Формирование временных представлений у детей с отклонениями в развитии
Детей знакомят с частями суток, днями недели, временами года, месяцами года, с периодами человеческой жизни, учат устанавливать логическую последовательность событий, развивают чувство времени, знакомят с циферблатом.
У проблемных детей трудности с ориентировкой во времени возникают из-за несформированности ритмической способности,пространственных представлений, мышления .
С частями суток детей знакомят при проведении режимных моментов и с опорой на их личный опыт.
С днями недели знакомят с опорой на линейную пространственную модель(лпнта с кармашками, в которые вкладываются карточки с надписями-названиями дней недели и символами, их обозначающими). Дети должны знать последовательность дней недели, должны определять какой день недели бывает до и после например, среды.
Аналогично поступают при ознакомлением с временами года и месяцами. При этом можно использовать круговую модель годового цикла. Круг делят на 4 части, обозначая цветом или картинками времена года, по окружности располагают полосу, которая в каждом секторе делится на три части(месяцы) . О временах года дети должны знать:
-какие происходят изменения в неживой природе(долгота дня, температура воздуха, осадки)
-какие происходят изменения в живой природе: в жи зни животных, в жизни растений,
-какие события происходят в жизни деятельности детей и взрослых (одежда, виды отдыха, сельскохозяйственный труд, праздники).
Логика временных отношений познается через специальные упражнения и игры, « Что сначала, что потом?», « Что чем было, что чем станет?».
Важно развивать перед школой чувство времени, используя песочные часы. Предлагают выполнять задание и закончить его, когда пересыплется песок в часах, говорят, что прошла одна минута (затем время увеличивают). Затем часы закрывают листом бумаги, предлагают начать работу по сигналу и закончить, когда покажется, что уже прошла минута (затем другой заданный отрезок времени).
Перед школой детей знакомят с с циферблатом, но определять время по часам они научатся в школе.
Задачи и содержание коррекционной работы по формированию способности к замещению и наглядному моделированию у детей с отклонениями в развитии
Путь формирования личности пролегает через усвоение и присвоение общественно- исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закрепленного в языке. В число знаков, опосредующих психическую жизнь человека, входят буквы, цифры, различные символы. За счет определенного расположения знаков в пространстве образуются модели, формулы, схемы, чертежи, которые используются как в обучении, так и в процессе деятельности людей. Исследования Л. А. Венгера и сотрудников его лаборатории доказали, что целенаправленное развитие способности к замещению и моделированию у дошкольников, способствует развитию их умственных способностей
Коррекционная работа строится в следующих направлениях:
1. Формирование способности к замещению.
Упражнения на подбор заместителей к предметам. Лучше в игровой ситуации. На начальных этапах предмет и заместитель имеет наибольшее сходство, а в дальнейшем заместители приобретают все более условный характер. Важно чтобы ребенок выполнил с заместителем такое же действие, как и с реальным предметом.
Подбор заместителей к предметам- лучше всего в игровой ситуации. Например, говорят, что кукла заболела и нужно измерить ей температуру. Вместо градусника можно взять какой-предмет: палочку, карандаш, ленточку, кубик. Ребенок выбирает предмет-заместитель.
Подбор предметов к заместителям. Ребенку предлагаются геометрические фигуры и набор карточек с предметным изображением, спрашивают о том, что обозначает треугольник ( косынку, крышу дома), круг (солнышко, руль, яблоко) и т.п.
Упражнения в кодировании – используются карточки-шифры, кодируется, что угодно (посуда, мебель и т. д.), так как в игре «Зверюшки на дорожках».
2. Пространственное моделирование.
А) упражнения в пространственном анализе строения предмета. Анализ строения предмета осуществляется на разных занятиях - рисовании, лепке, аппликации.
Схема анализа строения предмета:
- целостное восприятие;
- выделяются крупные части – их цвет, форма, величина, пространственное расположение, назначение;
- выделяются детали, их цвет, форма, величина и их назначение.
- целостное восприятие.
Б) моделирование пространственных ситуаций. Ребенку предлагают игры с кукольной комнатой, изготавливается макет кукольной комнаты. Рядом лист бумаги и геометрические фигуры, ребенку предлагают каждый предмет мебели обозначить геометрической фигурой и соответственно их расположить. Затем мебель меняют местами и фигурки меняются, и наоборот.
Моделирование логических отношений является сложным направлением для проблемных детей.