выполнение домашнего задания;
е) мои личные качества
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) работать, жить и наслаждаться жизнью;
б) закончить школу;
в) доставлять пользу людям;
г) обучение.
5. Моя цель на уроке...
а) усвоить что-то новое;
б) пообщаться с друзьями;
в) слушать учителя;
г) получить хорошую оценку;
д) никому не мешать.
6. При планировании своей работы я...
а) тщательно обдумываю ее;
б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;
в) сначала стараюсь понять ее суть;
г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;
д) обращаюсь за помощью к старшим; е) сначала отдыхаю.
7. Самое интересное на уроке - это...
а) общение с друзьями;
б) общение с учителем;
в) изучение новой темы;
г) объяснение учителем нового материала,
д) получать хорошие отметки;
е) отвечать устно.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он для меня интересен;
б) у меня хорошее настроение;
в) меня заставляют;
г) мне не дают списать;
д) мне надо исправить плохую отметку;
е) я его хорошо понимаю.
9. Мне нравится делать уроки...
а) когда ничто меня не отвлекает;
б) когда они несложные;
в) когда остается много свободного времени, чтобы погулять;
г) когда я хорошо понимаю тему;
д) когда нет возможности списать;
е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) деньги, которые я заработаю в будущем;
б) родители и (или) учителя;
в) чувство долга;
д) желание получать знания;
е) общение.
11. Я более активно работаю на занятиях, если...
а) ожидаю одобрения окружающих;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна высокая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем,
12. Хорошие отметки – это результат...
а) моей упорной работы;
б) заискивания перед учителем;
в) подготовленности и внимания на уроках;
г) моего везения;
д) получения качественных знаний;
е) помощи родителей или друзей.
13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения;
б)трудности заданий;
в) моих способностей;
г) приложенных усилий и старания;
д) моего везения;
е) внимания к объяснению учебного материала учителем.
14. Я буду активным на уроке, если...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) я уверен, что отвечу хорошо; е) иногда мне так хочется.
15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
16. Ошибившись при выполнении задания, я
а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;
б) теряюсь;
в) прошу помощи у товарищей;
г) нервничаю;
д) продолжаю думать над ним;
е) отказываюсь от его выполнения.
17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...
а) обращаюсь за помощью к товарищам;
б) отказываюсь от его выполнения;
в) думаю и рассуждаю;
г) списываю у товарища;
д) обращаюсь к учебнику;
е) огорчаюсь.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) требуют большого умственного напряжения;
б) не требуют усилий;
в) письменные;
г) не требуют сообразительности;
д) сложные и большие;
е) однообразные и не требуют логического мышления.
Обработка результатов.
Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков (для 7 класса). Однако количество баллов по номерам предложений будет отличаться от предыдущего.
Таблица 8
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации | |||||
а | б | в | г | д | е | ||
- | |||||||
•* * < | - | ||||||
- | - | ||||||
- | |||||||
Г | |||||||
Таблица 9
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
26-28 22-25 18-21 15-17 до 14 | 24-27 20-23 15-19 9-14 до 8 | 22-25 17-21 13-16 7-12 до 6 | 70-80 57-69 44-56 29-43 до 28 |
Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с итоговыми уровнями школьников 7 классов.
Таблица 10 Выявление основных мотивов у школьников 9 классов
Варианты ответов | Номера предложений | ||
а) | И | П | |
б) | П | И | п |
в) | У | в | И |
г) | с | в | п |
д) | о | в | |
е) | П ' | У | У |
Условные обозначения мотивов: У — учебный мотив; С — социальный мотив; П - позиционный мотив; О - оценочный мотив; И - игровой мотив; В - внешний мотив.
Таблица 11
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации | |||||
а | б | в | г | д | е | ||
+5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | ||
-5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | ||
+5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | ||
-5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | ||
+5 | -5 | +5 | -5 | -5 | +5 . | ||
-5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | ||
+5. | -5. | -5 | +5 | -5 | +5 | ||
+5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | ||
-5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 |
(Диагностика представлена из сборника: Лукьянова, М. И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика. - М,: ТЦ «Сфера», 2004.)